ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, д. 51,
г. Улан-Удэ, 670000
тел/факс: 8 (3012) 21-50-78,
E-mail: vs.bur@sudrf.ru
судья Герасименко В.С.
дело № 21-198
поступило 1 сентября 2022 года
УИД 04RS0011-01-2022-000151-29
Р Е Ш Е Н И Е
26 сентября 2022 года г. Улан-Удэ
Верховный Суд Республики Бурятия в составе судьи Булгытовой Светланы Валерьевны
при секретаре Масловой А.Ю.
рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении ФГБУН Геологический институт Сибирского отделения Российской академии наук,
У С Т А Н О В И Л:
1. Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Вандаева Г.В. от 20 декабря 2021 года ФГБУН Геологический институт Сибирского отделения Российской академии наук (далее – институт) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному штрафу в размере 800 000 рублей.
Институт обжаловал постановление в районный суд.
Решением Кабанского районного суда Республики Бурятия от 21 февраля 2021 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено данное постановление.
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 12 мая 2022 года решение районного суда отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела решением Кабанского районного суда Республики Бурятия от 5 июля 2022 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено данное постановление.
Должностное лицо Вандаев Г.В. подал жалобу на решение районного суда в вышестоящий суд.
В заседании вышестоящего суда Вандаев Г.В. и его представитель Цыренжапова И.И. поддержали доводы жалобы, представитель института Татьков П.П. возражал против удовлетворения жалобы.
2. Рассмотрев дело, вышестоящий суд не находит оснований к отмене решения районного суда.
В соответствии с частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 и частью 1 статьи 15.44 данного Кодекса влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Из постановления о назначении административного наказания и материалов дела видно следующее.
В Межрегиональное управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории поступило письмо от Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры от 7 мая 2021 года для принятия мер в отношении ООО «<...>».
В ходе проверки, проведенной Росприроднадзором в отношении ООО «<...>», установлено, что общество использует термальный источник минеральной воды из скважины № <...>, которая оборудована на земельном участке с кадастровым номером ..., расположенном в местности <...>.
Этот участок находится в собственности Российской Федерации и предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование институту. Категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования – для научно-исследовательской деятельности.
Вода из скважины № ... подается по проложенному трубопроводу до административного здания (хозяйственного помещения) оздоровительного комплекса «<...>», далее по трубопроводу в бассейн и в емкости купелей. От основного трубопровода имеется ответвление, по которой часть воды подается в хозяйственное помещение и используется для хозяйственных нужд.
Институт в ходе проверки сообщил Росприроднадзору, что осуществляет научно-исследовательские работы на указанной скважине на основании разрешения № 381 на право производства геологоразведочных работ, выданного Федеральным агентством по недропользованию.
22 ноября 2021 года от Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу поступило письмо о том, что 12 февраля 2016 года институту выдано разрешение № 02-10/389. Срок окончания разрешения 31 декабря 2016 года.
На основании этой информации должностное лицо Вандаев Г.В. сделал вывод, что институт осуществлял научно-исследовательские работы на скважине №... в отсутствие права пользования участком или участками недр.
Обжалуя привлечение к административной ответственности, институт указал, что на скважине №... осуществляет не требующие лицензирования работы по геофизическому мониторингу скважин в части наблюдения за составом подземных вод.
Суд первой инстанции принял правильное решение об отмене постановления должностного лица, поскольку материалы дела не опровергают доводы института.
Виды пользования недрами перечислены в статье 6 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»
Пунктом 1 части 1 данной статьи предусмотрено, что недра предоставляются в пользование для регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр.
Из статьи 11 данного Закона РФ следует, что:
предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами и определяющие основные условия пользования недрами, за исключением случаев, установленных данным Законом;
лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий;
не требуется получение лицензии на пользование недрами для осуществления вида пользования недрами, предусмотренного пунктом 1 части первой статьи 6 данного Закона, государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, находящимися в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, на основании государственного задания в соответствии с пунктом 11 части первой статьи 10.1 данного Закона.
Постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.1992 № 3314-1 утверждено Положение о порядке лицензирования пользования недрами (утратило силу с 1 января 2022 года).
Из раздела 1 Положения следует, что получения лицензии не требуется на право ведения: региональных геолого-геофизических работ, геологической съемки, инженерно-геологических изысканий, научно-исследовательских, палеонтологических и других работ, направленных на общее изучение недр, геологических работ по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, контролю за режимом подземных вод, а также иных работ, проводимых без существенного нарушения целостности недр. Разрешение на проведение указанных работ выдает Геолком России или его территориальное подразделение, а условия их проведения согласовываются исполнителями этих работ с органами местного самоуправления.
Достоверных доказательств, что институт осуществлял на скважине № ... пользование недрами, на которое требуется получение лицензии, в деле не имеется.
То обстоятельство, что 31 декабря 2016 года закончилось действие разрешения, выданного институту 12 февраля 2016 года, само по себе не означает наличие состава административного правонарушения
В связи с окончанием действия разрешения институт 13 марта 2017 года обратился в Департамент по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу с просьбой выдать разрешение на право производства геологоразведочных работ на 2017 год.
Департамент обратился по этому поводу в Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра).
Письмом от 24 мая 2017 года Роснедра сообщили Департаменту, что отсутствуют основания для выдачи разрешения на осуществление работ по геофизическому мониторингу скважин в части наблюдения за составом подземных вод.
6 июня 2017 года Департамент дал аналогичный ответ институту.
Из паспорта сейсмопрогнозной скважины № ... следует, что скважина пробурена в местности <...> для сейсмопрогнозных наблюдений.
В информационном геологическом отчете о результатах работ, выполненных в 2021 года по теме: Создание научных основ прогноза землетрясений на самоизливающейся термальной скважине № ..., указано, что работы выполнялись в соответствии с гос.заданием и программой экспедиционных работы ГИН СО РАН.
При таких обстоятельствах районный суд правомерно сделал вывод о том, что отсутствуют достаточные доказательства об осуществлении институтом деятельности, подлежащей лицензированию.
3. Ссылки в постановлении должностного лица на то, что ООО «<...>» использует термальный источник минеральной воды из скважины № ..., нельзя принять во внимание, поскольку это обстоятельство не означает осуществление институтом научно-исследовательских работ на скважине.
Довод должностного лица о том, что институт участвовал в незаконной добыче ООО «<...>» термальной воды, не подтвержден доказательствами, поэтому подлежит отклонению.
Согласно части 3 статьи 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
В соответствии с частью 4 данной статьи неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В данном деле виновные действия института, образующие состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, достоверно не доказаны, поэтому решение районного суда об отмене постановления о назначении административного наказания является правильным.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ, вышестоящий суд
Р Е Ш И Л:
Решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 5 июля 2022 года оставить без изменения, жалобу должностного лица – без удовлетворения.
Судья С.В. Булгытова