47RS0008-01-2022-001223-68
Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 2-49/2023
Именем Российской Федерации
15 мая 2023 года г. Кириши
Киришский городской суд Ленинградской области
в составе председательствующего судьи Мельниковой Е.А.,
при секретаре Селивановой К.С.
с участием представителя истца ФИО5 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7 т.1),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Авксентьевой Г.В. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного снабжения по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области» об установлении границ земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Первоначально Авксентьева Г.В. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного снабжения по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области» об установлении границ земельного участка, ссылаясь на то, что ей принадлежит на праве собственности с регистрационным номером № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: ведение индивидуального садоводства. Земельный участок принадлежит истцу на основании договора купли-продажи земельного участка с садовым домом от ДД.ММ.ГГГГ, продавцу указанный участок принадлежал на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом границы земельного участка в сложившемся землепользовании существуют на местности более 15 лет. При проведении кадастровых работ ИП ФИО4 по уточнению местоположения границ и (или) площади земельного участка, выявлено пересечение уточняемых границ земельного участка с границами внесенными в ЕГРН земельного участка с кадастровым номером №, адрес: <адрес>, площадь <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для размещения объектов мелиорации, правообладатель – Российская Федерация, собственность – № от ДД.ММ.ГГГГ, правообладатель – ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области», постоянное (бессрочное) пользование. Для разрешения спорной ситуации истец ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику за согласованием уточняемой границы. ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал истцу в согласовании границ, сославшись на то, что границы земельного участка с кадастровым номером № были сформированы из земель, находящихся в муниципальной собственности на основании Проекта межевания территории, утвержденного Распоряжением Комитета по Архитектуре и Градостроительству Ленинградской области № от ДД.ММ.ГГГГ. Истцом изучен проект межевания территории, утвержденный Распоряжением Комитета по Архитектуре и Градостроительству Ленинградской области № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно пояснительной записки проект межевания территории проектируемый объект расположен на землях сельскохозяйственного назначения. Согласно проекта формируется 4 землеотвода. Спорная территория расположена в водотоке №1, согласно проекта водоток 1 имеет протяженность <данные изъяты> м, постоянный бессрочный отвод имеет площадь <данные изъяты> кв.м, временный земельный отвод на период реконструкции имеет площадь <данные изъяты> кв.м. Ведомость координат характерных (поворотных) точек границ участков предоставляемых во временное пользование представлен в части 5 проекта, применительно к водотоку №1 – в таблице 2 проекта. Иных границ участков для размещения водотока №1 в том числе и под постоянное пользование в проекте не описано. Земельный участок или их частей запланированных к изъятию проект не содержит. Как видно из схемы пересечения границ земельных участков с кадастровым номером № и № границы земельного участка № не соответствуют границам землеотвода из проекта межевания территории, кроме того в землеотвод под водоток №1 согласно проекта пересекает границу населенного пункта <адрес> (внесена в ЕГРН за реестровым номером №). Из схемы видно, что спорная территория расположена в пределах границ населенного пункта <адрес>. Просит установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с его фактическим пользованием на основании схемы и межевого плана кадастрового инженера ФИО4, указав в решении, что установление границ участка с кадастровым номером № является основанием для изменения границ земельного участка с кадастровым номером № в области пересечения границ.
Впоследствии истец уточнила исковые требования (л.д.120-121 т.2) и просила установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с заключением судебного эксперта по точкам <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, система координат <данные изъяты>:
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м | |
Уточненные координаты, м | ||
Х |
Y | |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
Истец в судебное заседание не явилась, воспользовалась правом на ведение дела через представителя, которая, действуя на основании доверенности, в судебном заседании измененные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ФГБУ «Управление Ленмелиоводхоз»надлежаще извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, исковые требования не признал, просил о рассмотрении дела без своего участия (л.д.179 т.2), в силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело без его участия.
Представитель третьего лица Администрация МО Глажевское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области надлежаще извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, против удовлетворения исковых требований Авксентьевой Г.В. не возражал, просил о рассмотрении дела без своего участия (л.д.176-177 т.2).
Представитель третьего лица Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и Ленинградской области надлежаще извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела без своего участия (л.д.156-157 т.2).
Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области надлежаще извещенный о времени и месте слушания дела (л.д.173 т.2) в судебное заседание представителя не направил, возражений не представил, ходатайств об отложении слушания дела не заявил, в силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело без его участия.
Третье лицо Администрация МО Киришский муниципальный район Ленинградской области надлежаще извещенный о времени и месте слушания дела (л.д.169 т.2) в судебное заседание представителя не направил, возражений не представил, ходатайств об отложении слушания дела не заявил, в силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело без его участия.
Третье лицо Комитет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области извещался о времени и месте слушания дела, в судебное заседание представителя не направил, возражений не представил, ходатайств об отложении слушания дела не заявил, в силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело без его участия. Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст. 304 ГК РФ).
В соответствии со ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан или юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке. В частности, к таким спорам относятся споры смежных землепользователей о границах земельного участка.
Данная позиция подтверждается разъяснениями, содержащимися в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других прав", согласно которым к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.
Из приведенных выше норм законодательства следует, что собственник земельного участка или его иной законный владелец, в случае нарушения его прав и законных интересов, вправе их защищать путем предъявления требования о пресечении нарушения права и восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
С 1 января 2017 года отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимость, являются предметом регулирования Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 72 Закона N 218-ФЗ со дня вступления в силу Закона N 218-ФЗ сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона N 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно ст. 22 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ, местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Площадью земельного участка, определенной с учетом, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости), частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету. В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка.
Из данной нормы закона следует, что земельный участок должен быть индивидуализирован на местности. При этом границы участка должны быть описаны и удостоверены, в том числе, посредством проведения в отношении конкретного земельного участка землеустроительных работ.
Согласно статье 37 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", результатом кадастровых работ кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или работника юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Закона, результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
При этом частью 5 ст. 72 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что настоящий Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу. Настоящий Федеральный закон к правоотношениям, возникшим до дня его вступления в законную силу, применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после дня его вступления в силу.
Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц, или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая (ч. 2 ст. 40).
Частью 2 ст. 39 указанного Федерального закона определено, что согласование местоположения границ проводится, в том числе, с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование).
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с ч. 5 ст. 40 названного Закона споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
В судебном заседании установлено и документально подтверждено, что Авксентьева Г.В. является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи земельного участка с садовым домом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9-11), а также свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).
При проведении кадастровых работ ИП ФИО4 по уточнению местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером № (л.д.32-42 т.1) выявлено пересечение уточняемых границ земельного участка с кадастровым номером № с границами земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для размещения объектов мелиорации, правообладатель – Российская Федерация – собственность – № от ДД.ММ.ГГГГ, правообладатель – ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области», постоянное бессрочное пользование – № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику за согласованием уточняемой границы (л.д.93-94 т.1).
Сообщением ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области» от ДД.ММ.ГГГГ Авксентьевой Г.В. отказано в согласовании границ (л.д.95-96 т.1).
В соответствии с ч. 1 ст. 79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусств, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Заключение эксперта в силу абз. 2 ч. 1 ст. 55 ГПК РФ является одним из средств доказывания. Порядок назначения экспертизы установлен ст.ст. 79 - 87 ГПК РФ.
По ходатайству стороны истца судом была назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которойбыло поручено экспертам ООО «Эксперт 47».
По результатам экспертизы (л.д.37-111 т.2) было установлено, что расположение земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м в основном не соответствует участку, описанному в проекте межевания территории для расположения водотока №1 - таблица 2 проекта межевания территории, утвержденном распоряжением Комитета по Архитектуре и градостроительству Ленинградской области № от ДД.ММ.ГГГГ. Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № соответствует виду разрешенного использования участка водотока 1, описанному в проекте межевания территории, утвержденном распоряжением Комитета по Архитектуре и градостроительству Ленинградской области № от ДД.ММ.ГГГГ. Местоположение сооружения с кадастровым номером №, сведения о котором содержатся в ЕГРН, в основном соответствует местоположению водотока №1, изображенного на топографической съемке в составе проекта межевания территории. Местоположение сооружения с кадастровым номером №, сведения о котором содержатся в ЕГРН, и местоположение водотока №, изображенного на топографической съемке в составе проекта межевания территории, не соответствует фактическому местоположению водотока №. В период с ДД.ММ.ГГГГ год частично изменено местоположение объекта недвижимости «Отрегулированный водоприемник водоток №1 с трубопереездом» с кадастровым номером №.
Эксперт предлагает один вариант установления границ земельного участка с кадастровым номером № (л.д.75 т.2):
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м | |
Уточненные координаты, м | ||
Х |
Y | |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
Из заключения эксперта (л.д.74 т.2) следует, что земельный участок с кадастровым номером № был сформирован и образован за счет части территории земельного участка с кадастровым номером № что указывает на наличие реестровой ошибки в отношении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №
Одновременно, эксперт предлагает один вариант исправления реестровой ошибки в отношении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №: границы названного земельного участка устанавливаются с учетом предложенного экспертом варианта установления границ земельного участка с кадастровым номером № и местоположения смежных земельных участком с кадастровыми номерами №, границы которых установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства (л.д. 77 т.2).
Указанное экспертное заключение оценено судом по правилам статей 59, 60, 67, 71 ГПК РФ в совокупности с другими письменными доказательствами по делу, оно содержит ссылки на использованную методическую литературу, а также необходимые выводы, которые логичны, соответствует материалам дела. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, относимых и допустимых доказательств, указывающих на недостоверность заключения проведенной по делу судебной экспертизы либо ставящих под сомнение ее выводы, истцом не представлено.
При таких обстоятельствах суд находит заключение экспертов ООО «Эксперт 47» допустимым доказательством.
Обстоятельств, опровергающих как заявленные исковые требования, так и заключение эксперта, стороной ответчика суду не представлено.
Одновременно, из схемы расположения земельного участка и объектов недвижимости на нем (л.д.33,34 т.2) следует, что в случае установления границ земельного участка истца в соответствии с предложенными экспертом характерными точками границ земельного участка объект недвижимости – отрегулированный водоприемник водоток 1 с трубопереездом – будет расположен на достаточном для его обслуживания расстоянии от границы земельного участка истца.
При установленных обстоятельствах суд считает требования истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░ ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ |
░░░░░░░░░░, ░ | |
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ | ||
░ |
Y | |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░> |
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.░░░░░: