УИД 74RS0049-01-2023-003486-50
Дело № 2-341/2024
Решение
Именем Российской Федерации
15 марта 2024 года г. Троицк
Троицкий городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Сойко Ю.Н.
при секретаре Кузнецовой Е.В.
рассмотрев с участием прокурора Пановой М.Н. в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Троицка в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 11» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ
Прокурор города Троицка Челябинской области обратился в суд с иском (с учетом уточненных требований) в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад № 11» (далее МБДОУ «Детский сад № 11») о возложении обязанности в срок до 01 июля 2024 года устранить нарушения пожарной безопасности в помещении по адресу Челябинская область, г. Троицк, ул. Пушкина, д. 50 обеспечить аварийное освещение на путях эвакуации людей;
в помещении по адресу Челябинская область, г. Троицк, п. Жиркомбинат обеспечить эвакуационное аварийное освещение на путях эвакуации людей.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, в ходе которой в МБДОУ «Детский сад №11» выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
В нарушение п. 37 Постановления Правительства РФ №1479 в помещении по адресу: Челябинская область, г. Троицк, ул. Пушкина д.50, аварийное освещение на путях эвакуации людей находится в нерабочем состоянии.
В нарушение п. 4.3.12 СП 1.13130 в помещении, расположенном по адресам: Челябинская область, г. Троицк, п. Жиркомбинат отсутствует эвакуационное аварийное освещение на путях эвакуации людей.
Прокурор указывает, что выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровья несовершеннолетних обучающихся, сотрудников образовательного учреждения, а также сохранности имущества в случаях возникновения пожара. 15 сентября 2023 года прокуратурой города в адрес ответчика вносилось представление об устранении нарушений требований законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, требования представления не выполнены.
В судебном заседании прокурор Панова М.Н. исковые требования поддержала.
Представители ответчика - МБДОУ «Детский сад № 11» Чубакова Г.В., Волобоев Д.В. в судебном заседании частично возражали против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица - администрации г.Троицка Челябинской области Сабитова Ю.Р. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица - Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Троицку, Троицкому, Октябрьскому и Чесменскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Челябинской области при надлежащем извещении участие в судебном заседании не принимал (л.д.124).
На основании ст.167 ГПК РФ суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав объяснения сторон, показания свидетеля, исследовав представленные доказательства, суд решил исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.
В силу ст.41 и ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду.
В соответствии с п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 84, Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов:включение эвакуационного (аварийного) освещения.
Согласно ч.1 ст.89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей.
Согласно п.4.3.12 Свода Правил 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных Приказом МЧС России от 19.03.2020 № 194, в зданиях и сооружениях на путях эвакуации следует предусматривать аварийное освещение в соответствии с требованиями СП 52.13330.
Судом установлено, что видами деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 11» является реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования, адаптированность образовательных программ дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, присмотр и уход за детьми (п. 17 Устава) (л.д.79-86).
Учредителем МБДОУ «Детский сад № 11» и собственником имущества является муниципальное образование «город Троицк» (п.6 Устава).
Местом осуществления образовательной деятельности МБДОУ «Детский сад № 11» являются помещения, расположенные по адресам: г.Троицк, Челябинской области, ул.Пушкина, 50, г.Троицк, Челябинской области, ул.Дерибаса, 22а, г.Троицк, Челябинской области. п.Жиркомбинат, г.Троицк, Челябинской области. п.Жиркомбинат,16 (п.5 Устава).
При проведении 22 августа 2023 года прокуратурой города Троицка совместно с инспектором Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Троицку, Троицкому, Октябрьскому и Чесменскому районам УНД И ПР ГУ МЧС России по Челябинской области К. проверки по соблюдению требований противопожарного законодательства в МБДОУ «Детский сад № 11» установлено, что в помещениях, расположенном по адресу: г.Троицк, Челябинской области. ул.Пушкина, 50 и по адресу: г.Троицк, Челябинской области. п.Жиркомбинатотсутствует эвакуационное аварийное освещение на путях эвакуации людей, что не соответствует требованиям п.3 ст.4, п.9 ст.82 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.3.12 Свода Правил 1.13130. На момент рассмотрения иска указанные нарушения требования противопожарной безопасности не устранены.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 22.08.2023, от 28.11.2023 (л.д.10,11), заключением Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Троицку, Троицкому, Октябрьскому и Чесменскому районам УНД И ПР ГУ МЧС России по Челябинской области от 23.08.2023 (л.д.12-14), информацией МБДОУ «Детский сад № 11» от 28.11.2023, от 13.05.2022, от 15.06.2022, от (л.д.15,16,17,18), представлением прокуратуры г.Троицка от 15.09.2023 (л.д. 27-28), ответом на представлениеМБДОУ «Детский сад № 4» от 27.09.2023 (л.д.29-31), показаниями свидетеля Н.
Доводы стороны ответчика о том, что требования п.4.3.12 Свода Правил 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных Приказом МЧС России от 19.03.2020 № 194, об установке эвакуационного аварийного освещения на путях эвакуации людей не подлежит применению, поскольку в отношении здания образовательного учреждения по адресу: г.Троицк, ул.Пушкина, 50 постройки 1963 года, здание по адресу: г.Троицк, п.Жиркомбинат постройки 1992 года, реконструкция и капитальный ремонт не проводились, нельзя признать обоснованными.
В соответствии с частью четвертой статьи 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Закон № 69-ФЗ) техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Закон № 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1 названного закона).
В силу части 2 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Согласно части 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, статье 1 Закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований Закона N 123-ФЗ.
Частью 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что в случае, если его положениями (за исключением положений, указанных в данной норме) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений данного закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений данного закона, применяются ранее действовавшие требования.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Законом N 123-ФЗ;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу прямого указания части 2 статьи 1 Закона N 123-ФЗ его положения об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения как при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, объектов защиты, так и при их эксплуатации.
СП 1.13130.2020 разработан в развитие положений Закона N 123-ФЗ.
Из перечисленных норм следует, что в отношении объектов, введенных в эксплуатацию до введения в действие технического регламента, требования свода правил подлежат применению в части требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта.
Период постройки и введения в эксплуатацию объекта защиты не освобождает ответчика от соблюдения действующих (введенных после сдачи здания в эксплуатацию) норм и правил пожарной безопасности. Приведение таких объектов в соответствие с действующими требованиями пожарной безопасности обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара.
Выявленные прокуратурой города в ходе проверки нарушения касаются обеспечения жизни и безопасности людей, эксплуатация объекта без соблюдения требований пожарной безопасности, предусмотренных названными выше нормами, ведет к недопустимому риску для их жизни или здоровья при возможном возникновении пожара.
Учитывая, что на момент рассмотрения иска, вышеуказанные нарушения требований противопожарного законодательства ответчиком МБДОУ «Детский сад № 11» не устранены, принимая во внимание, что несоблюдение правил и норм пожарной безопасности в случае чрезвычайных ситуаций техногенного характера создает угрозу жизни и здоровью людей, затрудняет проведение экстренной эвакуации для спасения жизни и здоровья граждан, в соответствии с требованиями Федерального закона «О пожарной безопасности», суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора о возложении на ответчика МБДОУ «Детский сад № 11» обязанности по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности: установке эвакуационного аварийного освещения на путях эвакуации людей в помещениях, расположенных по адресу: Челябинская область, г. Троицк, ул.Пушкина, 50, г.Троицк, Челябинской области, п.Жиркомбинат.
В силу части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, принимая решение, обязывающее ответчика совершить определенное действие, устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В соответствии с положениями части 1 статьи 107 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, если сроки не установлены законом, то они назначаются судом с учетом принципа разумности.
Учитывая, что ответчику необходимо время для выполнения возложенных на него судом обязанностей, суд полагает справедливым и разумным установить срок исполнения решения суда до 01 октября 2024 года.
В соответствии со статьей 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом принято решение по заявленным требованиям, иных требований истец не заявлял.
При таких обстоятельствах, суд находит иск законным и обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 195-199 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Троицка Челябинской области удовлетворить.
Возложить на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11» обязанность в срок не позднее 01 октября 2024 года устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в помещениях по адресу: Челябинская область, г. Троицк, ул.Пушкина, 50, г.Троицк, Челябинской области, п.Жиркомбинат: обеспечить эвакуационное аварийное освещение на путях эвакуации людей.
Решение может быть обжаловано путем подачи в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Троицкий городской суд.
Председательствующий:
Мотивированное решение составлено 22 марта 2024 года