РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 апреля 2023 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Токмаковой Н.А.,
при секретаре судебного заседания: Щербакове М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-109/2023 по иску Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к департаменту природных ресурсов и экологии ЯНАО, ПАО «НОВАТЭК», ООО «НОВАТЭК-ЮРХАРОВНЕФТЕГАЗ», Федеральному агентству лесного хозяйства о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок отходов,
УСТАНОВИЛ:
Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к департаменту природных ресурсов и экологии ЯНАО, ПАО «НОВАТЭК», ООО «НОВАТЭК-ЮРХАРОВНЕФТЕГАЗ», Федеральному агентству лесного хозяйства о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок отходов.
В обоснование иска указано, что Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой проведена проверка информации о нахождении несанкционированных свалок отходов на территории автономного округа. В ходе которой было установлено, что на территории ЯНАО на землях лесного фонда Уренгойского участкового лесничества Таркосалинского лесничества находятся 3 места несанкционированного размещения отходов производства и потребления (металлический лом, автомобильные шины, бытовой и строительный мусор) на общей площади 1,1773 га: 1) в выделе № квартале № Уренгойского участкового лесничества Таркосалинского лесничества площадью 0,8397 га (координатная точка привязки 66?03"32.0 с.ш. 078?34"53.9 в.д.); 2) в выделе № квартале № Уренгойского участкового лесничества Таркосалинского лесничества площадью 0,3306 га (координатная точка привязки 66?05"44.6 с.ш. 078?44"25.9 в.д.); 3) в выделе № квартале № Уренгойского участкового лесничества Таркосалинского лесничества площадью 0,0070 га (координатная точка привязки 65?52"22.7 с.ш. 078?11"36.2 в.д.). Конкретные исполнители работ по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов каким-либо правовым актом либо контрактом (договором) не определены, эффективные меры к организации уборки несанкционированных свалок до настоящего времени не приняты, ликвидация запланирована на 2023 при наличии необходимого финансирования. Лица, в результате действий которых произошло образование несанкционированных свалок, не установлены, при этом все учтенные неликвидированные свалки расположены на землях лесного фонда, не предоставленных в пользование. Поскольку несанкционированные свалки отходов образовались на земельных участках, расположенных на землях лесного фонда, ответчик несет ответственность по их надлежащему содержанию.
Просил возложить на ответчика обязанность в срок до 10.06.2023 по ликвидации 3 несанкционированных свалок отходов, расположенных на лесных участках в составе земель лесного фонда Уренгойского участкового лесничества Таркосалинского лесничества, а именно: 1) в выделе № квартале № Уренгойского участкового лесничества Таркосалинского лесничества площадью 0,8397 га (координатная точка привязки 66?03"32.0 с.ш. 078?34"53.9 в.д.); 2) в выделе № квартале № Уренгойского участкового лесничества Таркосалинского лесничества площадью 0,3306 га (координатная точка привязки 66?05"44.6 с.ш. 078?44"25.9 в.д.); 3) в выделе № квартале № Уренгойского участкового лесничества Таркосалинского лесничества площадью 0,0070 га (координатная точка привязки 65?52"22.7 с.ш. 078?11"36.2 в.д.).
В судебном заседании представитель истца помощник Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора настаивал на удовлетворении требований иска, просил удовлетворить.
Представитель ответчика департамента природных ресурсов и экологии ЯНАО возражал против удовлетворения требований иска к департаменту, выступил по доводам, приведенным в письменных возражениях.
Представитель соответчика ООО «НОВАТЭК-ЮРХАРОВНЕФТЕГАЗ», возражал против удовлетворения требований иска к Обществу, выступил по доводам, приведенным в письменных возражениях.
Представители соответчиков ПАО «НОВАТЭК», Федерального агентства лесного хозяйства, извещенные о месте, времени и дате рассмотрения дела надлежащим образом, в суд не явились.
По определению суда на основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с Правилами №, территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденными в установленном порядке субъектом Российской Федерации.
Законодательство в сфере обращения с отходами регулирует также вопросы осуществления деятельности, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарногигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В целях охраны земель пп. 2 п. 2 ст. 13 ЗК РФ на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Таким образом, поддерживать земельный участок в надлежащем состоянии обязан собственник (землепользователь, землевладелец).
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду обеспечивают положения Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Положения ст.11, п. 3 ст.39 Федерального закона № 52-ФЗ обязывают юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (ч.1 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ).
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
В соответствии с ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
Установлено, что на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на землях лесного фонда Уренгойского участкового лесничества Таркосалинского лесничества находятся 3 места несанкционированного размещения отходов производства и потребления (металлический лом, автомобильные шины, бытовой и строительный мусор) на общей площади 1,1773 га:
1) в выделе № квартале № Уренгойского участкового лесничества Таркосалинского лесничества площадью 0,8397 га (координатная точка привязки 66?03"32.0 с.ш. 078?34"53.9 в.д.);
2) в выделе № квартале № Уренгойского участкового лесничества Таркосалинского лесничества площадью 0,3306 га (координатная точка привязки 66?05"44.6 с.ш. 078?44"25.9 в.д.);
3) в выделе № квартале № Уренгойского участкового лесничества Таркосалинского лесничества площадью 0,0070 га (координатная точка привязки 65?52"22.7 с.ш. 078?11"36.2 в.д.).
Материалами дела подтверждается и не оспаривается ответчиком, что территория, на котором находится несанкционированная свалка, расположена в границах лесного фонда Уренгойского участкового лесничества Таркосалинского лесничества находятся, который относится к землям государственного лесного фонда и на основании части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации является федеральной собственностью.
Доводы представителя ответчика о том, что ликвидация свалок на землях лесного фонда не является переданным полномочием Российской Федерацией в области лесных отношений и, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут обязанность по осуществлению только переданных Российской Федерацией полномочий и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставленных на осуществление соответствующих полномочий, в связи с чем, ликвидация несанкционнированных свалок на землях лесного фонда не является полномочием, которое Российская Федерация передала департаменту, не относится к охране, защите, и воспроизводству лесов, поэтому финансирование данных мероприятий не может осуществляться за счет средств субвенций из федерального бюджета в силу установленных бюджетным законодательством запретов, суд находит необоснованными.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ и ст. 18 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны и здоровья человека.
На территории Ямало-Ненецкого автономного округа запрещается накапливать и размещать отходы производства и потребления в несанкционированных местах.
Лица, разместившие отходы производства и потребления в несанкционированных местах, обязаны за свой счет производить уборку и очистку данной территории, а при необходимости - рекультивацию земельного участка.
В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы производства и потребления на несанкционированных свалках, удаление отходов производства и потребления и рекультивацию территорий свалок производить за счет лиц, обязанных обеспечивать уборку данной территорий.
В соответствии с ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно п. 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 28 декабря 2001 №-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
При этом, согласно примечанию к п. 7.8 ГОСТ 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Земельный участок, на котором обнаружена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, относится к землям государственного лесного фонда и на основании ч. 1 ст. 8 ЛК РФ является федеральной собственностью.
В соответствии со ст. 60.12 ЛК РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с ЛК РФ, Законом № 7-ФЗ и другими федеральными законами (часть 1), которая осуществляется не только органами государственной власти и органами местного самоуправления, но и физическими и юридическими лицами в пределах их полномочий (часть 2, 3).
Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 №, равно как и ранее действующими до 1 января 2021 утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 №, предусмотрено, что меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах.
Из договора аренды лесного участка, в составе земель лесного фонда №/л-08 от 18 марта 2008, лесной участок, расположенный в Ямало-Ненецком автономном округе, Пуровского района (защитные леса, категория – леса расположенные в лесотундровой зоне Таркосалинского лесничества Уренойского участкового лесничества в квартале № в выделах №№,10,8,11, в квартале 853 в выделах №№,13) передан ООО «УГК» (после реорганизации ООО «НОВАТЭК-ЮРХАРОВНЕФТЕГАЗ»), в силу п. 12 арендатор обязан использовать земельный участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке.
Установлено, что Общество арендует лесные участки под скважины Р-8 и Р-11 с кадастровыми номерами: 05:020602:89:1732; 05:020602:89:1733; 05:020602:89:1734; 05:020602:89:1735; 05:020602:89:1736, которые находятся на расстоянии 80м от захламленного участка. Ближайшим участком к месту захламления является участок с кадастровым номером: 05:020602:89:1732.
Место захламления площадью 0,0070 га с координатной точкой привязки 65*52’22.7”с.ш. 078*11’36.2” в.д. согласно Публичной кадастровой карты, размещенной на официальном сайте Росреестра, находится в границах многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 89:05:020602:2753 и соответственно не входит в границы предоставленного Обществу в аренду земельного участка 89:05:020602:1732.
Как следует из пояснений соответчика ООО «НОВАТЭК-ЮРХАРОВНЕФТЕГАЗ», в выделе № квартале № Уренгойского участкового лесничества Таркосалинского лесничества площадью 0,0070га располагаются скважины 8ПО, 9Р, 11 ПО, на которых до 2012 вел производственную деятельность прежний недропользователь ООО «УГК» (после реорганизации ООО «НОВАТЭК-ЮРХАРОВНЕФТЕГАЗ»). Удаленность скважин до места несанкционированного размещения отходов: с<адрес> ориентировочно 237 м; с<адрес> ориентировочно 529 м; с<адрес> ориентировочно 168 м. С 2012 указанные скважины находятся в консервации, которая неоднократно продлевается, в настоящее время до <дата>.
В соответствии со ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать переданное в аренду имущество в исправном состоянии, нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом иными правовыми актами или договором аренды.
Заключив договор аренды лесного участка, Общество в силу ч. 2 ст. 616 ГК РФ, ст.ст. 13, 42 ЗК РФ приняло на себя обязательство поддерживать арендуемое имущество в исправном состоянии, нести расходы на его содержанию, а также проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия.
Таким образом, обязанность арендатора по осуществлению мер санитарной безопасности (санитарно-оздоровительных мероприятий) на арендуемом лесном участке установлена как договором, так и законом (ч. 2 ст. 616 ГК РФ) и иными правовыми актами, в том числе Правилами.
Таким образом, учитывая, что несанкционированные свалки размещения твердых бытовых (коммунальных) отходов расположены на земельном участке лесного фонда, переданном обществу по договору аренды лесного участка, подлежат ликвидации арендатором.
На собственников земельных участков пп. 4 п. 1 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель возложена обязанность проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
Леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 № 7-ФЗ и другими федеральными законами (ст. 60.12).
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 55 ЛК РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 № 2047 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, устанавливающие единый порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах.
В лесах не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды (пп. «а» п. 20 Правил).
Очистка лесов от загрязнения отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с законодательством в области обращения с отходами (п. 45Правил).
Их проведение в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 83 ЛК РФ, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в настоящем деле таким органом исполнительной власти субъекта является департамент природных ресурсов и экологии ЯНАО.
В силу пункта 1.1 Постановления Правительства ЯНАО от 29 апреля 2013 №297-П «О департаменте природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа», департамент является центральным исполнительным органом государственной власти автономного округа, проводящим государственную политику, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность и государственный надзор, а также обеспечивающим реализацию полномочий автономного округа как субъекта Российской Федерации в области использования и охраны недр, водных объектов, лесов, в том числе земель лесного фонда, объектов животного мира.
Департамент осуществляет отдельные полномочия, переданные ему Российской Федерацией в области лесных отношений, в том числе организует использование лесов, их охрану, защиту, воспроизводство на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.
Выявленные свалки являются несанкционированными, расположены на земельном участке лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, Сведения о лицах, организовавших свалки, отсутствуют. Земельные участки с расположенными на них несанкционированными свалками не переданы иными лицам по договору аренды.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных законоположений, поскольку несанкционированные свалки твердых строительных и бытовых отходов, мусора, расположены на земельном участке лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, организация мероприятий по ликвидации этих свалок, а также мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, проведение которых на территории Ямало-Ненецкого автономного округа отнесено к полномочиям департамента природных ресурсов и экологии ЯНАО, подлежит возложению на указанный уполномоченный исполнительный орган государственной власти ЯНАО.
Непринятие мер по ликвидации мест складирования отходов на указанных лесных участках приводит к ухудшению качества земель лесного фонда, экологической обстановки, что нарушает интересы РФ, как собственника лесного участка и неопределенного круга лиц на безопасные условия проживания.
В соответствии ч.ч. 3, 5 ст. 83 ЛК РФ средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 837, в пункте 2 предусмотрено предоставление субвенций бюджетам Российской Федерации на финансирование обеспечения полномочий, среди которых организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты.
Исходя из полномочий по охране лесов, переданных в силу п. 6 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ (к числу исключений из которого не относится очистка лесов от загрязнения отходами производства и потребления) органам государственной власти субъектов Российской Федерации, именно департамент, являясь уполномоченным органом исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа должен обеспечивать соблюдение правил пожарной безопасности, а также охрану от загрязнения и иного негативного воздействия, выполнять иные меры по охране лесов от загрязнения.
Указанное соотносится и с предоставлением в соответствии с ч. 3 ст. 83 ЛК РФ субвенций, направленных на осуществление полномочий, переданных в соответствии с ч. 1 указанной статьи, а также с передачей на основании абзаца седьмого ч. 1 ст. 57 БК РФ в бюджеты субъектов Российской Федерации в полном объеме платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд и платы за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.
Таким образом, департамент природных ресурсов и экологии ЯНАО является надлежащим ответчиком по делу и именно на него должна быть возложена обязанность ликвидировать выявленные свалки на территории земель лесного фонда.
Доказательств оформления права пользования спорным земельным участком ООО «НОВАТЭК-ЮРХАРОВНЕФТЕГАЗ», ООО «НОВАТЭК» суду не представлено.
Таким образом, департамент природных ресурсов и экологии ЯНАО является надлежащим ответчиком по делу и именно на него должна быть возложена обязанность ликвидировать указанную свалку на территории земель лесного фонда.
Согласно п. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Разрешая вопрос о сроке исполнения ответчиком решения суда, принимая во внимание период вступления решения суда в законную силу, значительный объем мероприятий, необходимых для создания условий по ликвидации несанкционированных свалок отходов, климатические и природные условия, руководствуясь принципом разумности и необходимостью учитывать при установлении срока соблюдение баланса сторон, суд полагает возможным определить указанный срок до 01.11.2023.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к департаменту природных ресурсов и экологии ЯНАО, - удовлетворить.
Возложить обязанность на департамент природных ресурсов и экологии ЯНАО по ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных на лесных участках в составе земель лесного фонда Уренгойского участкового лесничества Таркосалинского лесничества в срок до 01.11.2023, а именно:
- в выделе № квартале № Уренгойского участкового лесничества Таркосалинского лесничества площадью 0, 8397 га;
- в выделе № квартале № Уренгойского участкового лесничества Таркосалинского лесничества площадью 0, 3306 га;
- в выделе № квартале № Уренгойского участкового лесничества Таркосалинского лесничества площадью 0, 0070 га.
В удовлетворении требований к ПАО «НОВАТЭК», ООО «НОВАТЭК-ЮРХАРОВНЕФТЕГАЗ», Федеральному агентству лесного хозяйства - отказать.
Взыскать с департамента природных ресурсов и экологии ЯНАО в бюджет город Салехард государственную пошлину в сумме 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, прокурором представления через Салехардский городской суд.
Судья Н.А. Токмакова