Дело № 2-1463/2022
УИД 23RS0005-01-2022-003165-45
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
08 сентября 2022 года г. Апшеронск
Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Коломийцева И.И.,
при секретаре судебного заседания Сиволаповой Т.С.,
с участием помощника прокурора Апшеронского района Краснодарского края Ходячих В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Апшеронского района Краснодарского края, действующего в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в интересах неопределенного круга лиц, к администрации <адрес> Краснодарского края об обязании принять меры по признанию имущества бесхозяйным,
установил:
Прокурор Апшеронского района Краснодарского края Гайдуков Ю.А., действуя в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации <адрес> Краснодарского края об обязании принять меры по признанию имущества бесхозяйным.
Требования обоснованы тем, что в ходе проведенной прокуратурой Апшеронского района Краснодарского края проверки соблюдения требований законодательства о водоснабжении и водоотведении установлено, что в <адрес> имеется централизованная система водоснабжения протяженностью 3,98 км, к которой подключены жилые дома. В ходе указанной проверки также установлено, что в <адрес> имеется централизованная система водоснабжения протяженностью 1,35 км, к которой также подключены жилые дома. Указанная водопроводные сети в муниципальную собственность не принималась, в реестре муниципального имущества не состоят, на баланс и обслуживание организациям коммунального комплекса не передавались, в реестре муниципальной собственности не значатся. Поскольку документы, подтверждающие право собственности на спорные объекты отсутствуют, указанное недвижимое имущество в силу требований действующего законодательства является бесхозяйным.
В целях устранения выявленных нарушений прокурор Апшеронского района Краснодарского края Гайдуков А.А. просит суд обязать администрацию <адрес> Краснодарского края поставить бесхозяйные водопроводные сети протяженностью 3,98 км (<адрес>, протяженностью 0,38 км, <адрес>, протяженностью 0,45 км, <адрес>, протяженностью 0,4 км, <адрес>, протяженностью 0,6 км, <адрес>, протяженностью 0,6 км, <адрес>, протяженностью 0,35 км, <адрес>, протяженностью 0,4 км, <адрес>, протяженностью 0, 8 км) и протяженностью 1,35 км (<адрес>, протяженностью 0,3 км, <адрес>, протяженностью 0,25 км, <адрес>, протяженностью 0,8 км), к которой подключены жилые дома в <адрес> и <адрес> на учет в орган осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в течение двух месяцев с момента вынесения решения. Обязать администрацию <адрес> Краснодарского края передать данные водопроводные сети, обеспечивающие водоснабжение населения <адрес> и <адрес> организации, осуществляющей холодное водоснабжение населения в <адрес> и <адрес> в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Апшеронского района Краснодарского края Ходячих В.А. заявленные исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - администрации <адрес> Краснодарского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял, письменных возражений на исковое заявление не представил.
Исходя из положений ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, выслушав доводы участника процесса, суд приходит к выводу, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Пунктом 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Исходя из буквального толкования ст. 225 Гражданского кодекса РФ, постановка недвижимого имущества на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, в качестве бесхозяйной недвижимой вещи не является обязательным условием для признания такого имущества бесхозяйной вещью, а требуется лишь в целях последующего признания права муниципальной собственности на такую бесхозяйную недвижимую вещь в судебном порядке.
Для принятия вещи в муниципальную собственность как бесхозяйной необходимым условием является установление факта отсутствия собственника как такового или отказ собственника от своего права.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации.
Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, пунктом 3 которого установлено, что на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае, если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
В соответствии с п. 5 Порядка № 931 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется, в том числе, на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона (п. 9 вышеуказанного Порядка).
Таким образом, из системного толкования вышеприведенных законоположений следует, что обращение органа местного самоуправления за признанием права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества является обязанностью органа местного самоуправления.
На основании вышеуказанных норм права, учитывая, что к компетенции органа местного самоуправления относятся вопросы местного значения, исходя из интересов населения, при выявлении на территории муниципального образования бесхозяйного имущества, неосуществление надлежащего содержания которого нарушает права неопределенного круга лиц.
Из материалов дела следует, что на прокуратурой Апшеронского района Краснодарского края проведена проверка соблюдения требований законодательства о водоснабжении и водоотведении, в ходе которой установлено, что в <адрес> имеется централизованная система водоснабжения протяженностью 3,98 км (<адрес>, протяженностью 0,38 км, <адрес>, протяженностью 0,45 км, <адрес>, протяженностью 0,4 км, <адрес>, протяженностью 0,6 км, <адрес>, протяженностью 0,6 км, <адрес>, протяженностью 0,35 км, <адрес>, протяженностью 0,4 км, <адрес>, протяженностью 0, 8 км), к которой подключены жилые дома, расположенные на территории поселения.
В ходе указанной проверки также установлено, что в <адрес> имеется централизованная система водоснабжения протяженностью 1,35 км (<адрес>, протяженностью 0,3 км, <адрес>, протяженностью 0,25 км, <адрес>, протяженностью 0,8 км), к которой подключены жилые дома, расположенные на территории поселения.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что указанные водопроводные сети в муниципальную собственность не принималась, в реестре муниципального имущества <адрес> Краснодарского края не состоят, на баланс и обслуживание организациям коммунального комплекса не передавалась, в реестре муниципальной собственности не значится, в связи с чем, с силу требований действующего законодательства являются бесхозяйными.
Способы защиты гражданских прав перечислены в ст. 12 Гражданского кодекса РФ, при этом перечень мер, которые участники гражданского оборота могут предпринять, чтобы защитить свои права, не является исчерпывающим.
В соответствии с действующим законодательством право выбора способа защиты нарушенного права принадлежит истцу.
Выбрав такой способ защиты права, как обязание орган местного самоуправления поставить бесхозяйные водопроводные сети на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, прокурор счел его наиболее целесообразным и эффективным.
Объективных причин, по которым иск об обязании ответчика принять меры по признанию имущества бесхозяйным не отвечает балансу интересов участников гражданских правоотношений и является ненадлежащей формой защиты, администрацией <адрес> Краснодарского края не приведено.
Суд полагает, что прокурор, обращаясь с настоящим иском, действует в защиту неопределенного круга лиц в целях устранения нарушений требований законодательства о водоснабжении и водоотведении.
Статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив доказательства по делу в их совокупности, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что устранение выявленных нарушений законодательства о водоснабжении и водоотведении является обязательным в силу закона, а несоблюдение данных требований нарушает права неопределенного круга лиц.
Исходя из изложенного, суд полагает необходимым возложить на администрацию <адрес> Краснодарского края обязанность поставить бесхозяйные водопроводные сети, расположенные на территории <адрес> и <адрес>, к которым подключены жилые дома, на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в течение двух месяцев с момента вынесения решения, а также передать данные водопроводные сети организации, осуществляющей холодное водоснабжение населения в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Апшеронского района Краснодарского края, действующего в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в интересах неопределенного круга лиц, к администрации <адрес> Краснодарского края об обязании принять меры по признанию имущества бесхозяйным - удовлетворить.
Возложить на администрацию <адрес> Краснодарского края обязанность поставить бесхозяйные водопроводные сети протяженностью 3,98 км (<адрес>, протяженностью 0,38 км, <адрес>, протяженностью 0,45 км, <адрес>, протяженностью 0,4 км, <адрес>, протяженностью 0,6 км, <адрес>, протяженностью 0,6 км, <адрес>, протяженностью 0,35 км, <адрес>, протяженностью 0,4 км, <адрес>, протяженностью 0,8 км) и протяженностью 1,35 км (<адрес>, протяженностью 0,3 км, <адрес>, протяженностью 0,25 км, <адрес>, протяженностью 0,8 км), к которым подключены жилые дома <адрес> и <адрес> на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в течение двух месяцев с момента вынесения решения.
Возложить на администрацию <адрес> Краснодарского края обязанность передать данные водопроводные сети, обеспечивающие водоснабжение населения <адрес> и <адрес> организации, осуществляющей холодное водоснабжение населения в <адрес> и <адрес> в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Апшеронский районный суд Краснодарского края в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 08 сентября 2022 года.
Судья Апшеронского районного суда И.И. Коломийцев