Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-29/2024 (2-1469/2023;) от 23.10.2023

Дело № 2-29/2024 (2-1469/2023)

УИД: 89RS0002-01-2023-000610-27

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 января 2024 года                            г. Лабытнанги

Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Когаева Г.Ю., при секретаре судебного заседания Мусаевой Э.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа, действующего в интересах Кисловой Зои Герасимовны и Бикметовой Любовь Николаевны к акционерному обществу «Ямалкоммунэнерго» о признании незаконным расчета платы за потребление тепловой энергии, возложении обязанности произвести перерасчет платы за тепловую энергию,

у с т а н о в и л:

Прокурор Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа, действующий в интересах Кисловой З.Г. и Бикметовой Л.Н., обратился в суд с иском, с учетом его уточнений, к АО «Ямалкоммунэнерго» о признании незаконным расчета платы за потребление тепловой энергии для жильцов подъезда ...: Кисловой З.Г. и Бикметовой Л.Н. и возложении обязанности произвести перерасчет платы за тепловую энергию по указанному подъезду за период с 07.05.2022 по дату вынесения судебного решения, исходя из показаний коллективного прибора учета тепловой энергии.

В процессе производства по делу, определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 16.05.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено МП МО Мужевское «Жилфонд».

Определениями суда, занесенными 17.11.2023 и 09.01.2024 в протоколы судебного заседания, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истцов, по настоящему делу привлечены: Ершова Н.В., Ершова Л.С., Бузикова Т.В., Хуснутдинов Р.Р., Важенина А.С., Трушников А.А., Канева М.А., Трушников А.Ф., Администрация МО Шурышкарский район, Сычева Т.В., Сирачитдинова И.В., Шубадер А.В., Балакина С.В., Журавская М.А., Лощаков В.В.

Старший помощник прокурора г. Лабытнанги Шибакова И.С., действующая по поручению прокурора Шурышкарского района, в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования с учетом их уточнений и просила их удовлетворить.

В судебном заседании процессуальный истец прокурор Шурышкарского района и материальные истцы Кислова З.Г. и Бикметова Л.Н., участие не принимали, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Ответчик АО «Ямалкоммунэнерго», будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, в ходатайстве адресованном суду просили рассмотреть дело в их отсутствие, в письменных возражениях относительно заявленных требований, просил в иске отказать.

Третье лица, в судебное заседание не явились, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

При таких данных, суд полагает возможным в силу положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав прокурора, изучив письменные возражения относительно иска, письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

На основании п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (п. 2 ст. 539 ГК РФ).

В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Из ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Подпунктом «е» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354) предусмотрено, что исполнитель обязан при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца, а в случаях, предусмотренных подпунктами «б», «г» - «ж» пункта 17 названных Правил, принимать не позднее 26-го числа текущего месяца в порядке, определенном договором приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, показания такого прибора учета от управляющей организации, товарищества или кооператива, осуществляющих управление многоквартирным домом, и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета.

Пунктом 42(1) Правил N 354 предусматривается, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, в зависимости от оборудования жилых или нежилых помещений индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3 (1) и 3 (2) приложения N 2 к Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии либо по формулам 3(3) и 3(4) того же приложения N 2 исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Соответствующие формулы предполагают определение размера обязательств собственников помещений многоквартирного дома, по оплате тепловой энергии исходя из совокупного потребления тепловой энергии во всем доме (определенного по данным общедомового прибора учета), пропорционально отношению площади конкретного помещения в доме к совокупной площади всех жилых и нежилых помещений в доме.

С этим связано положение подпункта ж(1) пункта 31 Правил (введен постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498), предусматривающего обязанность исполнителя осуществлять определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, установленных в соответствии с подпунктом е(2) пункта 32 этих Правил, использовать показания коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии, установленных в соответствии с указанным подпунктом, при определении размера платы за коммунальную услугу, потребленную на общедомовые нужды в случаях, установленных Правилами.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Кислова З.Г. является собственником квартиры расположенной по адресу: ... (подъезд ) (том 1 л.д. 50-51).

Бикметова Л.Н. является нанимателем квартиры расположенной по адресу: ... (подъезд ) (том 2 л.д. 55-60).

10.01.2023 Кислова З.Г. и Бикметова Л.Н. обратилась в прокуратуру Шурышкарского района с заявлением о проведении проверки по факту непринятия к учету показаний общедомового пробора учета тепловой энергии, установленного по адресу: ... (подъезд ) (том 1 л.д. 48).

По итогам проверки в адрес и.о. директора филиала АО «Ямалкоммунэнерго» внесено представление от 18.11.2022, с требованием, устранить выявленные нарушения федерального законодательства (том 1 л.д. 44-45).

В ответе АО «Ямалкоммунэнерго» от 21.12.2022 на представление прокурора указано, что жилой дом, расположенный по адресу: ... (подъезд ), представляет собой единый объект капитального строительства, имеет самостоятельные инженерные тепловые сети, через которые осуществляется поставка тепловой энергии, и один технический паспорт, свидетельствующий о том, что нежилые и жилые помещения являются частью этого дома, в доме имеется центральное отопление от ТЭЦ, охватывающее в том числе площадь нежилых помещений. Общедомовой прибор учета (ОДПУ) тепловой энергии в указанном МКД не установлен. Единственным прибором учета тепловой энергии в указанном МКД является прибор учета, установленный в третьем подъезде указанного дома, который обеспечивает учет потребления тепловой энергии жилых и нежилых помещений только этого подъезда. Таким образом, поскольку указанный многоквартирный дом, не оборудован ОДПУ тепловой энергии, показания установленного в подъезде дома прибора учета тепловой энергии приниматься в расчет не могут. Данный прибор учета не отображает потребление всего дома, в связи с чем расчет коммунальной услуги по теплоснабжению потребителям, проживающим в подъезде , правомерно осуществляется расчетным путем (том 1 л.д. 55-57).

В соответствии с абзацем 8 пункта 2 Правил N 354 коллективным (общедомовым) прибором учета признается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.

Подпунктом «с» пункта 31 Правил N 354, предусмотрена обязанность исполнителя обеспечить установку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку общедомовых приборов учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.

В рассматриваемом случае исполнителем, в соответствии с абзацами седьмым и двадцатым пункта 2 Правил N 354, является АО «Ямалкоммунэнерго».

Согласно письму АО «Ямалкоммунэнерго» от 23.05.2022 с 07.05.2022 введен в эксплуатацию узел учета тепловой энергии на базе теплосчетчика «Карат 306», № 50821221, 2021 года выпуска, первичная поверка 30.06.2021, на объекте: «Многоквартирный жилой дом», расположенный по адресу: ..., подъезд , с показаниями 0,0 Гкал и согласована без замечаний проектная документация на указанный узел учета (том 1 л.д. 31, том 2 л.д. 6, 7-50).

Из заключения ООО «Северспецпроект+» от 07.10.2021 следует, что многоквартирный жилой дом в ... представляет собой 3-х этажное здание, состоящее из 4-х секций. У каждой секции поверх свай устроен отдельный монолитный железобетонный ростверк таким образом, что все секции располагаются независимо друг от друга. Все инженерные коммуникации каждой секции функционируют автономно и подключены по отдельности от магистральных сетей. Учитывая, что каждая секция всего здания расположена на отдельном фундаменте, все инженерные коммуникации подключены от магистральных сетей и работают не зависимо друг от друга, то можно сделать вывод, что многоквартирный жилой дом состоит из 4-х частей не связанных между собой конструктивными элементами и имеющих автономное инженерное обеспечение (том 2 л.д. 138-166). Указанный в заключении вывод согласуется с техническим паспортом на названный многоквартирный жилой дом (том 1 л.д. 98-107).

В письме Администрации МО Шурышкарский район от 18.11.2022, также указывается на то, что все инженерные коммуникации многоквартирного жилого дома (энергоснабжение, водоснабжение и теплоснабжение) каждой секции функционируют автономно и подключены отдельно от магистральных сетей. Фактически системы отопления данного дома разделены на автономные части (подъезды) теплоснабжение каждой части осуществляется раздельно, в независимости от других подъездов. Установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) на весь дом невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем или без создания новых внутридомовых инженерных систем, так как наружные магистральные сети теплоснабжения являются транзитными (имеют сторонних потребителей). В целях обеспечения эффективного и рационального использования энергетических ресурсов для организации учёта тепловой энергии по приборам учёта считают технически возможным установку, эксплуатацию приборов учета по секциям (подъездам) данного многоквартирного жилого дома, как общедомового прибора учёта (том 1 л.д. 42-43).

На основании изложенного, прибор учета тепловой энергии, установленный в подъезде данного многоквартирного дома, является средством измерения, необходимым для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом (подъезд ), и в соответствии с п. 2 Правил N 354, считается коллективным (общедомовым) прибором учета.

Таким образом, определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению необходимо производить исходя из объема тепловой энергии, определенного по показанию прибора учета, установленного в многоквартирном доме, в соответствии с абзацем вторым пункта 42(1) Правил .

Следовательно, суд не может принять во внимание доводы ответчика, изложенные в письменных возражениях о том, что установленный в подъезде ..., прибор учета не является общедомовым, так указанные доводы основаны на неверном толковании вышеуказанных норм закона, регулирующих спорные правоотношения и противоречат установленным в ходе судебного разбирательства фактическим данным (том 1 л.д. 89-90, 199-200).

Более того, стороной ответчика не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих техническую возможность установки коллективного (общедомового) прибора учета для всего дома ..., напротив, как указано в письме Администрации МО Шурышкарский район от 18.11.2022, установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) на весь дом невозможна (том 1 л.д. 42-43).

При таких обстоятельствах требования прокурора о признании незаконным, расчета платы за потребление тепловой энергии для жильцов подъезда ...: Кисловой З.Г. и Бикметовой Л.Н., являются правомерными и подлежащими удовлетворению.

В связи с чем подлежат удовлетворению исковые требования возложении обязанности на ответчика, произвести перерасчет платы за тепловую энергию по указанному подъезду за период с 07.05.2022 по дату вынесения судебного решения, исходя из показаний коллективного прибора учета тепловой энергии.

Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку в силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, освобождены от уплаты судебных расходов, а исковые требования признаны судом обоснованными, с ответчика должна быть взыскана государственная пошлина в размере 6000 рублей, в соответствии с частью 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подлежащая зачислению в доход бюджета муниципального образования городской округ город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа, действующего в интересах Кисловой Зои Герасимовны, ДД/ММ/ГГ г.р., уроженки ... (паспорт ...) и Бикметовой Любовь Николаевны ДД/ММ/ГГ г.р., уроженки ... (паспорт ...) – удовлетворить.

Признать незаконным расчет платы за потребление тепловой энергии для жильцов подъезда ...: Кисловой З.Г. и Бикметовой Л.Н.

Возложить обязанность на АО «Ямалкоммунэнерго» (ИНН 8901025421, ОГРН 1118901002153) произвести перерасчет платы за тепловую энергию для Кисловой Зои Герасимовны и Бикметовой Любовь Николаевны жильцов третьего подъезда жилого дома ... за период с 07 мая 2022 года по 29 января 2024 года, исходя из показаний коллективного прибора учета тепловой энергии.

Взыскать с АО «Ямалкоммунэнерго» (ИНН 8901025421, ОГРН 1118901002153) в доход бюджета муниципального образования городской округ город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: ...

...

...

Решение в окончательной форме принято 30 января 2024 года.

2-29/2024 (2-1469/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кислова Зоя Герасимовна
Прокуратура Шуршкарского района ЯНАО
Бикметова Любовь Николаевна
Ответчики
АО "Ямалкоммунэнерго"
Другие
Трушников Антон Александрович
Важенина Анна Степановна
Шубадер Алексей Викторович
МП МО Мужевское «Жилфонд»
Балакина Светлана Васильевна
Трушников Александр Федорович
Ершова Наталья Владимировна
Журавская Марина Андреевна
Сычева Татьяна Владимировна
Хуснутдинов Рамиль Равильевич
Бузикова Татьяна Викторовна
Ершова Лидия Сергеевна
Лощаков Вячеслав Викторович
Канева Мария Александровна
Администрация МО Шурышкарский район
Сирачитдинова Ирина Валентиновна
Суд
Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Когаев Герман Юрьевич
Дело на странице суда
labytnangsky--ynao.sudrf.ru
23.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
24.10.2023Передача материалов судье
24.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.11.2023Судебное заседание
06.12.2023Судебное заседание
09.01.2024Судебное заседание
22.01.2024Судебное заседание
29.01.2024Судебное заседание
30.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.03.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее