Дело № 2-1640/2022
УИД: 66RS0011-01-2022-001668-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Каменск – Уральский 11 ноября 2022 года
Красногорский районный суд города Каменска – Уральского Свердловской области
в составе судьи Пастуховой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Сабуркиной А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волковой О.А. к обществу с ограниченной ответственностью «Пикассо» о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Волкова О.А. обратилась в суд с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Пикассо» (далее – ООО «Пикассо») компенсации морального вреда в размере 250 000 рублей.
В обосновании требований истец указала на то, что между истцом и ответчиком был заключен договор на возмездное оказание медицинских услуг. При этом результат исследования был выслан на адрес ее бывшего сожителя, хотя такого разрешения она не давала. Разглашение сведений о состоянии ее здоровья является нарушением ее конституционных прав, нарушением врачебной тайны, что повлекло причинение ей моральных и нравственных страданий, которые она оценивает в 250 000 рублей.
В судебном заседании истец Волкова О.А. и ее представитель Терновая В.В. поддержали заявленные требования.
Представитель ответчика, признавая требования в части направления результатов исследования по иному адресу, требования о взыскании компенсации морального вреда признал частично в размере 5 000 рублей.
Свидетель ** пояснила, что Волкова О.А. и ее бывший сожитель ** с апреля 2022 года вместе не проживают, однако, ** проникает в квартиру Волковой О.А., вскрывает замки. Знает, что ** получил снимки Волковой О.А., которые были сделаны в клинике <адрес>, грозил, что их распространит.
Выслушав стороны, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, и не отрицается сторонами 21.05.2022 между истцом (заказчик, потребитель) и ответчиком (исполнитель) был заключен договор на возмездное оказание медицинских услуг (л.д. 9-10).
Согласно разделу 2 договора исполнитель обязан соблюдать правила медицинской этики во взаимоотношениях с потребителем, а также не разглашать сведения, составляющие врачебную тайну. По условиям договора (раздел 1) «врачебную тайну» составляют сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении.
В судебном заседании, путем прослушивания аудиозаписи, произведенной ответчиком, было установлено, что некто, представившись мужем истца, позвонил в ООО «Пикассо» и попросил выслать ему на электронную почту рентгеновские снимки истца. Указанные снимки были получены **, и затем он их направил истцу. При этом было установлено, что истец получила снимки после проведения процедуры.
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.
На основании части 2 статьи 13 названного Закона не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
Согласно статье 79 названного Закона, медицинская организация обязана соблюдать врачебную тайну, в том числе конфиденциальность персональных данных, используемых в медицинских информационных системах (п. 4 ч. 1)
Материалами дела также подтверждается, что ответчик, являясь лицом, которому истцом доверена врачебная тайна - сведения о факте обращения истца за оказанием медицинской помощи, состоянии её здоровья и диагнозе, распространил сведения о здоровье истца лицу, без согласия Волковой О.А.
В соответствии с пунктом 10 части 4 статьи 13 указанного Федерального закона предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 06 марта 1997 года N 188 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 23 сентября 2005 года), врачебная тайна относится к сведениям, связанным с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Письменное согласие истца на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, истец ответчику не давал. Доказательств тому ответчиком в материалы дела не представлено.
Не представлено суду и доказательств наличия обстоятельств, допускающих распространение сведений без согласия гражданина, установленных частью 4 статьи 13 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", перечень которых является исчерпывающим.
В силу ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
В соответствии со ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и ст. 151 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Факт распространения сведений, составляющих врачебную тайну, был установлен в судебном заседании. При этом доказательств того, что в дальнейшем полученные сведения были использованы во вред истцу, в судебном заседании не добыто.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что нарушены личные неимущественные права истца, в результате которых она понесла физические и нравственные страдания, в связи с чем, суд признает за Волковой О.А. право на компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Согласно положениям ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Волковой О.А. к обществу с ограниченной ответственностью «Пикассо» о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Пикассо» в пользу Волковой О.А. компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
В остальной части требования истца оставить без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Пикассо» в доход бюджета МО «Каменск-Уральский городской округ» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы в Красногорский районный суд города Каменска – Уральского Свердловской области.
Мотивированное решение изготовлено 18 ноября 2022 года.
Судья: Н.А. Пастухова