Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3810/2022 ~ М-749/2022 от 09.02.2022

№ 2-3810/2022

УИД 24RS0056-01-2022-001297-11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Красноярск                                                                                11 июля 2022 года

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Балюта И.Г.,

при секретаре Белькович Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску муниципального образования город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска к Павлову В.В., ПАвловой А.П об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, прекращении права собственности, признании права собственности, выселении и по встречным требованиям прокурора Центрального района города Красноярска в интересах Павлова В.В, ПАвловой А.П к муниципальному образованию город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска об определении вида возмещения в виде предоставления иного жилого помещения.

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное образование г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска обратилось в суд с иском к Павлову В.В., Павловой А.П. об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, прекращении права собственности, признании права собственности, выселении, мотивируя свои требования следующим.

Павлов В.В., Павлова А.П. являются собственниками квартиры № 2, общей площадью 48,4 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.

Распоряжением администрации г. Красноярска № 55-гх от 22.06.2015 указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.

Кроме того, дом внесен в перечень аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением администрации города от 29.03.2019 № 144-п.

На основании распоряжения администрации г. Красноярска № 61-арх от 26.04.2021 «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» земельный участок на котором расположен дом № <адрес>, а также жилые помещения в данном доме в установленном законом порядке были признаны подлежащими изъятию для муниципальных нужд.

Ответчикам, как собственникам жилого помещения, находящегося в аварийном состоянии и подлежащего сносу дома, 22.07.2020 было направлено требование №02//3110-дг о сносе данного дома, совместно с собственниками других жилых помещений, в разумный срок (до 01.02.2021). Истцом был определен размер возмещения за изымаемое жилое помещение, установленный на основании отчета № от 17.06.2021 об оценке размера возмещения за изымаемое жилое помещение, который составил 2 413 271,50 руб. и включил в себя рыночную стоимость спорной квартиры (с учетом стоимости доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе долю в праве общей долевой собственности на земельный участок), а также стоимость убытков, причиненных собственникам изымаемого жилого помещения.

Павлову В.В., Павловой А.П. было предложено заключить соглашение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выплаты возмещения в размере 2 413 271,50 руб. В связи с несогласием размера возмещения ответчик отказался от подписания соглашения.

Просит изъять для муниципальных нужд у Павлова В.В., Павловой А.П. квартиру № 2, расположенную в доме № <адрес>, определив размер возмещения в сумме 2 413 271,50 руб., после выплаты истцом возмещения выселить Павлова В.В., Павлову А.П., прекратить право собственности Павлова В.В., Павловой А.П. на изымаемое помещение, признать за истцом право собственности на изымаемое жилое помещение после выплаты ответчику возмещения.

Прокурор Центрального района г. Красноярска, действуя в интересах Павлова В.В., Павловой А.П., обратился в суд со встречным иском к муниципальному образованию город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска об определении вида возмещения в виде предоставления жилого помещения, мотивируя требования тем, что в прокуратуру поступило обращение Павлова В.В., Павловой А.П. о нарушении жилищных прав в части непредоставления жилого помещения взамен жилого помещения в доме, признанном в установленном законом порядке аварийным.

Граждане, проживающие в аварийных многоквартирных жилых домах, при переселении вправе получить вместо возмещения за изымаемое жилье равнозначное жилое помещение без уплаты разницы в стоимости. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2, пунктом 3 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Павлов В.В., Павлова А.П. имеют право на предоставление другого жилого помещения.

На этом основании просит обязать муниципальное образование город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска предоставить Павлову В.В., Павловой А.П. в собственность взамен жилого помещения по адресу: <адрес>, другое жилое помещение, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям города Красноярска, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

В судебное заседание представитель истца по первоначальным требованиям - Департамента градостроительства администрации г. Красноярска не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие. Согласно возражениям на встречные требования, основной формой возмещения при изъятии жилых помещений у собственников является выплата денежных средств. При этом предоставление в качестве возмещения жилого помещение также предусмотрено положениями Жилищного и Земельного кодексов Российской Федерации в случае наличия у муниципального образования жилых помещений, подходящих для переселения, приобретение которых осуществлено в рамках программы, в которую включен аварийный жилой дом, при обязательном достижении соглашения между сторонами. Кроме того, Павловой А.П. принадлежит иное пригодное для проживания жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, что делает невозможным обеспечение ответчика мерами поддержки. Просила в удовлетворении встречных требований отказать.

Ответчик по первоначальным требованиям Павлова А.П. в судебное заседание не явилась, о дате и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом и заблаговременно.

Ответчик по первоначальным требованиям Павлов В.В. в судебном заседании относительно удовлетворения первоначальных исковых требований в части изъятия жилого помещения не возражал, просил определить вид возмещения за изымаемое жилое помещение в виде предоставления иного жилого помещения.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, извещен, ранее, представил письменные пояснения, содержащие разъяснения относительно порядка государственной регистрации перехода права собственности на изымаемые объекты. Просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.

Заслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего первоначальные требования подлежащими частичному удовлетворению, настаивающем на удовлетворении встречного иска, исследовав материалы гражданского дела, представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйств» (далее – Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ) в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).

В пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, части 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).

Как установлено частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Согласно части 1 статьи 32 ЖК РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.

В соответствии с частью 2 статьи 32 ЖК РФ, изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В силу части 6 статьи 32 ЖК РФ, возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (часть 7 статьи 32 ЖК РФ).

По правилам части 8 статьи 32 ЖК РФ, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

В соответствии с частью 9 статьи 32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

При этом, в силу ч. 6 ст. 16 ст. 16 Федерального закона N 185-ФЗ, полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах; выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 3 Закона Красноярского края от 09.07.2020 N 9-4060 "О дополнительной мере поддержки собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции" (подписан Губернатором Красноярского края 22.07.20201, дополнительной мерой поддержки является обеспечение собственника, указанного в статье 2 настоящего Закона, с его согласия жилым помещением, площадь которого не более площади, установленной настоящим пунктом, без уплаты разницы между рыночной стоимостью жилого помещения, предоставляемого взамен изымаемого жилого помещения, и размером возмещения за изымаемое жилое помещение, определенного соглашением с собственником.

В ходе судебного заседания установлено, что жилой дом № <адрес> на основании заключения об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 22.06.2015 № 55-гх признан аварийным и подлежащим сносу.

Квартира № 2 в указанном доме расположена на первом этаже, имеет общую площадь 48,4 кв.м.

Право собственности на указанную квартиру зарегистрировано за Павловым В.В., Павловой А.П.

Распоряжением администрации г. Красноярска № 61-арх от 26.04.2021г. «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» земельный участок на котором расположен дом № 61 по ул. Дальневосточная г. Красноярска, а также жилые помещения в данном доме признаны подлежащими изъятию для муниципальных нужд.

22.07.2020 в адрес Павлова В.В., Павловой А.П. было направлено требование о сносе, совместно с собственниками других жилых помещений, жилого дома, признанного аварийным в срок до 01.02.2021. Уведомление Павловым получено 21.09.2020 г., что подтверждается копией обратного уведомления.

Истцом по первоначальным требованиям была организована оценка стоимости изымаемого жилого помещения.

В соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости размера возмещения за изымаемой жилое помещение, составленным ООО «ИнвестОцкеувАудит», размер возмещения составляет 2 413 271,50 руб., и включает в себя рыночную стоимость спорной квартиры, с учетом стоимости доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, а также стоимость убытков, причиненных собственникам изымаемого жилого помещения.

Истцом по первоначальным требованиям было предложено Павлову В.В., Павловой А.П. заключить соглашение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выплаты возмещения.

В проекте соглашения собственнику жилого помещения Павлову В.В., Павловой А.П. было предложено передать в муниципальную собственность принадлежащее им жилое помещение по адресу: г. <адрес>, а администрация обязуется уплатить собственнику возмещение за жилое помещение, подлежащего изъятию, размер которого составляет 2 413 271,50 руб.

От подписания указанного проекта соглашения ответчики отказались.

Разрешая спор, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что в соответствии с приведенными выше положениями закона, ввиду признания жилого дома № <адрес> аварийным и подлежащим сносу, и непринятия собственниками жилых помещений мер к сносу жилого дома в разумный срок, муниципальное образование правомерно приняло решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный дом, для муниципальных нужд и, соответственно изъятии принадлежащего ответчикам Павлову В.В., Павловой А.П. жилого помещения в указанном доме. При этом процедура изъятия, установленная статьей 32 ЖК РФ, истцом соблюдена.

При этом региональной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 № 144-п, утвержден перечень многоквартирных домов, признанных аварийными, в который включен и дом № 61 по ул. Дальневосточная в г. Красноярске.

В разделе 5 программы определен механизм реализации программы, организация управления программой и контроль за ходом ее выполнения, где в пункте 5.1. предусмотрено, что собственникам жилья за изымаемое жилое помещение выплачивается возмещение в соответствии со статьей 32 ЖК РФ, при достижении соглашения с собственником жилого помещения в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставляется другое жилое помещение.

Таким образом, судом установлено, что спорное жилое помещение включено в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы», утвержденную Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 № 144-п, которая своей целью ставила финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, создание условий для переселения граждан, а не их выселение с выплатой выкупной стоимости аварийного жилья, дает собственникам жилых помещений право выбора: требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения.

При таком положении, суд считает возможным удовлетворить требования истца по первоначальному иску об изъятии у ответчиков Павлова В.В., Павловой А.П. жилого помещения для муниципальных нужд, и, учитывая, что соглашение о выкупе жилого помещения не достигнуто, а также принимая во внимание выбранный способ защиты жилищных права Павловым В.В,, Павловой А.П., суд приход к выводу об удовлетворении встречных исковых требований Павлова В.В., Павловой А.П., в связи с чем полагает необходимым возложить на муниципальное образование г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска передать Павлову В.В,, Павловой А.П. в собственность другое жилое помещение. При этом довод истца о том, что ответчик Павлова А.П. является собственником другого жилого помещении, правового значения в данном случае не имеет, поскольку при изъятии собственности на муниципальные нужды Закон гарантирует такому собственнику право на предварительное и равноценное возмещение, независимо от наличия у него иного недвижимого имущества в собственности.

В связи с изъятием жилого помещения для муниципальных нужд, суд считает необходимым прекратить право собственности Павлова В.В., Павловой А.П. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> и признать право собственности на указанное жилое помещение за муниципальным образованием - город Красноярск после предоставления Павлову В.В., Павловой А.П. в собственность равнозначного благоустроенного жилого помещения взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания.

На основании изложенного руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования муниципального образования город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска удовлетворить частично, встречные исковые требования прокурора Центрального района города Красноярска в интересах Павлова В.В, ПАвловой А.П удовлетворить.

    Изъять для муниципальных нужд у Павлова В.В, ПАвловой А.П жилое помещение – квартиру № 2, общей площадью 48,4 кв.м., расположенную по адресу: г<адрес>, определив вид возмещения – предоставление иного жилого помещения взамен изымаемого.

    Обязать Департамент градостроительства администрации г. Красноярска предоставить Павлову В.В, ПАвловой А.П в собственность взамен изымаемого жилого помещения - квартиры № 2, расположенной по адресу: г<адрес> равнозначное благоустроенное жилое помещение, общей площадью, не менее 48,4 кв.м., расположенное в пределах населенного пункта – город Красноярск, отвечающее санитарно-техническим нормам и требованиям без уплаты разницы между стоимостями жилых помещений.

    После предоставления ПАвлова В.В., ПАвловой А.П в собственность равнозначного благоустроенного жилого помещения взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания, прекратить право собственности Павлова В.В., ПАвловой А.П на жилое помещение – квартиру № 2, общей площадью 48,4 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, признать за муниципальным образованием – город Красноярск право собственности на жилое помещение - квартиру № 2, общей площадью 48,4 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, произвести государственную регистрацию перехода права собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> за муниципальным образованием город Красноярск, выселить Павлова В.В, ПАвлову А.П из жилого помещения - квартиры № 2 расположенной по адресу: <адрес>, что является основанием для снятия указанных лиц с регистрационного учета по данному адресу.

    Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Красноярска.

Председательствующий:

2-3810/2022 ~ М-749/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Муниципальное образование г.Красноярска в лице департмента градостроительства администрации г.Красноярска
Ответчики
Павлова Аля Петровна
Павлов Владимир Витальевич
Другие
МКУ г.Красноярска "УКС"
УФСГРКК по Краснояркому краю
Прокуратура Центрального района г.Красноярска
Суд
Центральный районный суд г. Красноярска
Судья
Балюта Ирина Геннадьевна
Дело на странице суда
centr--krk.sudrf.ru
09.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.02.2022Передача материалов судье
14.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.02.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
16.05.2022Предварительное судебное заседание
11.07.2022Судебное заседание
22.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее