Дело № 2-174/2023
УИД 29RS0003-01-2023-000248-38
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
27 июня 2023 года село Яренск
Вилегодский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Якимова В.Н.,при секретаре судебного заседания Кузнецовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Яренске в помещении Вилегодского районного суда Архангельской области гражданское дело по иску Коряжемского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области к администрации Вилегодского муниципального округа Архангельской области, обществу с ограниченной ответственностью «Павловск ЖКХ» о возложении обязанности получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам,
у с т а н о в и л:
Коряжемский территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (далее - Коряжемский территориальный отдел Роспотребнадзора) обратился в суд с иском к администрации Вилегодского муниципального округа Архангельской области (далее – администрация Вилегодского муниципального округа) и обществу с ограниченной ответственностью «Павловск ЖКХ» (далее - ООО «Павловск ЖКХ») о возложении обязанности получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам.
В обоснование заявленныхтребований указано, что в настоящее время на территории Вилегодского муниципального округа эксплуатацию: скважины, расположенной по адресу: Архангельская область, Вилегодский район, село Шалимово, улица Центральная; скважины, расположенной по адресу: Архангельская область, Вилегодский район, ж/д станция Кивер, рядом с водонапорной башней в районе ж/д станции; скважины, расположенной по адресу: Архангельская область, Вилегодский район, муниципальное образование «Селянское», поселок Сорово; водозабора реки Пьела, расположенного по адресу: Архангельская область, Вилегодский район, село Павловск; скважины, расположенной по адресу: Архангельская область, Вилегодский район, село Никольск, строение 13, «Центральная усадьба»; водозаборной скважины № 1056, расположенной по адресу: Архангельская область, Вилегодский район, деревня Быково, на основании договоров аренды объектов муниципальной собственности с последующим предоставлением услуг по водоснабжению от 01 ноября 2022 года № № 4, 5, а также от 02 ноября 2022 года, осуществляетООО «Павловск ЖКХ». Однако санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии указанных водных объектов, используемых в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения, из которых осуществляется забор воды, администрации Вилегодского муниципального округа и ООО«Павловск ЖКХ»не выдавались. Таким образом, ответчиками не исполняются требования законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Уточнив в ходе рассмотрения дела исковые требования истец окончательно просит обязать ответчиков администрацию Вилегодского муниципального округа и ООО «Павловск ЖКХ» в срок до 01 декабря 2023 года получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии расположенных на территории Вилегодского муниципального округа водных объектов, а именно: скважины, расположенные по адресу: Архангельская область, Вилегодский район, село Шалимово, улица Центральная; скважины, расположенной по адресу: Архангельская область, Вилегодский район, ж/д станция Кивер, рядом с водонапорной башней в районе ж/д станции; водонапорной башни, расположенной по адресу: Архангельская область, Вилегодский район, муниципальное образование «Селянское», поселок Сорово; водозабора реки Пьела, расположенного по адресу: Архангельская область, Вилегодский район, село Павловск; скважины, расположенной по адресу: Архангельская область, Вилегодский район, село Никольск, строение 13, «Центральная усадьба»; водозаборной скважины № 1056, расположенной по адресу: Архангельская область, Вилегодский район, деревня Быково, санитарно-эпидемиологическим правилам и условиям безопасного использования для здоровья населения на используемых для центрального хозяйственно-питьевого водоснабжения указанных водных объектов.
Истец - Коряжемский территориальный отдел Роспотребнадзора, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направил, ходатайствовал о рассмотрении дело без их участия.
Ответчик - администрация Вилегодского муниципального округа Архангельской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направили, представили возраженияна исковое заявление о несогласии с требованиями истца, поскольку01 ноября 2022 года и 02 ноября 2022 года между Вилегодским муниципальным округом (далее - арендодатель) и ООО «Павловск ЖКХ» (далее - арендатор) были заключены договора аренды, по которым арендодателем арендатору было передано указанное в иске имущество для использования в производственных целях по оказанию потребителям услуг по водоснабжению на территории Вилегодского муниципального округа. Указанные договора вступили в силу со дня их заключенияи действует до момента заключения концессионного соглашения. При этом, согласно договоров аренды, арендатор обязался оказывать услуги населению и организациям по водоснабжению в соответствии с нормами и правилами, установленными федеральным и региональным законодательством, нормативными актами Вилегодского муниципального округа. Таким образом, ООО «Павловск ЖКХ» является гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Вилегодского муниципального округа. В связи с чем, полагают, что на ООО «Павловск ЖКХ», использующее водные объекты для забора воды, водоподготовке и отпуску питьевой воды в водопроводные сети, возложена обязанность получить и иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов. Поэтому просят в удовлетворении к ним исковых требований отказать, полагая, что они являются ненадлежащим ответчиком по делу.
Ответчик - ООО «Павловск ЖКХ», извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направили, представили отзывна исковое заявление, в котором указали, что с исковыми требованиями не согласны, так как обязанность по получению санитарно-эпидемиологических заключений в органах Роспотребнадзором о соответствии водных объектов санитарно-эпидемиологическим правилах, по заключенным между Вилегодским муниципальным округом и ООО «Павловск ЖКХ»договором аренды на общество не возложена. Также указывают, что в соответствии с требованиями водного законодательства Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления относится осуществление мер по охране водных объектов находящихся в их собственности. В связи с чем,просят в удовлетворении к ним исковых требований отказать, так как являются ненадлежащим ответчиком по делу.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело без лиц, участвующих в деле и их представителей.
Судом, в соответствии со ст. 114 ГПК РФ предлагалось лицам, участвующим в деле, представить в суд все имеющиеся у них доказательства по делу, указывалось на последствия непредставления доказательств, а также разъяснялись положения ст. 56 ГПК РФ о том, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 ГПК РФ случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 416-ФЗ органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают мерыпо обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года 3 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
На основании ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗюридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗводные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
В п. 3 данной статьи установлено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функцию по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей на потребительском рынке.
Согласно пункту 8.4 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека по Архангельской области, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 10 июля 2012 года № 749, истец осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе выдает санитарно-эпидемиологические заключения, предусмотренные санитарным законодательством.
Порядок получения санитарно-эпидемиологического заключения регламентирован Приказом Роспотребнадзора от 05 ноября 2020 года № 747 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований».
Согласно п. 75 постановления Главного государственного санитарного врача от 28 января 2021 года № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
В силу п. 1 СанПиН 2.1.3684-21 данные санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты).
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 2 статьи 125 ГК РФ определено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1, 2 статьи 46 устава Вилегодского муниципального округа Архангельской области определено, что администрация Вилегодского муниципального округа является органом местного самоуправления Вилегодского муниципального округа, осуществляющая исполнительно - распорядительные функции и в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения Вилегодского муниципального округа, а также осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления Вилегодского муниципального округа федеральными законами и законами Архангельской области.
Как установлено судом и следует из материалов дела, собственником расположенных на территории Вилегодского муниципального округа водных объектов, а именно: скважины № 963, кадастровый № 29:03:010101:508, расположенной по адресу: Архангельская область, Вилегодский район, село Шалимово, улица Центральная; скважины, кадастровый № 29:03:043601:87, расположенной по адресу: Архангельская область, Вилегодский район, ж/д станция Кивер; водонапорной башни кадастровый № 29:03:000000:909, расположенной по адресу: Архангельская область, Вилегодский район, поселок Сорово; водозабора (местонахождение: Архангельская область, Вилегодский муниципальный район, МО «Павловское», 434 метра на юго-восток от южного угла здания № 37-д (ветлечебница), расположенного по адресу: Архангельская область, Вилегодский район, село Павловск; скважины, кадастровый № 29:03:040101:927, расположенной по адресу: Архангельская область, Вилегодский муниципальный район, муниципальное образование «Никольское», село Никольск, «Центральная усадьба», строение 13; водозаборной скважины № 1056, кадастровый № 29:03:050601:532, расположенной по адресу: Архангельская область, Вилегодский муниципальный район, деревня Быково, 219 метров на запад от угла дома № 119, является Вилегодский муниципальный округ Архангельской области.
Также из материалов дела следует, что между Вилегодским муниципальным округом и ООО «Павловск ЖКХ» заключены договора аренды объектов муниципальной собственности с последующим предоставлением услуг по водоснабжению от 01 ноября 2022 года № № 4, 5, а также от 02 ноября 2022 года.
По условиям указанныхдоговоров аренды, арендатор (ООО «Павловск ЖКХ») принимает в аренду во временное владение и пользование вышеуказанные объекты муниципального недвижимого имущества для использования в производственных целях по оказанию потребительских услуг по водоснабжению на территории Вилегодского муниципального округа Архангельской области.
Судом на основании материалов дела, установлено, что соответствующиесанитарно-эпидемиологические заключенияо соответствии расположенных на территории Вилегодского муниципального округа указанных в иске водных объектов санитарным правилам ответчиками не получено и данный факт ими не оспаривается.
Разрешая исковые требования к надлежащему ответчику по делу, суд приходит следующему.
Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗводные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
В п. 3 данной статьи установлено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В соответствии со ст. 11 указанного федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу п. 1 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относится осуществление мер по охране таких водных объектов.
Исходя из вышеизложенного нормативно-правового регулирования законодательства Российской Федерации, обязанность по получениюсанитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов санитарным правилам, лежит на соответствующем муниципальном образовании, исполнительно-распорядительным органом которого является администрация, осуществляющая полномочия собственника в отношении них, независимо от того, кому и на каком основании переданы данные объекты в пользование и владение.
При этом, на общество, оказывающее услуги по водоснабжению, обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и получению по ним соответствующих заключений, законом не возложена (определение Верховного Суда РФ от 30 августа 2022 года № 75-КГ22-7-К3).
Не возложена такая обязанность на ООО «Павловск ЖКХ» и договорами аренды от 01 ноября 2022 года № № 4, 5, а также от 02 ноября 2022 года, согласно которымООО «Павловск ЖКХ»лишь эксплуатирует объекты коммунальной инфраструктуры в целях оказания услуг по обеспечению потребителей на территории Вилегодского муниципального округа услугами водоснабжения, а сам по себе факт заключения данных договоров такую обязанность не порождает.
В связи с чем, заявленные истцом к ответчику ООО «Павловск ЖКХ» исковые требования удовлетворению не подлежат.
Учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, оценив представленные доказательства в их совокупности и проанализировав приведенные выше правовые нормы, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца к ответчику администрации Вилегодского муниципального округа о возложении обязанности получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, с учетом обстоятельств по делу, считает возможным, определить срок исполнения решения суда до 30 декабря 2023 года.
На основании пп. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются, в том числе органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков). Следовательно, государственная пошлина не полежит взысканию с ответчика - администрации Вилегодского муниципального округа.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Коряжемского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области к администрации Вилегодского муниципального округа Архангельской области о возложении обязанности получить санитарно-эпидемиологические заключенияо соответствии водных объектов санитарным правилам удовлетворить.
Возложить на администрацию Вилегодского муниципального округа Архангельской области обязанность в срок до 30 декабря 2023 года получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии расположенных на территории Вилегодского муниципального округа Архангельской области водных объектов, а именно: скважины № 963, кадастровый № 29:03:010101:508, расположенной по адресу: Архангельская область, Вилегодский район, село Шалимово, улица Центральная; скважины, кадастровый № 29:03:043601:87, расположенной по адресу: Архангельская область, Вилегодский район, ж/д станция Кивер; водонапорной башни кадастровый № 29:03:000000:909, расположенной по адресу: Архангельская область, Вилегодский район, поселок Сорово; водозабора (местонахождение: Архангельская область, Вилегодский муниципальный район, МО «Павловское», 434 метра на юго-восток от южного угла здания № 37-д (ветлечебница), расположенного по адресу: Архангельская область, Вилегодский район, село Павловск; скважины, кадастровый № 29:03:040101:927, расположенной по адресу: Архангельская область, Вилегодский муниципальный район, муниципальное образование «Никольское», село Никольск, «Центральная усадьба», строение 13; водозаборной скважины № 1056, кадастровый № 29:03:050601:532, расположенной по адресу: Архангельская область, Вилегодский муниципальный район, деревня Быково, 219 метров на запад от угла дома № 119, санитарно-эпидемиологическим правилам и условиям безопасного использования для здоровья населения на используемые для централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения водные объекты.
В удовлетворении исковых требований Коряжемского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области к обществу с ограниченной ответственностью «Павловск ЖКХ» отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Вилегодский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий В.Н. Якимов