72RS0013-01-2020-008796-95
Дело № 12-45/2021
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Тюмень | 10 февраля 2021 года |
Судья Тюменского областного суда Колоскова С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Индивидуального предпринимателя Ф.С.Н. на постановление судьи Калининского районного суда г.Тюмени от 23 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Индивидуального предпринимателя Ф.С.Н.,
у с т а н о в и л:
Специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (далее также - Управление Роспотребнадзора по Тюменской области) Б.М.В. составлен протокол № 02-943 от 17 ноября 2020 года об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также - КоАП РФ), в котором содержится указание на совершение индивидуальным предпринимателем Ф.С.Н. (далее также – ИП Ф.С.Н.) в магазине «<.......>», расположенного по адресу: <.......>, правонарушения, выразившегося в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенных в период угрозы распространения заболевания (новая коронавирусная инфекция (nCoV-2019, она же COVID-19), представляющего опасность для окружающих, в том числе в рамках введенного на территории Тюменской области режима повышенной готовности, а именно:
- не представлен приказ по предприятию по определению ответственного лица, по контролю за исполнением мероприятий Постановления главного Государственного санитарного врача по Тюменской области от 11 апреля 2020 №5 «О дополнительных мерах по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), что не соответствует п.3 Постановления Главного государственного санитарного врача по Тюменской области № 5 от 11 апреля 2020 года;
- не обеспечен семидневный запас средств индивидуальной защиты органов дыхания (масок, респираторов), в наличии имеется около 15-20 шт. масок одноразового использования при штате сотрудников 4 человека, режим работы магазина с 10 часов 00 минут до 20 часов 00 минут, а также отсутствуют перчатки, что не соответствует п.п.6, 18 Постановления главного Государственного санитарного врача по Тюменской области № 5 от 11 апреля 2020 года;
- предприятием не проводится анкетирование (опрос) о состоянии здоровья сотрудников, лиц проживающих с ними, а также не проводится анкетирование (опрос) о возможности контактах с больными лицами или лицами, вернувшимися из другой страны или субъекта Российской Федерации, что не соответствует п.10 Постановления главного Государственного санитарного врача по Тюменской области № 5 от 11 апреля 2020 года;
- умывальники для мытья рук не оборудованы кожными антисептиками, что не соответствует п.14 Постановления главного Государственного санитарного врача по Тюменской области № 5 от 11 апреля 2020 года;
- в комнате для приема пищи раковина для мытья рук не оборудована дозатором с кожаным антисептиком, что не соответствует п.16 Постановления главного Государственного санитарного врача по Тюменской области № 5 от 11 апреля 2020 года;
- на предприятии на момент осмотра имеется дезинфицирующее средство без маркировки (со слов сотрудника – «Хлор») в количестве 3 таблеток, данная норма рассчитана на один день использования, что противоречит п.18 Постановления главного Государственного санитарного врача по Тюменской области № 5 от 11 апреля 2020 года; п.4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (СОVID-19)».
24 ноября 2020 года указанный протокол и другие материалы дела направлены для рассмотрения в Калининский районный суд г.Тюмени.
Постановлением судьи Калининского районного суда г.Тюмени от 23 декабря 2020 года Индивидуальный предприниматель Ф.С.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей в доход государства.
С данным постановлением не согласен Ф.С.Н., который в жалобе просит об изменении постановления судьи районного суда в части назначенного административного наказания, назначить административный штраф в размере 25 000 рублей. Ссылаясь на ч.4 ст.12 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», указывает, что нарушен порядок выездной проверки, поскольку с распоряжением или приказом о назначении выездной проверки, с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и условиями ее проведения ИП Ф.С.Н. не был ознакомлен; при проведении внеплановой проверки, а равно, при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления об административном правонарушении ИП Ф.С.Н. не извещался. Иные лица представителями не являются, на представление интересов по указанному делу никто их не уполномочивал; при составлении протокола об административном правонарушении права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, не разъяснены. Кроме того, ИП Ф.С.Н. считает, что его действия необходимо квалифицировать по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
ИП Ф.С.Н.., представитель Управления Роспотребнадзора в судебное заседание не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения дела они извещены надлежащим образом, полагаю возможным жалобу ИП Ф.С.Н. рассмотреть в отсутствие указанных лиц.
Проверив в соответствии с требованиями ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 01 апреля 2020 года № 99-ФЗ) нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (часть 1).
Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (часть 2).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715 новая коронавирусная инфекция (nCoV-2019, она же COVID-19) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Согласно п.2.1 MP 3.1.0170-20 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Эпидемиология и профилактика COVID-19. Методические рекомендации, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30 марта 2020 года, коронавирусная инфекция COVID-19 (CoronaVirusDisease 2019, ВОЗ, 11 февраля 2020 года) – острое респираторное заболевание, вызванное новым коронавирусом (SARS-CoV-2), ассоциированное с повышенной смертностью среди лиц в возрасте старше 60-ти лет, а также лиц с сопутствующими патологическими состояниями, такими как сердечно-сосудистые заболевания, хронические респираторные заболевания, диабет и рак.
Согласно п.2.1 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16 декабря 2013 года № 65 (далее - СП 3.1/3.2.3146-13) в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В соответствии с п.2.5 СП 3.1/3.2.3146-13 санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые федеральные, региональные, муниципальные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также в региональные, муниципальные комплексные планы по профилактике инфекционных и паразитарных болезней.
На основании п.п.1.3, 2.6 СП 3.1/3.2.3146-13 санитарнопротивоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся: принятие в соответствии с федеральными законами законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, контроль за их исполнением, право разработки, утверждения и реализации региональных программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В силу статьи 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно- эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Согласно статье 29 Федерального закона № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1). Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 2). Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 названного Федерального закона (пункт 3).
В силу пункта 1 ст.51 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 указанного Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о: госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания; проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих; временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства; проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям; введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах (подпункт 6); вносить предложения: в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства, а также предложения, касающиеся развития территорий, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны и укрепления здоровья населения, охраны окружающей среды; в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина); в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления о приведении в соответствие с санитарным законодательством принятых ими нормативных правовых актов в части, касающейся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; в организации о приведении в соответствие с санитарным законодательством принятых ими решений, приказов, распоряжений и инструкций в части, касающейся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; в органы по сертификации о приостановлении или прекращении действия выданных ими сертификатов соответствия на продукцию, не соответствующую санитарно-эпидемиологическим требованиям; работодателям о применении дисциплинарных взысканий к работникам, допустившим нарушение санитарных правил; индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам о возмещении вреда, причиненного гражданину вследствие допущенного ими нарушения санитарного законодательства, а также о возмещении дополнительно понесенных расходов федеральными государственными учреждениями, обеспечивающими деятельность органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, на проведение мероприятий по ликвидации инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), связанных с указанным нарушением санитарного законодательства (подпункт 8).
Мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, являются: - соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров; - выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом; - организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; - обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации; - организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу; - использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций; - ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных) (пункт 4.4 СП 3.1.3597-20).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02 марта 2020 года № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» постановлено высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV); с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.
В связи с угрозой распространения указанного заболевания в рамках положений Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций» и Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а равно в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02 марта 2020 года № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19» издано Постановление Правительства Тюменской области от 18 марта 2020 года № 120-п.
Таким образом, на территории Тюменской области с 18 марта 2020 года в связи с наличием угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (nCoV-2019, она же COVID-19) действуют дополнительные меры, направленные на недопущение распространение инфекции (дополнительные профилактические и противоэпидемические меры).
В соответствии со ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ Главным государственным санитарным врачом Тюменской области издано Постановление № 5 от 11 апреля 2020 года «О дополнительных мерах по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на предприятиях и в организациях Тюменской области» (далее - Постановление Главного государственного санитарного врача по Тюменской области № 5 от 11 апреля 2020 года.).
Как следует из материалов дела, ИП Ф.С.Н. не обеспечил соблюдение указанных требований, поскольку при санитарно-эпидемиологическом обследовании 12 октября 2020 года в предприятии торговли, магазина «RBT» расположенного по адресу: г.Тюмень, ул.Полевая, д.18 было установлено, что приказом по предприятию (организации) не определено ответственное лицо (лиц), по контролю за исполнением мероприятий Постановления главного Государственного санитарного врача по Тюменской области от 11 апреля 2020 №5 «О дополнительных мерах по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на предприятиях и в организациях Тюменской области»; не обеспечен семидневный запас средств индивидуальной защиты органов дыхания (масок, респираторов), в наличии имеется около 15-20 шт. масок одноразового использования при штате сотрудников 4 человека, режим работы магазина с 10 часов 00 минут до 20 часов 00 минут, а также отсутствуют в наличие перчатки; предприятием не проводится анкетирование (опрос) о состоянии здоровья сотрудников, лиц проживающих с ними, а также не проводится анкетирование (опрос) о возможности контактах с больными лицами или лицами, вернувшимися из другой страны или субъекта Российской Федерации; на предприятии умывальники для мытья рук не оборудованы кожными антисептиками; в комнате для приема пищи раковина для мытья рук не оборудована дозатором с кожаным антисептиком; на предприятии на момент осмотра имеется дезинфицирующее средство без маркировки (со слов сотрудника – «Хлор») в количестве 3 таблеток, данная норма рассчитана на один день использования.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными административным органом доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 17 ноября 2020 года №02-943 (л.д.2-8); приказом заместителя Главного государственного санитарного врача по Тюменской области Н.А.В. от 12 октября 2020 года №698-сэр (л.д.13), актом санитарно-эпидемиологического обследования от 12 октября 2020 года (л.д.14-17), соглашением о передачи прав и обязанностей по договору аренды № 97-А/11 от 01 мая 2011 года от 01 сентября 2020 года (л.д.63-64); актом приема-передачи помещения от 04 сентября 2020 года (л.д.65); выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 24 ноября 2020 года (л.д.67-73).
Всем представленным доказательствам судьей районного суда дана правильная оценка в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ. Оснований не согласиться с оценкой доказательств не имеется.
Доводы жалобы о необходимости квалификации действий ИП Ф.С.Н. по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм указанного Кодекса и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21 апреля 2020 года.
Довод жалобы о том, что ИП Ф.С.Н. не был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, не может быть принят во внимание, поскольку опровергается материалами дела, согласно которым телеграмма-уведомление о составлении протокола об административном правонарушении была вручена лично Ф.С.Н. 12 ноября 2020 года (л.д.11).
Кроме того, протокол об административном правонарушении составлен в присутствии Х.Н.Ю. (л.д.2-8), которой была выдана соответствующая доверенность (л.д.10) и ей же была вручена копия протокола об административном правонарушении.
Учитывая изложенное, принимая во внимание установление факта несоблюдения ИП Ф.С.Н. в магазине «<.......>», расположенном по адресу: <.......> законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившегося в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенных при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, судьей районного суда сделан обоснованный вывод о наличии в действиях ИП Ф.С.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
Существенных нарушений норм процессуального права при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Административное наказание ИП Ф.С.Н. назначено на основании норм глав 3 и 4 КоАП РФ с учетом характера и степени общественной опасности выявленных нарушений и других обстоятельств дела в виде административного штрафа в минимальном размере санкции ч. 2 ст.6.3 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановление судьи районного суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1, 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление судьи Калининского районного суда г.Тюмени от 23 декабря 2020 года оставить без изменения, жалобу Индивидуального предпринимателя Ф.С.Н. - оставить без удовлетворения.
Судья Тюменского областного суда С.Е. Колоскова