Судья: Соболева Ж.В. гражданское дело № 33 – 2806/2020
(гр. дело № 2-4242/2019)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 марта 2020 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Елистратовой Е.В.
судей Занкиной Е.П., Самодуровой Н.Н.
при секретаре Петровой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации г.о.Тольятти Самарской области на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 04.12.2019 года, которым постановлено:
«Иск Кирюшиной Р.К. удовлетворить.
Признать здание административно-бытового корпуса по <адрес> многоквартирным жилым домом.
Признать нежилое помещение <адрес> жилым помещением - двухкомнатной квартирой №
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Занкиной Е.П., объяснения представителя Администрации г.о. Тольятти - Колмаковой М.А. в поддержание апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кирюшина Р.К. обратилась в суд с иском к Администрации г.о. Тольятти о признании здания многоквартирным жилым домом, признании нежилого помещения жилым помещением.
Требования мотивированы тем, что с 18.06.2018 года истец является собственником нежилого помещения <адрес>
В указанном жилом помещении истец проживает с 2015 года, ранее это помещение истица арендовала для проживания у ООО "Управление социального развития".
Данное нежилое помещение №, а фактически двухкомнатная квартира № была приобретена семьей истицы для улучшения своих жилищных условий.
В марте 2019 года истица обратилась в Администрацию г.о.Тольятти с заявлением о переводе принадлежащего ей нежилого помещения в жилое, однако распоряжением заместителя главы городского округа Тольятти от 12 апреля 2019 года № ей было отказано по тем основаниям, что здание по <адрес>, является административно-бытовым корпусом, земельный участок расположен в территориальной зоне ПК-4 (зона коммунально-складских объектов), на которой не предусмотрено размещение жилого дома.
Вместе с тем, земельный участок под указанный жилой дом был предоставлен в 50-годы прошлого века, сам жилой дом № сдан в эксплуатацию и заселен работниками завода ВЦМ на основании ордеров в 1959 году.
У Администрации г.о.Тольятти имеются сведения о государственной регистрации права собственности граждан на жилые помещения в многоквартирном жилом доме <адрес>
Нежилое помещение № было построено как жилая двухкомнатная квартира в многоквартирном жилом доме, использовалась с 1959 года и используется фактически в настоящее время, как жилая двухкомнатная квартира. Квитанции на оплату содержания и текущего ремонта приходят истице, как собственнику жилого помещения - двухкомнатной квартиры <адрес>
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просила признать здание административно-бытового корпуса по <адрес>, многоквартирным жилым домом, нежилое помещение №, общей площадью 52,6 кв.м., расположенное на 1-м этаже жилого дома <адрес>, жилым помещением - двухкомнатной квартирой №, общей площадью 52,6 кв.м.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены ОАО «Волгоцеммаш», Васильев А.В., Васильева И.В., Кондратьев С.В., Ильченко Ю.В., Ильченко Т.И., Комогоров С.А., Комогоров Д.И., МП «Инвентаризатор», Управление Росреестра по Самарской области.
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое Администрация г.о.Тольятти в апелляционной жалобе просит отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске, ссылаясь на то, что законных оснований для удовлетворения иска у суда не имелось, поскольку земельный участок, на котором расположено спорное здание, расположено в зоне ПК-4 с 2005 года, которая является зоной коммунально-складских объектов, размещение в указанной зоне жилых помещений не предусмотрено Правилами землепользования и застройки. Вывод суда о неприменении правил землепользования и застройки г.о.Тольятти, в связи с тем, что спорный жилой объект был возведен в 1959 году, является неверным. Распоряжением заместителя главы г.о.Тольятти от 12.04.2019г. № истцу было отказано в переводе нежилого помещения. Указанное распоряжение истцом обжаловано не было. Решения Центрального районного суда г.Тольятти не имеют преюдициального значения при рассмотрении данного спора, поскольку касаются прав на конкретные жилые помещения, принадлежащие иным лицам, а признанные квартиры были выделены в пользование жильцам еще до перевода квартир в нежилые помещения.
В заседании судебной коллегии представитель Администрации г.о. Тольятти - Колмакова М.А. доводы апелляционной жалобы поддержала.
От истца Кирюшиной Р.К., третьих лиц Алиханова А.А., Васильевой И.В., Васильева А.В., Тимошенко С.В., Тимошенко А.Г., Бадоян А.А., Бадоян А.В., Бадоян А.А., Власкина В.И., Власкиной Т.А., Кузнецовой С.В. поступили письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых они просят решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения, просили заседание провести в их отсутствие.
Иные лица в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки судебной коллегии не сообщили.
В силу статей 167 и 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Согласно части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.
В силу ч. ч. 2, 3 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Пункт 2 части 1 статьи 16 Кодекса устанавливает, что к жилым помещениям относится, в том числе, квартира.
В силу ч. 1 ст. 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан.
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Требования к жилым помещениям установлены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
В соответствии с пунктом 4 Положения жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания.
Пунктом 5 данного Положения предусмотрено, что жилым помещением признается: квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Пунктом 6 Положения многоквартирный дом определен как совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме; многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Кирюшиной Р.К. на праве собственности принадлежит нежилое помещение, общей площадью 52,6 кв.м., расположенное по <адрес>, что подтверждается копией договора № купли-продажи от 03.05.2018 года, заключенного между ООО «Управление социального развития» и Кирюшиной Р.К., выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 18.06.2018 года, Техническим паспортом нежилого помещения.
По сведениям ФФГБУ «Федеральная кадастровая палата» от 23.10.2019 г. земельный участок с к.н. №, расположенный по <адрес> частично расположен в территориальной зоне ПК-4 (зона коммунально-складских объектов), при этом на часть земельного участка действие градостроительного регламента не распространяется.
Согласно договора купли-продажи от 03 мая 2018 г. Кирюшиной Р.К. приобреталось нежилое помещение, расположенное на 1 этаже в 3-х этажном жилом доме. Поскольку спорное помещение не имеет статуса жилого, по документам значится как нежилое помещение, истец обратилась в Администрацию г.о. Тольятти с заявлением о переводе нежилого помещения в жилое.
Распоряжением заместителя главы г.о. Тольятти от 12.04.2019 года № в переводе нежилого помещения по <адрес>, в жилое отказано ввиду того, что земельный участок, на котором расположено здание по <адрес>, расположен в территориальной зоне ПК-4 (зона коммунально-складских объектов), на которой не предусмотрено размещение жилого дома.
В обосновании исковых требований, истец ссылалась на то, что фактически нежилое помещение в доме по <адрес>, является двухкомнатной квартирой, приобретенной для улучшения жилищных условий. Здание, в котором истец приобрела указанное помещение, было построено в 1957 г. и сдано в эксплуатацию в 1959 г. как жилой дом и заселен работниками завода ВЦМ на основании ордеров. Часть помещений зарегистрированы как жилые, квартиры передавались органом местного самоуправления гражданам в порядке приватизации. Жилые помещения и сам жилой дом непригодными для проживания не признавались. Помещение является обособленным, обеспечивает возможность прямого доступа в помещения общего пользования в доме, состоит из двух жилых комнат, кухни, санузла, коридора и оборудовано всеми необходимыми инженерными сетями.
Из материалов дела следует, что в соответствии с вступившим в законную силу решением Центрального районного суда районного суда г. Тольятти от 13 апреля 2010 года по гражданскому делу № г. по иску Власкина В.И., Власкиной С.В. к ОАО «Волгоцеммаш», ООО «Управление социального развития», мэрии г.о. Тольятти признано незаконным включение квартиры <адрес> в состав нежилого фонда, недействительным план приватизации Волжского производственного объединения цементного машиностроения «Волгоцеммаш», утвержденный 09.12.1993 г. в части передачи в собственность акционируемого общества квартиры <адрес>, договор № от 06.12.1997 г. передачи в собственность ОАО «Волгоцеммаш» в части передачи в собственность квартиры <адрес>, передача в собственность ООО «Управление социального развития» от ОАО «Волгоцеммаш» квартиры <адрес>. ООО «Управление социального развития» обязано передать квартиру <адрес> в муниципальную собственность мэрии г.о. Тольятти, а мэрия г.о. Тольятти принять указанное жилое помещение в муниципальную собственность. За Власкиным В.И., Власкиной С.В., Власкиной С.А. признано право пользования квартирой <адрес> на основании договора социального найма.
Вышеуказанным решением установлено, что собственником нежилого здания – административно-бытового корпуса, расположенного по <адрес> площадью 2744 кв.м., являлось ООО «Управление социального развития» на основании протокола заседания Совета директоров ОАО «Волгоцеммаш» № от 14.04.2004 г., акта приема-передачи от 14.04.2004 г., что подтверждается выпиской из ЕГРП, свидетельством о государственной регистрации права от 26.08.2004 г. Указанное выше здание в собственность ООО «Управление социального развития» было передано в качестве взноса ОАО «Волгоцеммаш» в уставный капитал общества. Основанием для регистрации права собственности на спорное здание за ОАО «Волгоцеммаш» является договор о передаче имущества № от 05.12.1997г., расшифровка акта оценки стоимости зданий и сооружений. Суду было представлено свидетельство о собственности № от 02.02.1998г., которым удостоверяется право собственности ОАО «Волгоцеммаш» на имущество Волжского производственного объединения цементного машиностроения «Волгоцеммаш», возникшее на основании договора купли-продажи № от 05.12.1997г.
Из договора № от 05.12.1997г., заключенного между Фондом имущества Самарской области и ОАО «Волгоцеммаш», видно, что ОАО «Волгоцеммаш» передается имущество согласно приложению № к договору, в котором указана общая стоимость передаваемого имущества, в том числе здания и сооружения на сумму 52 229 т.р., имущество в приложении № не перечислено. В материалах дела имеется решение Малого совета городского Совета народных депутатов № от 07.07.2003г. о согласовании плана приватизации, из которого видно, что из плана приватизации исключен жилой фонд. Также судом установлено, что здание, в котором расположено спорное помещение, было построено в 1959 году и сдано в эксплуатацию, фондовладелец ПО «Волгоцеммаш» первый этаж использовал для служб бытового и коммунального обслуживания, второй этаж для проживания квартиросъемщиков с постоянными ордерами, которые являются работниками предприятия.
Таким образом, спорное здание было построено и сдано в эксплуатацию, использовалось как жилой дом, что не оспаривалось лицами, участвующими в деле и подтверждается актом приема здания государственной комиссией, техническим паспортом на здание. До 2004 года данное здание стояло на техническом учете в МП «Инвентаризатор» в качестве жилого дома.
Исполнительным комитетом Центрального районного Совета народных депутатов г.Тольятти 23.11.1988 года было принято решение «О переселении жильцов из дома <адрес>», просить исполком городского совета народных депутатов направить ходатайство в исполком областного Совета народных депутатов об исключении из жилищного фонда 11-ти квартир (№), утверждении 19 квартир (№) в доме <адрес> под общежитие гостиничного типа.
Судом установлено, что 05.01.1989 г. Тольяттинским городским советом народных депутатов было принято решение №, в соответствии с которым было решено: произвести переселение семей из дома № <адрес>; исключить из жилого фонда квартиры первого этажа; разрешить, в порядке исключения, руководству п.о. «Волгоцеммаш» переоборудовать второй и третий этажи дома <адрес> под общежитие для одиноких работников объединения; просить исполком Куйбышевского областного Совета народных депутатов утвердить данное решение.
Решением Тольяттинского городского Совета народных депутатов № от 7.06.1989 г. были внесены изменения в решение № от 5.01.1989 г., в соответствии с которым п.п. 2, 3 были исключены, и было принято решение о переводе всего жилого дома в нежилое помещение.
Между тем, согласно ст.ст. 8, 9 ЖК РСФСР (действовавшим на момент принятия указанных решений), перевод пригодных для проживания жилых домов и жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда в нежилые, как правило, не допускалось, а принятие решений об исключении из жилого фонда жилых домов и жилых помещений, о переводе жилых домов и жилых помещений в нежилые, в том числе и в случае невозможности проживания в нём граждан отнесено к компетенции исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области, автономного округа.
Доказательств того, что органом, наделенным полномочиями принятия решения о переводе жилого дома в нежилой, а именно - областным Советом народных депутатов, в установленном законодательством порядке принималось соответствующее решение, ответчиками не представлено. К компетенции городского Совета народных депутатов принятие решений о переводе жилых зданий в нежилые законодательством не было отнесено.
Согласно представленных сведений из ЕГРН по состоянию на 03.09.2019 г. в доме по <адрес> на праве собственности зарегистрированы жилые помещения: квартиры №
Суду представлен кадастровый паспорт от 13.12.2010 г. на помещение №, расположенное по <адрес>, из которого следует, что техническая инвентаризация проведена 21.08.2009 г., назначение помещения – жилое, вид жилого помещения в многоквартирном доме – квартира.
Из представленного отзыва третьего лица ООО «Управление социального развития» следует, что общество не возражает против удовлетворения исковых требований Кирюшиной Р.К. в полном объеме. Помещение, которое занимает семья Кирюшиной Р.К., фактически является обычной жилой двухкомнатной квартирой №, было построено, как жилая квартира в жилом многоквартирном доме и всегда использовалась для постоянного проживания граждан.
По данным технической инвентаризации 23.09.1976 г. усматривается, что здание по <адрес> представляет собой жилой дом, год постройки 1959, число этажей – 3, количество жилых квартир – 30, жилое помещение (квартира) № расположенная на 1 этаже состоит из двух жилых комнат, ванной, туалета, кухни, кладовки, коридора.
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что истец занимает изолированное жилое помещение (квартиру) в здании, ранее использовавшемся как жилой дом, находящемся ранее в ведении государственного предприятия. Помещение обладает всеми признаками жилого помещения – квартиры. Нежилое помещение № по техническим характеристикам соответствует квартире №
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.
Довод апелляционной жалобы Администрации г.о. Тольятти о том, что земельный участок, на котором расположено спорное здание, расположено в зоне ПК-4, являющейся зоной коммунально-складских объектов, размещение в указанной зоне жилых помещений не предусмотрено Правилами землепользования и застройки, во внимание не принимается в силу следующего.
Требования, которым должно отвечать жилое помещение, определены в разделе II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47. Так, например, жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории (пункт 9 Положения), жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение) (пункт 12 Положения).
Согласно пункту 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
В силу п. 35 данного Положения жилые помещения, находящиеся в жилых домах, расположенных на территориях, на которых превышены показатели санитарно-эпидемиологической безопасности в части физических факторов (шум, вибрация, электромагнитное и ионизирующее излучение), концентрации химических и биологических веществ в атмосферном воздухе и почве, установленные в разделе II настоящего Положения, а также в жилых домах, расположенных в производственных зонах, зонах инженерной и транспортной инфраструктур и в санитарно-защитных зонах, следует признавать непригодными для проживания в случаях, когда инженерными и проектными решениями невозможно минимизировать критерии риска до допустимого уровня.
Признание жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии, которая после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии жилого дома (помещения) и условиях проживания в нем, может принять решение о том, что жилой дом (помещение) пригоден для проживания, либо пригоден для проживания после проведения капитального ремонта, либо является непригодным для проживания. В случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан.
Ранее порядок отнесения жилых домов к категории непригодных для постоянного проживания был регламентирован Положением по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденным приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 года N 529.
Вопросы о непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания согласно названному Положению рассматривались междуведомственными комиссиями на основании заявления владельца дома, направленного в исполнительный комитет Совета народных депутатов (пункт 3.3), по окончании работы оформляли акт с обязательным отражением оснований признания жилых домов и жилых помещений непригодными для постоянного проживания с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, недостатков планировки и уровня внутреннего благоустройства, а также санитарных требований (пункт 3.4). Акт утверждался исполкомом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов с принятием решения, о чем сообщалось владельцу дома, нанимателю жилого помещения (пункт 3.5).
Решение о признании жилого дома и жилых помещений для постоянного проживания в доме <адрес> непригодными для проживания, уполномоченным органом не принималось, а факт нахождения жилого дома в зоне ПК-4 не влечет за собой безусловную его непригодность для проживания.
Суд первой инстанции верно указал, что Правила землепользования и застройки г.о.Тольятти, утвержденными Решением Думы г.о.Тольятти от 24.12.2008 года №, в соответствии с которыми жилой дом <адрес> расположен в границах зоны ПК-4, к спорному зданию не применимы, поскольку спорный жилой дом был возведен в 1959 году, т.е. до принятия указанных Правил, также как и СанПин 2.2.1/2.1.1200-03, введенные в действие постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" требования которых распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (п.1.2).
Довод жалобы о том, что распоряжением заместителя главы г.о.Тольятти от 12.04.2019г. № Кирюшиной Р.К. было отказано в переводе нежилого помещения, данное распоряжение истец не обжаловала, выводов суда не опровергает и не может служить основанием для отказа истцу в иске.
Учитывая вышеизложенное, доводы апелляционной жалобы не влекут отмены постановленного судом решения, с учетом того, что здание, расположенное по вышеуказанному адресу было построено и сдано в эксплуатацию, а также использовалось как жилой дом, органом, наделенным полномочиями принятия решения о переводе жилого дома в нежилой, такого решения не принималось. Неопределенность в статусе жилого дома затрагивает права истца и иных жильцов и пользователей помещениями в указанном доме. К участию в деле привлечены собственники жилых и нежилых помещений, которые выразили согласие с предъявленными Кирюшиной Р.К. исковыми требованиями, указав, что неопределенность в статусе дома не позволяет разрешить вопросы устранения аварий на водопроводе, оплате коммунальных платежей, текущего ремонта, создании органов управления многоквартирным домом и т.п.
Представители ОАО «Волгоцеммаш» и ООО «Управление социального развития» не возражали против удовлетворения исковых требований Кирюшиной Р.К. (л.д. 112, 142 т.1).
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал и дал оценку представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 ГПК РФ. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам дела. Нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 04.12.2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г.о.Тольятти Самарской области без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий -
Судьи: