Дело №2а-3662/2024
73RS0001-01-2024-004698-66
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июля 2024 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе судьи Борисовой Е.С. при секретаре Пермогорской Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ленинского района города Ульяновска, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к ОГБПОУ «Ульяновский колледж градостроительства и права», Министерству просвещения и воспитания Ульяновской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения норм антитеррористического законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского района города Ульяновска, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным иском к ОГБПОУ «Ульяновский колледж градостроительства и права», Министерству просвещения и воспитания Ульяновской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения норм антитеррористического законодательства. Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведения прокурорской проверки было установлено, что помещение ОГБПОУ «Ульяновский колледж градостроительства и права» (далее – колледж) по адресу <адрес> не оборудовано охранной сигнализацией в нарушение требований подп.а п.25 Требований к антитерористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006. В соответствии с уставом колледжа его учредителем является Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области. Просит суд признать незаконным бездействие административных ответчиков, выразившееся в непринятии мер по оборудованию охранной сигнализацией помещений колледжа, обязать колледж в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу осуществить оборудование охранной сигнализацией помещений колледжа по адресу <адрес>, обязать Министерство произвести финансирование работ по оборудованию охранной сигнализацией помещений колледжа в течение 6 месяцев после вступления решения в законную силу.
В судебное заседание представитель прокуратуры Ленинского района г.Ульяновска не явился, о дне и времени которого извещался.
Представитель административного ответчика ОГБПОУ «Ульяновский колледж градостроительства и права» Такаскова Е.В. требования административного иска не признала, пояснила, что Министерством просвещения и воспитания Ульяновской области произведено финансирование колледжа для осуществления антитеррористической деятельности в феврале 2024 года, в том числе на оборудование охранной сигнализации. Колледжем осуществляется деятельность по ее установке с учетом выполнения необходимых строительных работ, предшествующих ее установке, в частности смене окон. В настоящее время идет приемка работ по государственному контракту по установке новых окон, после чего будет объявлен аукцион на работы по оборудованию охранной сигнализации или заключен прямой договор. Также Колледжем направлены запросы в частные охранные предприятия для выполнения расчета стоимости монтажа огранной сигнализации. Таким образом, Колледж не бездействует, осуществляет работы, направленные для выполнения предписания прокуратуры <адрес>, в том числе оборудования охранной сигнализации. Выделенные денежные средства будут по целевому их назначению использованы. Остальные требования предписания выполнены.
Представитель административного ответчика Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области ФИО4 требования административного иска не признала, пояснила, что Министерством просвещения и воспитания Ульяновской области произведено финансирование колледжа для осуществления антитеррористической деятельности в феврале 2024 года, то есть до составления искового заявления, а потому требования административного истца о признании бездействия Министерства незаконным и обязании произвести финансирование работ по оборудованию охранной сигнализацией помещений колледжа нельзя признать обоснованными.
Представитель заинтересованного лица УВО по г.Ульяновску – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён. Представлен отзыв с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители заинтересованных лиц Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Министерства финансов Ульяновской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались.
Выслушав представителей административных ответчиков ОГБПОУ «Ульяновский колледж градостроительства и права» Такаскова Е.В., Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области Глухову Д.И., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и принимает решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законным интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
В силу положений ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
В соответствии с пунктами 7, 12 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закон №35-ФЗ) противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах приоритета мер предупреждения терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявления.
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 05.10.2009 (далее – Концепция), определяет основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации.
Согласно подп. «д» п.11 Концепции к основным задачам противодействия терроризму относится обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Согласно ч.3.1 ст.5 Закона №35-ФЗ юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.5 Федерального закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, в том числе, обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (п.п. 4.6 ст.5.2 Федерального закона № 35-ФЗ).
В соответствии с п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – закон №273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: 1) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; 2) в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Требования).
Согласно п. 24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: а) назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); б) разработка планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта; в) обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием; г) оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии; д) оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; е) проведение с работниками объектов (территорий) практических занятий и инструктажа о порядке действий при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта; ж) периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений; з) проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий); и) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории); к) осуществление мероприятий по информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий); л) размещение на объектах (территориях) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также плана эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номеров телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); м) оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения; н) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Согласно п. 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
Согласно п. 26 Требований в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 24 и 25 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оборудование объектов (территорий) системой контроля и управления доступом; б) оснащение въездов на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.
В судебном заседании установлено, что согласно паспорта безопасности ОГБПОУ «Ульяновский колледж градостроительства и права» от 25.01.2020 здание ОГБПОУ «Ульяновский колледж градостроительства и права» по адресу <адрес> относится ко второй категории опасности объекта.
Согласно рекомендациям, приведенным в паспорте безопасности Колледжа указано на необходимость оснастить объект системой охранной сигнализации.
В ходе обследования, проведенного 20.06.2024 УВО по г.Ульяновску – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Ульяновской области» было установлено, что помещения колледжа по адресу <адрес> не оборудованы охранной сигнализацией.
Отсутствие охранной сигнализации, а также необходимость ее установки в помещениях колледжа представителями административных ответчиков не оспорены.
Суд считает, что требование прокурора о возложении на колледж обязанности осуществить оборудование охранной сигнализацией помещений колледжа по адресу <адрес> подлежит удовлетворению. При этом указанная обязанность должна быть исполнена колледжем за счет денежных средств, выделенных из бюджета Ульяновской области, в течение 3 месяцев с даты вступления решения в законную силу. Указанный срок суд считает разумным и достаточным для исполнения указанной обязанности.
Согласно п.1.4 Устава колледжа учредителем и собственником его имущества является Ульяновская область. Функции и полномочия учредителя учреждения и собственника имущества учреждения от имени Ульяновской области осуществляет Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области.
В судебном заседании установлено, что ОГБПОУ «Ульяновский колледж градостроительства и права» произвело локальный сметный расчет на монтаж системы охранной сигнализации в колледже, сметная стоимость составила 300 000 руб., а также на текущий ремонт ограждений территории колледжа, который составил 1000 000 руб.
Согласно распоряжения Министра просвещения и воспитания Ульяновской области №346-р от 28.02.2024 на осуществление расходов, связанных с приобретением товаров, работ, услуг, необходимых для реализации мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) учреждений ОГБПОУ «Ульяновский колледж градостроительства и права» выделено 1300 000 руб., что также подтверждается уведомлением об изменении лимитов бюджетных обязательств № 723 от 20.02.2024 на 2024-2026 гг.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Министерством просвещения и воспитания Ульяновской области финансирование работ по оборудованию охранной сигнализацией помещений колледжа исполнено в феврале 2024 года, а потому требования административного истца о признании бездействия Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области незаконным и обязании Министерства произвести финансирование работ по оборудованию охранной сигнализацией помещений колледжа в течение 6 месяцев после вступления решения в законную силу удовлетворению не подлежат.
ОГБПОУ «Ульяновский колледж градостроительства и права» не оспаривается факт необходимости установления системы охранной сигнализации, для этого им произведен локальный сметный расчет монтажа такой системы, истребованы денежные средства у Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области, заключен государственный контракт на производства необходимых подготовительных работ, в частности замену окон, работы фактически выполнены, осуществляется их приемка. Кроме того ОГБПОУ «Ульяновский колледж градостроительства и права» выполнены иные мероприятия антитеррористической защищенности помещений колледжа в соответствии с представлением прокуратуры Ленинского района г. Ульяновска от 22.03.2023, что подтверждается сообщением УВО по г.Ульяновску – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Ульяновской области» от 20.06.2024, а также заключенными государственными контрактами и актами о приемке выполненных работ
При таких обстоятельствах оснований признавать наличие бездействия со стороны ОГБПОУ «Ульяновский колледж градостроительства и права» по выполнению мероприятий антитеррористической защищенности, суд не усматривает, в связи с чем требование административного истца о признании бездействия ОГБПОУ «Ульяновский колледж градостроительства и права» незаконным удовлетворению не подлежит.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск прокурора Ленинского района города Ульяновска, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к ОГБПОУ «Ульяновский колледж градостроительства и права», Министерству просвещения и воспитания Ульяновской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения норм антитеррористического законодательства удовлетворить частично.
Возложить на ОГБПОУ «Ульяновский колледж градостроительства и права» за счет средств бюджета Ульяновской области осуществить оборудование охранной сигнализацией помещений ОГБПОУ «Ульяновский колледж градостроительства и права» по адресу <адрес> в <адрес> в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении административного иска в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Е.С. Борисова
Срок изготовления мотивированного решения 02.08.2024.