86RS0002-01-2019-007367-40
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 октября 2019 года г. Нижневартовск
Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Школьникова А.Е.,
помощника судьи Анисимовой Е.В.,
при секретаре Гах А.В.,
с участием представителя ответчика по доверенности Кирпичниковой Е.В., помощника прокурора Гареевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5614/2019 по иску Кузнецова Ю. М. к обществу с ограниченной ответственностью «КАТКонефть» о взыскании единовременной выплаты,
У С Т А Н О В И Л:
Кузнецов Ю.М. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «КАТКонефть» (далее ООО «КАТКонефть») о взыскании единовременной выплаты. В обоснование требований истец указал, что с <дата> по <дата> он работал на предприятии ответчика в должности машиниста перовой передвижной депарафинизационной установки 6 разряда. <дата> в отношении него были составлен акт о случае профессионального заболевания, из которого следует, что ему было установлено профессиональное заболевание – потеря слуха, вызванная шумом (двусторонняя хроническая нейросенсорная тугоухость 2 степени справа, 1 степени слева) от <дата>. В соответствии с п. 7.1.1 «Отраслевого соглашения по организации нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства объектов нефтегазового комплекса Российской Федерации на 2014-2016 годы», единовременная денежная выплата для возмещения вреда, причиненного работником в результате несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, в размере не менее при установлении профессионального заболевания – 30 величин прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (региональных прожиточных минимумов трудоспособного населения, если в соответствующем регионе применяются районные коэффициенты). Просит взыскать с ответчика единовременную денежную выплату в связи с причинением вреда здоровью в размере 468450 рублей.
Истец в судебное заседание не явился о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика в судебном заседании не согласилась с исковыми требованиями в полном объеме, считает их необоснованными, поскольку <дата> Нижневартовским городским судом было вынесено решение о взыскании с ответчика в пользу истца единовременной выплаты в связи с профессиональным заболеванием в размере 468450 руб., на основании акта о случае профессионального заболевания от <дата>. Данное решение вступило в законную силу. <дата> ответчик выполнил свои обязательства по выплате указанной суммы. Обращаясь с настоящим иском, истец ссылается на акт о случае профессионального заболевания от <дата>, которым ему установлено профзаболевание: потеря слуха, вызванная шумом, в результате чего ему установлена утрата трудоспособности 10%. Однако, несмотря на количество актов, считает, что денежная выплата истцу положена одна. Профессиональные заболевания у истца возникли за один и тот же период его работы на предприятии, при исполнении одних и тех же должностных обязанностей, при воздействии одних и тех же вредных факторов.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие истца, извещенного надлежащим образом о дате и времени слушания дела.
Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей. Право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, закреплено в ч. 2 ст. 37 Конституции РФ. Этому праву работников корреспондирует обязанность работодателя создавать такие условия труда (ст. 212 Трудового кодекса РФ).
Согласно ст. 21, 220 Трудового кодекса РФ работник имеет право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Согласно п. 30, 32 Постановления Правительства РФ от 15 декабря 2000 года № 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний» надлежащим документом, устанавливающим профессиональный характер заболевания, возникшего у работника на данном производстве, является акт о случае профессионального заболевания. В акте о случае профессионального заболевания подробно излагаются обстоятельства и причины профессионального заболевания, а также указываются лица, допустившие нарушения государственных санитарно-эпидемиологических правил, иных нормативных актов. В случае установления факта грубой неосторожности застрахованного, содействовавшей возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, указывается установленная комиссией степень его вины (в процентах).
В судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела, признано сторонами, что Кузнецов Ю.М. с <дата> по <дата> состоял в трудовых отношениях с ООО «КАТКонефть» в должности машиниста паровой передвижной депарофинизационной установки 6 разряда.
Из акта о случае профессионального заболевания от <дата> следует, что истцу было установлено профессиональное заболевание – Н83.3 Потеря слуха, вызванная шумом (Двусторонняя хроническая нейросенсорная тугоухость 2 степени справа, 1 степени слева) от <дата>.
Согласно акту о случае профессионального заболевания от <дата> у Кузнецова Ю.М. выявлено профессиональное заболевание в виде: Т 75.2 Вибрационная болезнь начальные проявления (1-ая степень), связанная с воздействием общей вибрации (проявления: хроническая дистальная аксонально-демиелинизирующая полинейропатия верхних и нижних конечностей с преимущественным поражением нижних конечностей, умеренной степени выраженности, сенсорно-вегетативный тип) от <дата>.
Из вышеуказанных Актов видно, что выявленные у истца заболевания являются профессиональными и возникли в результате воздействия ряда неблагоприятных факторов вызывающих отрицательные изменения в состоянии здоровья, а именно физические нагрузки и общая вибрация, превышающая ПДУ.
Вместе с тем, подписанию вышеуказанных актов, предшествовало составление АО «Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр профессиональной патологии» медицинского заключения об установлении истцу заключительного диагноза профессионального заболевания № от <дата>, которое в том числе, являлось основополагающим документом как при составлении Акта от <дата>, так и при составлении Акта от <дата>.
Согласно справкам Бюро МСЭ № и № от <дата> степень утраты профессиональной трудоспособности истца в связи с профессиональными заболеваниями составила 10% и 20%. Срок установления степени утраты профессиональной трудоспособности с <дата> до <дата>.
Следовательно, в судебном заседании подтверждено, что у истца имеются определенные надлежащими органами профессиональные заболевания, которые повлекли потерю профессиональной трудоспособности.
В соответствии со ст. 5 ТК РФ трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Статьей 184 ТК РФ предусмотрено, что при повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника. Виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных случаях определяются федеральными законами.
В соответствии со ст. 45 ТК РФ соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
<дата> в Федеральной службе по труду и занятости РФ было зарегистрировано Отраслевое соглашение по организациям нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства объектов нефтегазового комплекса Российской Федерации на 2014-2016 годы.
В ходе судебного заседания было установлено, что действие вышеуказанного соглашения было продлено на 2017-2019 годы, соглашение на период 2017-2019 годов прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости <дата> №.
Согласно п. 1.2 Отраслевого соглашения по организациям нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства объектов нефтегазового комплекса Российской Федерации на 2014-2016, соглашение действует в организациях, осуществляющих деятельность в газовой и нефтяной отраслях, нефтяном и газовом строительстве, нефтяной и газовой переработке, нефтепродуктообеспечении, нефтяной и газовой химии, нефтяном и газовом трубопроводном транспорте, газификации и эксплуатации газового хозяйства, транспортировке и реализации сжиженного газа, геологической разведке месторождений углеводородов, переработке продукции нефтегазохимии, нефтяном и газовом машиностроении, а также оказывающих им сервисные, транспортные, научные, проектные услуги (далее – Организации). Соглашение распространяется на Организации, в которых указанные виды деятельности являются основными.
В силу п. 1.3 Отраслевого соглашения, соглашение действует в отношении: 1) работодателей, являющихся членами Общероссийского объединения работодателей нефтяной и газовой промышленности; 2) работодателей, не являющихся членами Общероссийского объединения работодателей нефтяной и газовой промышленности, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить Соглашение либо присоединились к Соглашению после его заключения; 3) работодателей, осуществляющих деятельность в соответствующих отрасли, виде деятельности, не представивших в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к Соглашению в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему; 4) всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в настоящем пункте.
Статьей 48 ТК РФ также предусмотрено, что по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
Из текста данной правовой нормы следует, что мотивированный отказ от присоединения должен быть представлен в орган исполнительной власти в течение 30-ти дневного срока.
Стороной ответчика не оспаривалось, что по видам деятельности Общества данное отраслевое соглашение распространяется на ответчика, при этом, ООО «КАТКонефть» не была соблюдена предусмотренная ст. 48 ТК РФ процедура отказа от присоединения к Отраслевому соглашению.
Раздел 7 Отраслевого соглашения предусматривает гарантии и компенсации работникам, в частности, при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании.
Пунктом 7.1 Отраслевого соглашения по организациям нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства объектов нефтегазового комплекса Российской Федерации на 2014-2016 годы предусмотрено, что работодатели в соответствии с законодательством, коллективными договорами обеспечивают:
7.1.1. Единовременную денежную выплату для возмещения вреда, причиненного работникам в результате несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, в размере не менее:
- при смертельном исходе - 350 величин прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (региональных прожиточных минимумов трудоспособного населения, если в соответствующем регионе применяются районные коэффициенты);
- при установлении 1 группы инвалидности - 200 величин прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (региональных прожиточных минимумов трудоспособного населения, если в соответствующем регионе применяются районные коэффициенты);
- при установлении 2 группы инвалидности - 100 величин прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (региональных прожиточных минимумов трудоспособного населения, если в соответствующем регионе применяются районные коэффициенты);
- при установлении 3 группы инвалидности - 50 величин прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (региональных прожиточных минимумов трудоспособного населения, если в соответствующем регионе применяются районные коэффициенты);
- при временной утрате трудоспособности более 4-х месяцев подряд - 20 величин прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (региональных прожиточных минимумов трудоспособного населения, если в соответствующем регионе применяются районные коэффициенты);
- при получении профессионального заболевания, не повлекшего установления инвалидности, - 30 величин прожиточного минимума в целом по Российской Федерации (региональных прожиточных минимумов трудоспособного населения, если в соответствующем регионе применяются районные коэффициенты).
Размер единовременной денежной выплаты для возмещения вреда, причиненного работникам в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, учитывает выплаты по соответствующим системам добровольного страхования, применяемым в Организации.
Вместе с тем, вступившим в законную силу решением Нижневартовского городского суда от <дата>, постановлено:
«Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «КАТКонефть» в пользу Кузнецова Ю. М. единовременную денежную выплату в связи с профессиональным заболеванием в размере 468450 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «КАТКонефть» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город Нижневартовск в размере 7884 рубля».
Согласно ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Из данного решения суда усматривается, что, в пользу Кузнецова Ю.М. судом взыскана единовременная выплата в связи с причинением вреда здоровью в размере 468450 руб. на основании акта о случае профессионального заболевания от <дата>, медицинского заключения об установлении заключительного диагноза профессионального заболевания № от <дата>, а так же извещения об установлении заключительного диагноза хронического заболевания № от <дата>.
Из Актов о случае профессионального заболевания от <дата> и от <дата>, из медицинского заключения об установлении заключительного диагноза профессионального заболевания от <дата> видно, что оба заболевания у истца возникли за один и тот же период его работы на предприятии, при исполнении одних и тех же должностных обязанностей, при воздействии одних и тех же вредных факторов.
В п.7.1.1 Соглашения указано, что работодатели обеспечивают единовременную денежную выплату для возмещения вреда, причиненного работникам в результате несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, при этом, в Соглашении не указано, что единовременная выплата производится за каждый случай.
Кроме того, в отраслевом соглашении размер единовременной выплаты определен от тяжести вреда причиненного здоровью работника, чем больше вред здоровью, соответственно тем больше и размер выплаты. В случае удовлетворения исковых требований истца, общий размер единовременной выплаты составит 60 (30+30) величин прожиточного минимума, что в свою очередь больше чем в случая установления 3 группы инвалидности (50 величин прожиточного минимума).
Таким образом, истцу на основании решения суда от <дата> уже была взыскана и выплачена единовременная выплата, в связи с профессиональным заболеванием, которое было получено в период его работы с <дата> по <дата> в ООО «КАТКонефть» в должности машиниста паровой передвижной депарафинизационной установки 6 разряда и с учетом изложенного, суд находит не обоснованными и не подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании единовременной выплаты в связи с полученным им иным профессиональным заболеванием в тот же период у этого же работодателя.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Кузнецова Ю. М. к обществу с ограниченной ответственностью «КАТКонефть» о взыскании единовременной выплаты в связи с профессиональным заболеванием, отказать.
Решение может быть обжаловано в Суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Нижневартовский городской суд.
Председательствующий судья А.Е. Школьников