Дело № 12-187/2022 Судья Громова В.Ю.
Р Е Ш Е Н И Е
город Челябинск 30 марта 2022 года
Судья Челябинского областного суда Майорова Е.Н., при секретаре Овчинниковой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Андрианова Алексея Геннадьевича по жалобе Андрианова Алексея Геннадьевича на постановление судьи Сосновского районного суда Челябинской области от 03 февраля года,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Сосновского районного суда Челябинской области от 03 февраля года, Андрианов А.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 (двух тысяч) рублей.
Не согласившись с принятым постановлением судьи, Андрианов А.Г. обратился с жалобой в вышестоящий суд об отмене судебного акта. В обоснование доводов жалобы указывает, что не была дана оценку ГОСТ РФ 12.4.298. полагает, что нормативно-правовые акты на которые ссылается судья, не имеют законной силы поскольку е опубликованы. Ему должны были предоставить средства индивидуальной защиты в отделе полиции.
Андрианов А.Г. в судебном заседании доводы жалобы поддержал.
Представитель административного органа, будучи надлежаще извещенным, не явился, причины неявки не сообщил, ходатайств об отложении не представил. На основании пунктов 2, 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, выслушав Андрианов А.Г., прихожу к следующим выводам.
Постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» коронавирусная инфекция внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии с пунктом 31 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний могут вводиться ограничительные мероприятия (карантин) на основании решений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 г. № 417 (далее – Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подп. «б» п. 3, подп. «в», «г» п. 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подп. «а.2» п. «а» ст. 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подп. «б» п. 6 ст. 4.1, п. п. «а», «у», «ф» ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Указом Президента РФ от 02 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», постановлено высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъекта РФ, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте РФ, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий
Согласно приведенным выше положениям законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу распоряжения Правительства Челябинской области от 18 марта 2020 года № 146-рп «О введении режима повышенной готовности» на территории Челябинской области в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) введен режим повышенной готовности.
В соответствии подпунктом 4 пункта 18 приведенного распоряжения, на граждан возлагается обязанность с 12 мая 2020 года и до особого распоряжения использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) при нахождении в местах общего пользования (на всех объектах розничной торговли, в аптеках, банках, парикмахерских, медицинских организациях, общественном транспорте, включая такси, на всех предприятиях и в учреждениях, продолжающих свою работу, и других).
Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Основанием для привлечения Андрианов А.Г. к административной ответственности послужило то, что 12 ноября 2021 года около 11 часов 45 минут, находился в помещении ОМВД России по Сосновскому району Челябинской области по адресу: <адрес>, <адрес> без использования средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски), в нарушении введенного режима повышенной готовности, введенного Распоряжением Правительства Челябинской области от 06.05.2020 №288-рп «О проведении дополнительных мероприятий в целях снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)» на территории Челябинской области и внесении изменений в распоряжения Правительства Челябинской области от 18.03.2020 №146-рп, от 06.04.2020 г. №191-рп», в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также п.1, п.3 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 №417, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и вина Андрианов А.Г. в его совершении подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями статьи 26.11 КоАП РФ, судьей районного суда установлены факты нарушения П правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории Челябинской области, в которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, образующих объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного 20.6.1 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения Андрианов А.Г. административного правонарушения, предусмотренные статьей 20.6.1 данного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении в отношении Андрианова А.Г. составлен в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ в его присутствии, а также в присутствии свидетелей, в протоколе отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Права, предусмотренные статьей 51 Конституции РФ и статьей 25.1 КоАП РФ, Андрианову А.Г. разъяснены, копия протокола вручена, о чем свидетельствуют его подписи в соответствующих графах. В объяснении Андрианов А.Г. воспользовался правом отразить свое мнение относительно обстоятельств совершенного административного правонарушения, где собственноручно указал «находился в отделе.. без средств индивидуальной защиты, а именно без медицинской маски».
Ставить под сомнение достоверность сведений, изложенных в процессуальных документах должностных лиц, оснований не имеется, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, а поэтому обоснованно приняты судьей районного суда и положены в основу обжалуемого судебного постановления.
Выводы судьи, изложенные в его постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Каких-либо оснований не согласиться с этими выводами у судьи областного суда не имеется.
Довод заявителя, о том, что судье в судебном заседании были игнорированы доказательства по делу, является голословным, ничем не подтверждено и опровергается материалами дела.
Вопреки доводам заявителя, ведение протокола судебного заседания предусмотрено при рассмотрении дела коллегиальным органом, в соответствии с ч. 1 ст. 29.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Учитывая, что данный Кодекс не содержит запрета на ведение протокола при рассмотрении дела судьей, в необходимых случаях возможность такого протокола не исключается. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе заявить ходатайство о ведении протокола, такого ходатайство Андрианов А.Г. не заявлял.
В соответствии со статьями 2 и 17 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса.
В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции приняты дополнительные меры, в том числе указ Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», распоряжение Правительства Челябинской области от 18 марта 2020 года № 146-рп «О введении режима повышенной готовности».
В соответствии подпунктом 4 пункта 18 приведенного распоряжения, на граждан возлагается обязанность с 12 мая 2020 года и до особого распоряжения использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) при нахождении в местах общего пользования (на всех объектах розничной торговли, в аптеках, банках, парикмахерских, медицинских организациях, общественном транспорте, включая такси, на всех предприятиях и в учреждениях, продолжающих свою работу, и других).
Указанная норма носит императивный характер, возлагает на граждан обязанность с 12 мая 2020 года и до особого распоряжения использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) при нахождении в местах общего пользования.
Вопреки утверждениям в жалобе, обязанность соблюдать нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации установлена статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» согласно которой, граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
То обстоятельство, что указанный нормативный акт Правительства Челябинской области, опубликованный на официальном портале нормативно-правовых актов, не содержит подписи высшего должностного лица субъекта - губернатора, не дает правовых оснований для того, чтобы расценивать данный нормативный акт как не вступивший в законную силу. Действующим законодательством не установлено обязательных требований о наличии подписи в принятом в установленном законом порядке нормативном акте; для легитимации принятого нормативного акта достаточно факта его официального опубликования на государственном портале официальной правовой информации.
Таким образом, Андрианов А.Г. не выполнил обязательные для исполнения правила поведения в условиях режима повышенной готовности на территории, где существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, объектом посягательства в данном случае является установленный порядок поведения граждан в условиях режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения на территории Челябинской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19), что указывает на значительную степень общественной опасности правонарушения, затрагивающего жизнь и здоровье других граждан.
С субъективной стороны совершенное Андрианов А.Г. административное правонарушение характеризуется умышленной формой вины (прямой умысел), он, зная, что на территории Челябинской области введен режим повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), находился в общественном месте в <данные изъяты> без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респиратора), предвидел или мог предвидеть наступление вредных последствий и сознательно допускал их наступление.
Императивное требование об обязательном использовании средств индивидуальной защиты в общественных местах на территории Челябинской области, включая маски, прямо следует из подпункта 4 пункта 18 Распоряжения Правительства Челябинской области № 146-рп от 18 марта 2020 года «О введении режима повышенной готовности». При этом, указанное императивное требование об обязательном ношении масок в общественных местах было введено на основании Распоряжения Правительства Челябинской области № 288-рп от 06 мая 2020 года «О внесении изменений в распоряжение Правительства Челябинской области № 146-рп от 18 марта 2020 года».
При этом, вопреки убеждению заявителя, действующие Правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации не предусматривают обязательного обеспечения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления граждан средствами индивидуальной защиты при введении режима повышенной готовности.
Субъективная оценка заявителя относительно того, что маски не относятся к средствами защищают органы дыхания со ссылками на ГОСТ 12.4.011-89 правового значения не имеет по указанным выше основаниям.
Административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, назначено Андрианову А.Г., в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ. По своему виду и размеру указанное наказание соответствует обстоятельствам и тяжести содеянного.
Оснований для назначения административного наказания в виде предупреждения не имеется.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ не установлено.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено, в связи с чем оснований для отмены состоявшегося судебного акта не имеется.
Руководствуясь 30.6, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Сосновского районного суда Челябинской области от 03 февраля года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Андрианова Алексея Геннадьевича оставить без изменения, жалобу Андрианова Алексея Геннадьевича – без удовлетворения.
Судья Е.Н. Майорова