Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации с. Красноборск 18 июня 2015 годаКрасноборский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего Кузнецова П.В.,
при секретаре Чупровой Т.А.,
с участием прокурора ФИО2,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело № 2-320 по иску исполняющего обязанности прокурора <адрес>, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к государственному автономному образовательному учреждению среднего профессионального образования <адрес> «Красноборский лесотехнический техникум» о понуждении совершить определённые действия,
У С Т А Н О В И Л:
Исполняющий обязанности прокурора <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к государственному автономному образовательному учреждению среднего профессионального образования <адрес> «Красноборский лесотехнический техникум» (далее ГАОУ СПО «Красноборский ЛТТ») о понуждении совершить определённые действия по тем основаниям, что в ходе проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму и санитарно-эпидемиологических требований к организации учебно-производственного процесса в лесотехническом техникуме было выявлено отсутствие ограждения территории участка названного образовательного учреждения, что противоречит требованиям ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 2.1.15 СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования. СанПиН 2.4.3.1186-03», ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 1999 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. В образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны выполняться требования санитарного законодательства. Территория земельного участка лесотехнического техникума составляет 30 658 кв.м. Ограждение территории участка отсутствует. Выявленное нарушение законодательства отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся и работников в период образовательного процесса. Просит суд обязать названное образовательное учреждение установить ограждение земельного участка лесотехнического техникума в <адрес>, на <адрес>-<адрес> в соответствии с требованиями п. 2.1.15 СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования. СанПиН 2.4.3.1186-03» в срок до __.__.______г..
В судебном заседании прокурор ФИО2 поддержала предъявленные исковые требования по тем же основаниям, просила суд обязать ГАОУ СПО «Красноборский ЛТТ» в срок до __.__.______г. устранить выявленные нарушения санитарного законодательства, указав, что администрацией образовательного учреждения допущено нарушение как антитеррористического, так и санитарно-эпидемиологического законодательства. Красноборский лесотехнический техникум относится к образовательным учреждениям начального и среднего профессионального образования. Обустройство ограждения повысит уровень защиты от терроризма, обеспечит безопасные условия для осуществления образовательной деятельности.
Представитель ответчика и.о. директора ГАОУ СПО «Красноборский ЛТТ» ФИО3 в судебном заседании не участвовал. В направленном в суд заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление указал, что Красноборский лесотехнический техникум признает требования прокурора, срок, испрашиваемый прокурором для исполнения обязанности по установлению ограждения территории учреждения до __.__.______г., считает реальным, обязуется включить выполнение работ по установлению ограждения земельного участка учреждения по адресу: <адрес>-<адрес>, в план финансово-хозяйственной деятельности на 2016 год.
Представитель министерства образования и науки <адрес> в судебном заседании не участвовал. В направленном в суд отзыве на исковое заявление прокурора и.о. министра ФИО4 указала, что министерство поддерживает предъявленные к учреждению требования, но полагает, что указанный прокурором срок __.__.______г. нереальным для совершения учреждением всех необходимых действий по устранению нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, и ходатайствует об установлении срока для исполнения судебного решения до __.__.______г., а также просит рассмотреть данное дело без участия представителя министерства образования и науки <адрес>.
Представитель Котласского территориального отдела Управления ФСН в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в судебное заседание не явился. Начальник территориального отдела ФИО5 в поступившем в суд ходатайстве просил о рассмотрении дела без участия представителя, указав, что требования прокурора поддерживает.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 и ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь, на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, понуждения к исполнению обязанности в натуре.
В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной в период с __.__.______г. по __.__.______г. проверки соблюдения требований законодательства о соблюдении санитарно-эпидемиологических требований к организации учебно-производственного процесса в ГАОУ СПО «Красноборский ЛТТ» было установлено, что территория земельного участка названного образовательного учреждения, переданного в аренду в бессрочное пользование, площадью 30 658 кв.м., не имеет ограждения высотой не менее 1,2 м, что подтверждается имеющимся в деле требованием прокурора о предоставлении сведений от __.__.______г. и сообщением и.о. директора Красноборского лесотехнического техникума от __.__.______г. об отсутствии ограждения территории учебного городка техникума (л.д. 8-9).
Из содержания копии свидетельства о государственной регистрации права от __.__.______г. следует, что у ГАОУ СПО «Красноборский ЛТТ» на праве постоянного (бессрочного) пользования находится земельный участок, общей площадью 30658 кв.м. (л.д. 7).
Факт несоблюдения санитарно-эпидемиологических требований к организации учебно-производственного процесса в ГАОУ СПО «Красноборский ЛТТ» со стороны образовательного учреждения и должностных лиц, ответственных за обеспечение соблюдения санитарного законодательства, наличия потенциальной угрозы для жизни и здоровья обучающихся и сотрудников названного учреждения, нашел свое подтверждение в ходе судебного заседания, не оспаривается и ответчиком.
В силу положений ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно абз. 1 и 2 ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
В случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Представителем ответчика рассматриваемые исковые требования прокурора признаны и приняты судом, поскольку не имеется оснований считать, что данное признание противоречит закону или нарушает права и законные интересы сторон либо иных лиц.
Согласно п. 1 и 5 ст. 4. Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья граждан являются, в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.
Охрана здоровья граждан, как следует из содержания п. 2 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ, это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Образовательная организация, как предусмотрено п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, выполняться требования санитарного законодательства.
ГАОУ СПО «Красноборский ЛТТ», как юридическое лицо, в соответствии с осуществляемой деятельностью в силу требований ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязано:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Из имеющегося в деле сообщения и.о. директора Красноборского лесотехнического техникума следует, что в названном образовательном учреждении не в полном объеме выполняются указанные предписания.
На территории Российской Федерации, как предусмотрено ч. 1 и 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26 января 2003 года № 2 утверждены СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования. СанПиН 2.4.3.1186-03», в силу содержащихся в них требований к земельному участку в п. 2.1.15 участок должен иметь ограждение высотой не менее 1,2 м. В вечернее время на территории участка обеспечивается искусственное освещение 10 люкс на земле.
Из п. 2.1 Устава ГАОУ СПО «Красноборский ЛТТ», утверждённого распоряжением министерства образования и науки <адрес> от __.__.______г. № *** видно, что уставной деятельностью Красноборского лесотехнического техникума является реализация образовательных программ начального профессионального образования, реализация образовательных программ среднего профессионального образования, оказание образовательных услуг различным категориям граждан, организациям различным форм собственности (л.д. 32-36).
ГАОУ СПО «Красноборский ЛТТ» является юридическим лицом, государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования, основное направление деятельности которого заключается в реализации основных профессиональных образовательных программ начального профессионального и среднего профессионального образования, в том числе обеспечивающих приобретение обучающимися более высокого разряда по рабочей профессии и освоение углубленной подготовки по программам среднего профессионального образования (л.д. 26-71).
Обучающиеся и сотрудники указанного образовательного учреждения в силу требований действующего законодательства имеют право на защиту их жизни, здоровья и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в названном учреждении, предписания о соблюдении санитарного законодательства обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, а также граждан.
Учредителем Крсноборского лесотехнического техникума является <адрес> в лице министерства образования и науки <адрес>. Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств бюджета <адрес>, а также за счет средств, полученных в результате приносящей доходы деятельности (п. 1.3 и 1. 8 Устава).
Предъявленный прокурором района иск основан на законе, выявленные нарушения требований санитарного законодательства ответчиком не устранены, представителем ответчика признаны рассматриваемые требования прокурора и срок, в течение которого должны быть устранены указанные нарушения, законом предусмотрена защита гражданских прав путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, поэтому суд считает необходимым возложить на администрацию ГАОУ СПО «Красноборский ЛТТ» обязанность по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до __.__.______г..
В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
На основании ч. 2 ст. 45 ГПК РФ, п. 9. ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
При этом суд, учитывая предписание ч. 2 ст. 333.20 НК РФ и исходя из имущественного положения ответчика, находит возможным уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
иск исполняющего обязанности прокурора <адрес>, поданный в интересах неопределенного круга лиц, к государственному автономному образовательному учреждению среднего профессионального образования <адрес> «Красноборский лесотехнический техникум» о понуждении совершить определённые действия, удовлетворить.
Обязать государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования <адрес> «Красноборский лесотехнический техникум» в срок до __.__.______г. установить ограждение земельного участка учреждения по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.3.11886-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования».
Взыскать с государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования <адрес> «Красноборский лесотехнический техникум» в доход муниципального бюджета МО «Красноборский муниципальный район» в счет уплаты госпошлины *** рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Архангельском областном суде в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья подпись П.В. Кузнецов
Верно
Судья П.В. Кузнецов