Дело № 5-51/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
04 августа 2023 года г. Гремячинск
Судья Губахинского городского суда Пермского края (постоянное судебное присутствие в г. Гремячинске) Котегова Л.А.,
при секретаре судебного заседания Долгих Л.В.
с участием лица в отношении, которого ведется производство по делу об административном правонарушении <ФИО>1,
УПП ОП №2 (дислокация г.Гремячинск) МО МВД России «Губахинский» Балтыкова С.С.,
рассмотрев в помещении Губахинского городского суда Пермского края (постоянное судебное присутствие в г. Гремячинске) по адресу: г. Гремячинск, ул. Ленина, 192, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 20.1 КоАП РФ, в отношении:
<ФИО>1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г________________
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ в 21.49 час. <ФИО>1, находясь в квартире по адресу: <адрес> используя сеть интернет в социальной сети «Вконтанкте» на странице под именем «Святослав <ФИО>1» (https//vk.com/id70956799) опубликовал видеофайл (https//vk.com/wall-214841353_1426), находящийся в свободном доступе, в котором <ФИО>1 публично в форме, оскорбляющей человеческое достоинство и общественную нравственность, выражая явное неуважение к обществу вел монолог, в котором часто использовал грубую нецензурную брань, при этом действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
19.06.2023 года участковым уполномоченным полиции ОП №2 (дислокация г.Гремячинск) МО МВД России «Губахинский» С.С. Балтыковым в отношении <ФИО>1 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.20.1 КоАП РФ.
В судебном заседании <ФИО>1, после разъяснения ему прав предусмотренных ст. 25.1 КоАП РФ, положений ст. 51 Конституции РФ, отводов и ходатайств не заявил, указал, что действительно записал ролик с критикой администрации г. Губахи, так как устал от бездействия администрации, в котором, допустил употребление нецензурной лексики, однако умысла на неуважение к обществу не имелось, также указал, что при составлении протокола об административном правонарушении и внесении в него исправлений ему не разъяснялись права, предусмотренные КоАП РФ, лишь разъяснялась ст. 51 Конституции, он действительно отказался от подписи в документах, однако копии процессуальных документов, протокола ему не вручали, с документами не знакомили.
УПП ОП №2 (дислокация г.Гремячинск) МО МВД России «Губахинский» Балтыков С.С., в судебном заседании настаивал, что в действиях <ФИО>1 усматриваются признаки правонарушения предусмотренного ч. 3 ст. 20.1 КоАП РФ, также указал, что действительно при составлении протокола об административном правонарушении и иных документов <ФИО>1 разъяснялась ст. 51 Конституции РФ, и право на защитника и переводчика, права предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ <ФИО>1 не разъяснялись, протокол об административном правонарушении ни при составлении его 19.06.2023 года ни после внесения в него исправлений лицу <ФИО>1 не вручался, причины по которым <ФИО>1 при производстве по делу не были разъяснены права предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ и не вручались процессуальные документы, назвать затруднился.
Суд, заслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные документы, имеющиеся в материалах дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Исходя из положений ч. 1 ст.1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
При возбуждении дела об административном правонарушении должны быть обеспечены установленные в положениях ст. 25.1 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях гарантии защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
В силу ч. 1 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным, в частности, с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (п. 3 ч. 4 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. 1, 3 и 4 ст. 28.6 указанного Кодекса.
По смыслу ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно ч. 3 названной статьи при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные данным Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
В соответствии с п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Как видно из материалов дела, протокол об административном правонарушении от 19.06.2023 года, составлялся в присутствии <ФИО>1, исправления в протокол, также вносились в его присутствии, между тем из содержания протокола об административном правонарушении усматривается, что <ФИО>1 в нарушении требований действующего законодательства не были разъяснены положения ст. 25.1 КоАП РФ. Соответствующая графа в об ознакомлении с положениями указанной статьи в протоколе об административном правонарушении должностным лицом, не заполнена, имеется лишь запись в графе «объяснения физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении» об отказе от подписи, поскольку не считает себя виновным, между тем отказ <ФИО>1 от удостоверения факта разъяснения ему положений ст. 25.1 КоАП РФ в протоколе должностным лицом должным образом не зафиксирован. Копия протокола об административном правонарушении <ФИО>1 не вручалась, хотя протокол и внесение исправлений в него в последующем происходили в присутствии <ФИО>1, записи о том, что он отказался от получения, не имеется.
В ходе судебного заседания <ФИО>1, не оспаривая факты, изложенные в протоколе об административном правонарушении, настаивал, что права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, ему не разъяснялись, протокол составлялся в его присутствии, однако содержание протокола ему не оглашалось, протокол ему не вручался. Настаивал, что содержание акта разъяснения прав и обязанностей в случае отказа от подписи в протоколе об административном правонарушении (л.д. 10) не соответствует действительности, готов это подтвердить в присутствии иных лиц указанных в акте и зафиксировавших.
В судебном заседании должное лицо составившее протокол об административном правонарушении не опроверг доводы <ФИО>1, напротив, пояснил суду, что действительно <ФИО>1 при производстве по делу разъяснялась лишь ст. 51 Конституции РФ, право на защитника и переводчика, копия протокола об административном правонарушении <ФИО>1 не вручалась, хотя протокол и внесение исправлений в него в последующем происходили в присутствии <ФИО>1, при этом <ФИО>1 не отказывался от получения копии протокола.
Учитывая пояснения должностного лица в судебном заседании, суд критически относится к акту разъяснения прав и обязанностей в случае отказа от подписи в протоколе об административном правонарушении от 19.06.2023 года.
При указанных обстоятельствах, судья приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении составлен с существенными нарушениями процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые влекут признание данного протокола недопустимым доказательством по делу.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Поскольку протокол об административном правонарушении выполняет обвинительную функцию и определяет предмет разбирательства, признание его недопустимым доказательством влечет прекращение производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях названного лица состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 29.9 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
п о с т а н о в и л:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 20.1 КоАП РФ в отношении <ФИО>1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья (подпись) Л.А. Котегова
Копия верна. Судья