Дело № 2-1778/2023
УИД 59RS0004-01-2023-000743-78
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 марта 2023 года город Пермь
Ленинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Гладковой О.В.,
при секретаре судебного заседания Апкиной А.А.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Ленинского района г.Перми – Глазковой Н.И.,
представителя ответчика – Калинина Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ильинского района Пермского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» о возложении обязанности провести работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах,
у с т а н о в и л:
прокурор Ильинского района Пермского края обратился в суд с иском к НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» о возложении обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных по адресу: <Адрес> (ремонт крыши, несущих конструкций); <Адрес> (ремонт фасада), путем привлечения для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту подрядных организаций, заключения с подрядными организациями от своего имени договоров, предусматривающих установление гарантийного срока на оказанные услуги и выполненные работы продолжительностью не менее 5 лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг или выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Ильинского района Пермского края проведена проверка соблюдения НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» жилищного законодательства при выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края. По результатам проверки установлено, что в соответствии с документами, направленными на реализацию региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов на территории Пермского края, на 2020 год было запланировано проведение работ общего имущества в многоквартирных домах, расположенных по адресу: <Адрес> (ремонт крыши, несущих конструкций); <Адрес> (ремонт фасада). Прокуратурой района в ходе проверки установлен факт бездействия ответчика по проведению капитального ремонта в указанных многоквартирных домах. Согласно программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, региональному краткосрочному плану реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 №288-п, на 2018-2020 годы, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <Адрес>, планировалось проведение работ по ремонту крыши, несущих конструкций, в многоквартирном доме по адресу: <Адрес> планировалось проведение работ по ремонту фасада. В нарушение указанных норм ответчиком указанные обязанности по проведению работ по капитальному ремонту данных домов в 2020 году исполнены не были, каких-либо уважительных причин отсутствия капитального ремонта не представлено. Указанные факты нарушают жилищные права граждан на гарантированное федеральным законодательством проведение капитального ремонта в многоквартирных домах.
Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам искового заявления.
Представитель ответчика в судебном заседании поддерживает доводы, изложенные в письменном отзыве на иск, в удовлетворении исковых требований прокурора о возложении обязанности на Фонд провести капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах просит отказать. В случае удовлетворения исковых требований просил предоставить срок исполнения решения суда в течение года после вступления в законную силу решения суда.
Заслушав лиц, участвующих в деле, оценив доводы истца, изложенные в исковом заявлении, доводы ответчика, изложенные в отзыве на иск, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из пункта 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
Согласно пункту 10.1 статьи 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: методическое обеспечение установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 8.3 статьи 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
В силу статьи 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.
В части 1 статьи 168 ЖК РФ предусмотрено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Согласно части 7 статьи 168 ЖК РФ в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.
Частью 1 статьи 182 ЖК РФ установлено, что региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Обязанности регионального оператора в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме предусмотрены частью 2 статьи 182 ЖК РФ.
Региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (часть 6 статьи 182 ЖК РФ).
В соответствии со ст.15 Закона Пермского края от 11.03.2017 №304-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края» (принят ЗС ПК 20.02.2014) (далее – Закон Пермского края от 11.03.2017 №304-ПК) исполнительный орган государственной власти, осуществляющий выработку региональной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, до 15 июня года, предшествующего году реализации региональной программы капитального ремонта, утверждает краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока в порядке, устанавливаемом нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока размещается органами местного самоуправления, исполнительным органом государственной власти, осуществляющим выработку региональной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах указанных органов.
На основании части 1 статьи 21 Закона Пермского края от 11.03.2017 № 304-ПК в целях реализации настоящего Закона создается некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае», которая является региональным оператором.
Согласно частей 1, 2 статьи 22 Закона Пермского края от 11.03.2017 № 304-ПК предметом деятельности регионального оператора является обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, в том числе финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Основными целями деятельности регионального оператора являются организация и своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона Пермского края от 11.03.2017 № 304-ПК региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан:
1) не менее чем за четыре месяца до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, подготовить и направить собственникам помещений в этом доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта;
2) обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации для проведения капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов;
3) привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 №288-п утверждена региональная Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта.
Фонд является исполнителем региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014 - 2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 №288-п «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014 - 2044 годы и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта» (далее – Программа).
ДД.ММ.ГГГГ прокурором Ильинского района Пермского края принято решение о проведении проверки в отношении НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае».
В ходе проверки установлено, что в соответствии с документами, направленными на реализацию региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов на территории Пермского края, на 2020 год было запланировано проведение работ общего имущества в многоквартирных домах, расположенных по адресу: <Адрес> (ремонт крыши, несущих конструкций); <Адрес> (ремонт фасада).
Прокуратурой района в ходе проверки установлен факт бездействия ответчика по проведению капитального ремонта в указанных многоквартирных домах. Согласно программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, региональному краткосрочному плану реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 №288-п, на 2018-2020 годы, в многоквартирном доме по адресу: <Адрес>, планировалось проведение работ по ремонту крыши, несущих конструкций, в многоквартирном доме по адресу: <Адрес> планировалось проведение работ по ремонту фасада.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором Ильинского района Пермского края в адрес и.о. генерального директора некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» внесено представление об устранении выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений (л.д. 8-9).
В ответ на требование прокуратуры НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» сообщает, что в случае формирования фонда капитального ремонта на общем счете регионального оператора, фонд представляет собственникам предложение о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг (или) работ, их стоимость и об источнике финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта, в порядке, установленном статьей 189 ЖК РФ и статьей 24 Закона Пермского края от 11.03.2014 №304-ПК. С учетом вышеуказанных требований региональным оператором было принято решение о проведении работ по плану 2020 года в рамках финансовой устойчивости по следующим домам: дома, по которым имеется решение собственников о проведении капитального ремонта; дома, по которым имеется решение комиссии о необходимости проведения капитального ремонта; дома, по которым запланировано софинансирование работ на период 2018 - 2020 гг. Таким образом, ввиду недостатка денежных средств для проведения запланированных работ, фондом не проводились конкурентные процедуры по отбору подрядных организаций на разработку проектно-сметной документации и на проведение работ по капитальному ремонту. Основными причинами невыполнения краткосрочного плана реализации региональной программы, а также проблемами, возникающими у фонда при организации проведения капитального ремонта, являются: несвоевременное принятие и направление решений на размещенные фондом предложения о проведении капитального ремонта, до поступления такого решения у фонда отсутствуют основания к организации работ по проведению капитального ремонта; необходимость переноса сроков проведения работ, согласно проведенным техническим обследованиям, которыми установлено отсутствие необходимости проведения капитального ремонта; признание многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу; расторжение договоров с недобросовестными подрядными организациями; задержки в разработке проектно-сметной документации (л.д. 10-13, 14).
Вместе с тем, до настоящего времени со стороны НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» свои обязательства по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных по адресам: <Адрес> (ремонт крыши, несущих конструкций); <Адрес> (ремонт фасада), надлежащим образом не выполнены, что подтверждается представленными в материалы дела документами, ответчиком не оспаривается.
Указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов жителей многоквартирных домов и о наличии угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Сроки, установленные программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края для проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ильинского городского округа Пермского края, нарушены. Обязанность по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах действующим законодательством возложена на НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае».
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором исковых требований и наличии оснований для возложения на НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» обязанности по проведению капитального ремонта крыши, несущих конструкций в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <Адрес>; ремонта фасада в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <Адрес>. Оснований для конкретизации способа проведения капитального ремонта путем привлечения для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту подрядных организаций, заключения с подрядными организациями от своего имени договоров, предусматривающих установление гарантийного срока на оказанные услуги и выполненные работы продолжительностью не менее 5 лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг или выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами, суд не усматривает, поскольку права неопределенного круга лиц восстановлены возложением на ответчика обязанности провести работы по капитальному ремонту, организация выполнения указанных работ конкретным способом находится в компетенции ответчика на стадии исполнения судебного акта.
Доводы ответчика о том, что прокурор не имеет права на подачу настоящего искового заявления, поскольку круг лиц, в интересах которого подан иск может быть индивидуализирован и не является неопределенным, суд признает несостоятельными, так как невыполнение НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» своих обязательства по проведению работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов свидетельствует о нарушении прав и законных интересов жителей многоквартирных домов и о наличии угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (части 2 статьи 206 ГПК РФ). При установлении указанного срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Поскольку необходимость установления судом срока для исполнения ответчиком возложенной обязанности прямо предусмотрена статьей 206 ГПК РФ, суд полагает необходимым установить такой срок.
Разрешая вопрос о длительности срока, который необходимо предоставить ответчику для выполнения возложенной на него обязанности, учитывая сложность и объем работ по капитальному ремонту крыши, несущих конструкций, фасада, учитывая пояснения представителя ответчика о проведении конкурсных процедур, суд считает необходимым и достаточным предоставить ответчику срок в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
возложить обязанность на Некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» <данные изъяты> в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести работы по капитальному ремонту крыши, несущих конструкций в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <Адрес>; ремонта фасада в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <Адрес>.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>