Судья: Зеленина С.Ю. гр. дело № 33-4053/2024
(номер дела суда первой инстанции 2-56/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
9 июля 2024 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего судьи – Ивановой Е.Н.,
Судей – Соболевой Ж.В., Куршевой Н.Г.,
При секретаре – Отрощенко К.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по правила производстве в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, гражданское дело по иску Романенко Н.Я. к Государственному казенному учреждению Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа», Бондаренко О.Б., Министерству социальной демографической и семейной политики Самарской области, Государственному казенному учреждению Самарской области «Региональный центр обеспечения социальной поддержки населения» об обязании произвести перерасчет компенсационных выплат по субсидии, взыскании недополученной компенсации в размере 15 051 рубль 38 копеек, о возмещении судебных расходов,
по апелляционной жалобе Романенко Н.Я. на решение Железнодорожного районного суда г.Самара от 18 января 2023 года.
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Ивановой Е.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Романенко Н.Я. обратилась в суд с иском к Главному управлению социальной защиты населения Самарского округа, Бондаренко О.Б. о взыскании недоплат по жилищно-коммунальным услугам по социальной выплате.
В обоснование требований истец указала, что в 2019 г. ей не была доплачена компенсация за ЖКУ, а именно за период с марта 2019 г. по декабрь 2019 г. Ссылается на то, что сведения ответчика о наличии у нее задолженности по оплате коммунальных услуг не соответствуют действительности. Считает, что действиями работников ООО «ЖКС» и ООО «Центр СБК г. Самары» произошла фальсификация задолженности, имеющая признаки хищения путем взыскания платы за уже оплаченные коммунальные услуги.
Поскольку она относится к льготной категории граждан - федеральный ветеран труда, то имеет право на получение компенсации за жилищно-коммунальные услуги, которые она оплачивает.
Основываясь на вышеизложенном, уточнив исковые требования, Романенко Н.Я просит суд взыскать задолженность по социальной выплате за период с 2017 по 2022 годы в размере 21 255 рублей.
Решением Железнодорожного районного суда г.Самара от 18 января 2023 года в удовлетворении исковых требований Романенко Н.Я. отказано.
В апелляционной жалобе и дополнительной апелляционной жалобе Романенко Н.Я. просит отменить решение, исковые требования удовлетворить.
25.07.2023 г. суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ. К участию в деле в качестве соответчиков привлечено Министерство социальной демографической и семейной политики Самарской области, ГКУ Самарской области «Региональный центр обеспечения социальной поддержки населения» (л.д.77-80 том 2).
Истцом Романенко Н.Я. в суде апелляционной инстанции уточнены исковые требования, просила суд:
- обязать Главное управление социальной защиты населения Самарского округа произвести перерасчет компенсационных выплат по субсидии;
- взыскать с Главного управления социальной защиты населения Самарского округа недополученную компенсацию в размере 15 051,38 рублей за период с 01.01.2019 г. по 31.12.2022 г., почтовые расходы в размере 1 508,24 рубля, компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей, расходы на юридическую помощь в размере 17 000 рублей, оплаченную государственную пошлину в размере 450 рублей (л.д.124-128 том 2).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 29.08.2023 г. решение Железнодорожного районного суда г.Самара от 18.01.2023 г. отменено. В удовлетворении исковых требований к Государственному казенному учреждению Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа», Бондаренко О.Б., Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области, Государственному казенному учреждению Самарской области «Региональный центр обеспечения социальной поддержки населения» об обязании произвести перерасчет компенсационных выплат по субсидии, взыскании недополученной компенсации в размере 15 051 рубль 38 копеек, компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей, о возмещении судебных расходов, связанных с оплатой юридической помощи – 17 000 рублей, оплатой государственной пошлины в размере 450 рублей, выдачей доверенности – 1 700 рублей, почтовых расходов – 1508 руб. 24 коп. – отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 25.01.2024 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 29.08.2023 отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции – Самарский областной суд.
Дело принято к рассмотрению судом апелляционной инстанции.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате судебного заседания извещены надлежащим образом.
От истца Романенко Н.Я. неоднократно подавались ходатайства об отложении судебных заседаний, судебные заседания судебной коллегией откладывались, истцу предоставлялась возможность принять участие в судебном заседании или обеспечить явку своего представителя. В связи с отсутствием документов, подтверждающих уважительную причину неявки истца в судебное заседание, учитывая длительность рассмотрения дела, соблюдения разумных сроков рассмотрения дела, судебная коллегия пришла к выводу об отказе в удовлетворении ходатайства истца об отложении слушании дела и рассмотрении дела по существу.
Со стороны ГКУ СО «ГУСЗН Самарского округа» подано ходатайство об отложении судебного заседания, в связи с нахождением представителя на больничном. Между тем, судебное заседание неоднократно откладывалось, ГКУ СО «ГУСЗН Самарского округа» надлежащим образом извещалось о дате судебных заседаний, имело возможность обеспечить явку своего представителя в судебное заседание, представить доказательства в подтверждение своих доводов и возражений. Кроме того, ГКУ СО «ГУСЗН Самарского округа» является юридическим лицом, имело возможность обеспечить явку другого представителя в судебное заседание. Учитывая длительность рассмотрения дела, соблюдения разумных сроков рассмотрения дела, судебная коллегия пришла к выводу об отказе в удовлетворении ходатайства ответчика об отложении слушании дела и рассмотрении дела по существу.
Ответчик ГКУ СО «РЦСОН» просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Разрешив вопрос о возможности рассмотреть дело при данной явке в соответствии с ч. 3 и ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверив материалы дела, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, судебная коллегия полагает его подлежащим отмене, поскольку в силу положений пункта 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, независимо от доводов жалоб, судебное постановление подлежит безусловной отмене, в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также - Правила, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Исходя из пункта 7 Правил решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением (далее - уполномоченный орган).
Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 66 Правил).
В пунктах 56 и 60 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761, названы условия, при которых предоставление гражданину субсидии может быть приостановлено или прекращено.
В силу подпунктов "а" и "б" пункта 56 Правил предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев; невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности, предусмотренного пунктом 6 Правил.
Как предусмотрено пунктом 57 Правил, уполномоченные органы приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, но не более чем на один месяц.
Пунктом 58 Правил установлено, что при наличии уважительных причин возникновения условий, указанных в пункте 56 Правил (стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и др.), предоставление субсидии по решению уполномоченного органа возобновляется вне зависимости от условий приостановления предоставления субсидии.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Судом установлено, что с 2008 г. Романенко Н.Я. является получателем ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - ЕДВ ЖКУ), предусмотренной действующим в то время Законом Самарской области от 10.07.2008 г. № 71-ГД «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, проживающих в Самарской области, и о внесении изменений в отдельные Законы Самарской области» (далее - Закон № 71-ГД).
Согласно Закону № 143-ГД, Порядку назначения и выплаты компенсации ЖКУ отдельным категориям граждан, утвержденному Постановлением Правительства Самарской области от 12.01.2017 г. № 7 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Самарской области» с 01.01.2017 г. Романенко Н.Я. предоставляются:
- ежемесячная денежная выплата;
- компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
- платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного законодательством Самарской области;
- платы за коммунальные услуги (электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение, вывоз коммунальных отходов), рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Органами, осуществляющими организацию предоставления компенсации ЖКУ являются орган исполнительной власти Самарской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения – Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - Министерство), а также подведомственные ему государственные казенные учреждения социальной защиты населения, государственное казенное учреждение Самарской области ГКУ СО «Региональный центр обеспечения социальной поддержки населения» (далее - ГКУ СО «РЦОСПН»).
Уполномоченные учреждения осуществляют формирование и ведение базы данных по назначению компенсации ЖКУ, прием граждан, организацию учета и регистрации лиц, обратившихся за назначением компенсации ЖКУ, обеспечивают проверку документов, представленных заявителем, принимают решение о назначении (отказе в назначении) компенсации ЖКУ, представляют необходимую информацию для расчета компенсации ЖКУ в ГКУ СО «РЦОСПН».
Поставщики ЖКУ представляют в уполномоченные учреждения или в региональный центр сведения, необходимые для расчета компенсации ЖКУ.
Региональный центр с использованием программных средств на основании полученных от уполномоченных учреждений сведений и информации из базы данных получателей социальных выплат формирует регистр получателей компенсации ЖКУ.
Выплата ЕДВ ЖКУ производилась в процентном выражении от размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг (далее - РССЖКУ) в зависимости от статуса получателя и объема льгот.
На основании сведений, полученных от поставщиков ЖКУ, региональный центр с использованием программных средств организует расчет, перерасчет и обеспечивает выплату компенсации ЖКУ в соответствии со сформированным регистром получателей.
Ответственность за достоверность сведений о начисленных суммах и фактически понесенных гражданином расходах на оплату жилого помещения и коммунальных услуг несут поставщики ЖКУ, предоставившие указанную информацию.
Размер компенсации ЖКУ рассчитывается из фактических расходов граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, при этом рассчитывается состав семьи, площадь жилого помещения, наличия приборов учета. Выплата компенсации ЖКУ производится на основании сведений о начисленных и оплаченных платежах, полученных от поставщиков ЖКУ в автоматизированном режиме.
Установлено что истец Романенко Н.Я. зарегистрирована, проживает и является собственником квартиры <данные изъяты>
Данный дом обслуживают ООО «МК» (оплата жилого помещения, общедомовые расходы), ООО «СКС» (холодное водоснабжение, водоотведение), Самарский филиал ОАО «ЭСБ+» (теплоснабжение, горячее водоснабжение), АО «СамГЭС» (энергоснабжение), ООО Газпром Межрегионгаз Самара» (газоснабжение) и ООО «Экостройресурс» (вывоз твердых коммунальных отходов).
Обращаясь в суд, истец Романенко Н.Я. не оспаривает действия ООО «МК», ООО «СКС», ОАО «ЭСБ+», АО «СамГЭС», ООО Газпром Межрегионгаз Самара», ООО «Экостройресурс».
До 01.01.2017 года меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг льготным категориям граждан предоставлялись в форме ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ЕДВЖКУ), расчет которой производился от регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг.
29.06.2015 г. принят Федеральный закон № 176-ФЗ «О внесении изменении в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесен ряд изменений в федеральные законы, в том числе в законодательство о социальной поддержке ветеранов и заменено понятие «оплата коммунальных услуг» на «компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг».
В целях приведения регионального законодательства в соответствие с
федеральным, был принят Закон Самарской области от 26.12.2016 г. № 143-ГД «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, проживающих в Самарской области» (далее - Закон № 143-ГД).
Закон № 143-ГД заменил ЕДВ ЖКУ на компенсацию расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и с 01.01.2017 года изменен механизм предоставления выплаты, Закон №71-ГД утратил силу.
Согласно Закону № 143-ГД, выплата компенсации ЖКУ производится в автоматизированном режиме, с учетом состава семьи, занимаемой площади, на основании сведений о начисленных и оплаченных платежах льготников, полученных от управляющих компаний (ТСЖ), при отсутствии задолженности по оплате ЖКУ.
Управляющая компания предоставляет ежемесячно с 10 числа месяца сведения о начисленных и оплаченных платежах льготников.
На момент вступления в силу Закона № 143-ГД в ГКУ Самарской области «РЦОСПН» имелись сведения о трех зарегистрированных граждан по адресу места жительства Романенко Н.Я., поэтому расчет компенсации ЖКУ в размере 50 % производился исходя из 1/3 доли расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Согласно п. 13.1. Порядка перерасчет размера компенсации ЖКУ при
изменении состава семьи гражданина производится:
- в сторону увеличения - с первого числа месяца, следующего за месяцем обращения в уполномоченное учреждение;
- в сторону уменьшения - с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, повлекшие изменение основания предоставления компенсации ЖКУ.
Сведения об изменении состава семьи (с 3-х человек на одного) были
представлены Романенко Н.Я. в ГКУ СО «РЦОСПН» 19.06.2018 г. (л.д.155)
Перерасчет Романенко Н.Я., как одиноко проживающей, должен был быть произведен с 01.07.2018 года, однако, перерасчет в автоматизированном режиме произведен неверно - с 01.01.2017 года, и в августе 2018 года истице была выплачена компенсация в размере 14 143,82 руб., в том числе, компенсация за: теплоснабжение в размере 5 749,40 руб., с 01 января 2017 года и ответчик указывает в отзыве, что за взысканием излишне выплаченной суммы обращаться не будет.
Согласно п. 16 Порядка излишне выплаченная сумма компенсации ЖКУ взыскивается с заявителя только в случае предоставления самим заявителем документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, или несвоевременного представления им сведений, влияющих на право получения компенсации ЖКУ. Спор между сторонами был изначально, начиная с 2017 года по количеству зарегистрированных в квартире истца гражданах.
Как указывает ответчик ГКУ СО «РЦОСПН», перерасчет Романенко Н.Я. произведен с января 2017 года.
Согласно уточненным исковым требования Романенко Н.Я., являющиеся предметом рассмотрения дела суда апелляционной инстанции в порядке ч.3 ст.196 ГПК РФ (л.д.124-128 том 2), истец просит произвести перерасчет, взыскать недоплаты за период с января 2019 года по декабрь 2022 года в общей сумме 15 051,38 рублей. Истец представила расчет заявленных сумм за указанный период. Истец также просит взыскать в ее пользу судебные расходы и компенсацию морального вреда. Иных требований Романенко Н.Я. не заявляет.
Судебная коллегия не находит правовых оснований для выхода за пределы заявленных требований.
Разрешая ходатайство ответчика о пропуске Романенко Н.Я. срока исковой давности, судебная коллегия приходит к выводу, что срок исковой давности Романенко Н.Я. не пропущен, в досудебном порядке Романенко Н.Я. обращалась в прокуратуру Железнодорожного района г.Самара, ответчиком Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области в части своей компетенции по вопросу предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг истцу Романенко Н.Я. дан ответ от 24.10.2019 г. (л.д.36 том 1), с иском в суд истец обратилась 12.08.2022 г., то есть в течение трехлетнего срока, в соответствии со ст.196, ст.200 ГК РФ.
Разрешая заявленные исковые требования, с учетом уточнений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Истец Романенко Н.Я. в своем уточненном исковом заявлении представила расчет по недополученным ею компенсационным выплатам за период с 01.01.2019 г. по 31.12.2022 г. в размере 15 051,38 рублей. Между тем, доказательства, подтверждающие оплату ею коммунальных услуг в указанном расчете размере истцом, не представлены. В материалах дела имеются частично квитанции по оплате коммунальных услуг за 2019 года, иных платежных документов, на основании которых истец произвела расчет недоплаты сумм, не имеется.
Ответчик ГКУ СО «ГУСЗН Самарского округа» и ГКУ СО «Региональный центр обеспечения социальной поддержки населения» в своих отзывах указывают на выплаченные истцу суммы за период с февраля 2017 года по декабрь 2022 год (л.д.87-89 том 2). При этом указывают на то, что региональный центр формирует регистр получателей, организует расчет, перерасчет и обеспечивает компенсации ЖКУ в соответствии с сформированным регистром получателей. Перечислением денежных средств занимается Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области (л.д.203-204 том 1).
Ответчики не представили суду доказательства того, что начисленные истцу выплаты компенсации ЖКУ фактически выплачены последней в полном объеме.
При этом, ответчик Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области указывают в своем информационном письме от 04.03.2024 г., что компенсация Романенко Н.Я. ежемесячно выплачивается через почтовое отделение 82 по месту жительства истца (л.д.101,171 том 3).
Судебная коллегия для проверки сведений о произведенных компенсационных выплатах направила запрос в почтовое отделение 82 и Главпочтамт.
Согласно ответу Самарского почтамта на запрос суда, проверена база ЕСПП, переводы на имя Романенко Н.Я. за период с 01.08.2018 г. по настоящее время не значатся. Для проведения тщательной проверки необходимы номера переводов.
Такие сведения судебной коллегией ответчиками не представлены, несмотря на то, что судебная коллегия предлагала ответчикам представить доказательства, подтверждающие, что начисленные истцу выплаты компенсации ЖКУ фактически выплачены последней в полном объеме.
Судебной коллегией также запрошены сведения от организаций об оплате коммунальных услуг Романенко Н.Я., информация поступила от АО «ПТС», ООО «Экростройресурс». Сведения от иных организаций не поступили.
Ответчиком Министерством социально-демографической политики Самарской области представлены суду апелляционной инстанции сведения об оплаченных истцом коммунальных услугах, расчетном размере компенсации и выплаченных суммах компенсации за период с 2016 года по настоящее время, из представленных сведений следует, что имеются недоплаты и переплаты сумм (л.д.172-190 том 3).
При этом, истец Романенко Н.Я. своем уточненном иске подтверждает частичное получение ею компенсационных выплат ЖКУ. В связи с чем, при расчете недоплат компенсационных выплат, судебная коллегия полагает необходимым учесть пояснения самого истца, подтверждающего частичное получение ею компенсационных выплат ЖКУ.
Судебная коллегия пришла к выводу о том, что начисленные ответчиками истцу выплаты компенсации ЖКУ не были ей выплачены в полном объеме за спорный период с 01.01.2019 г. по 31.12.2022 г., чем нарушены права истца.
Судебная коллегия учла представленный ответчиком расчет выплаченных истцу сумм и пояснения истца о частичной выплате компенсационных выплат, и пришла к выводу о том, что сумма недоплаченных компенсационных выплат истцу составляет 14 359,42 рублей, согласно следующему расчету:
По сведениям ответчика ГКУ СО «ГУСЗН Самарского округа», ГКУ СО «Региональный центр обеспечения социальной поддержки населения» за период с 01.01.2019 г. по 31.12.2022 г. истцу выплачено 58 535,31 рубль (за 2019 год – 10 622,83 руб., за 2020 год – 14 031,71 руб., за 2021 года – 16 546, 08 руб., за 2022 год – 17 334,69 руб.) (л.д.л.д.203-204 том 1, 87-89 том 2).
Согласно расчету истца в уточненных исковых требованиях сумма положенных, по ее мнению, выплат за 2019 год составила 11 085,92 рубля, сумма недоплат – 5 332,45 руб. Таким образом, сумма полученных и подтвержденных истцом выплат составляет 4 160,99 рублей (11 085,92 – 6 924,93).
За 2020 года сумма положенных по мнению истца выплат составила 13 602,61 руб., сумма недоплат – 2 991,91 руб. Таким образом, сумма полученных и подтвержденных истцом выплат составляет 10 610,7 рублей (13 602.61 – 2 991,91).
За 2021 год сумма положенных по мнению истца выплат 15 379,94 руб., сумма недоплат – 2 887,12 руб. Таким образом, сумма полученных и подтвержденных истцом выплат составляет 12 492,82 руб. (15 379,94 – 2 887,12).
За 2022 год сумма положенных по мнению истца выплат составила 19 180,50 руб., сумма недоплат – 2 269,12 руб. Таким образом, сумма полученных и подтвержденных истцом выплат составляет 16 911,38 руб. (19 180,50 – 2 269,12).
Всего полученных и подтвержденных истцом компенсационных выплат ЖКУ за период с 01.01.2019 г. по 31.12.2022 г. составляет 44 175,89 рублей.
Таким образом, с учетом пояснений истца, сумма неподтвержденных ответчиком истцу выплат за период с 01.01.2019 г. по 31.12.2022 г. составляет 14 359,42 рубля (58 535,31 руб. – 44 175,89 руб.), которая подлежит взысканию в пользу истца.
С учетом того, что выплаты производятся Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области (л.д.114 том 3), сумма недополученной компенсации ЖКУ подлежит взысканию в пользу истца с Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, которое, как указано выше не подтвердило, что начисленные к выплате суммы, выплачены им в полном объеме.
Судебная коллегия не находит оснований для возложения на ответчиков ГУСЗН, Региональный центр обязанности произвести перерасчет компенсационных выплат, поскольку доказательства того, что компенсационные выплаты рассчитаны неправильно, в материалы дела не представлены. Как указано выше, ответчики в подтверждение своих доводов представили сведения по оплате коммунальных услуг, расчетный размер компенсации и подлежащие суммы к выплате (л.д.171-190 том 3). Истец Романенко Н.Я. свой расчет в уточненном исковом заявлении об оплаченных суммах не подтвердила, платежные документы, квитанции, на основании которых произведен расчет, не представила.
Разрешая требования истца о компенсации морального вреда, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (ст. 151 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 – 1101 ГК РФ) и ст. 151 ГК РФ.
Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п. 1).
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (п. 2).
Статья 1101 ГК РФ предусматривает, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Как разъяснено в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», по общему правилу, установленному пунктами 1 и 2 статьи 1064 ГК РФ, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. Установленная статьей 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья (например, факт причинения вреда в результате дорожно-транспортного происшествия с участием ответчика), размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
При определении размера компенсации морального вреда суду с учетом требований разумности и справедливости следует исходить из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств каждого дела (абзац четвертый пункта 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни и здоровью гражданина").
По смыслу приведенных нормативных положений гражданского законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. Необходимыми условиями для возложения обязанности по компенсации морального вреда являются: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинная связь между наступившим вредом и противоправностью поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда. Гражданское законодательство предусматривает презумпцию вины причинителя вреда: лицо, причинившее вред, освобождается от обязанности его возмещения, если не докажет, что вред причинен не по его вине. Исключения из этого правила установлены законом, в частности статьей 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации. Наличие причинной связи между противоправным поведением причинителя вреда и моральным вредом (страданиями как последствиями нарушения личных неимущественных прав или посягательства на иные нематериальные блага) означает, что противоправное поведение причинителя вреда влечет наступление негативных последствий в виде физических и нравственных страданий потерпевшего. При этом закон не содержит указания на характер причинной связи (прямая или косвенная (опосредованная) причинная связь) между противоправным поведением причинителя вреда и наступившим моральным вредом и не предусматривает в качестве юридически значимой для возложения на причинителя вреда обязанности возместить моральный вред только прямую причинную связь.
Следовательно, для привлечения к ответственности в виде компенсации морального вреда юридически значимыми и подлежащими доказыванию являются обстоятельства, связанные с тем, что потерпевший перенес физические или нравственные страдания в связи с посягательством причинителя вреда на принадлежащие ему нематериальные блага, при этом на причинителе вреда лежит бремя доказывания правомерности его поведения, а также отсутствия его вины, то есть установленная законом презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт наличия вреда (физических и нравственных страданий - если это вред моральный), а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
При разрешении требований о компенсации морального вреда, судебная коллегия учитывает, что в ходе рассмотрения данного дела установлена вина ответчика Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области по невыплате в полном объеме истцу начисленных выплат компенсации ЖКУ, в связи с чем, требование истца о компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей подлежит удовлетворению.
Судебная коллегия полагает, что сумма морального вреда 10 000 рублей соразмерна удовлетворенным требованиям истца, объему нарушенных прав истца, необходимости обращения в суд за защитой своих прав, длительности рассмотрения дела, оснований для ее снижения не имеется.
Истцом также заявлено требование о возмещении судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя, в размере 17 000 рублей, выдачей доверенности – 1 700 рублей и почтовых расходов в размере 1 508,24 руб., а также расходов по оплате государственной пошлины в размере 450 рублей.
Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных части 2 статьи 96 данного Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно разъяснений, данных в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 г. N 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 ГПК РФ, статья 111 КАС РФ, статья 110 АПК РФ) не подлежат применению при разрешении иска неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку требования, направленного на защиту личных неимущественных прав (например, о компенсации морального вреда).
В материалах дела отсутствует нотариально удостоверенная доверенность на представителя, в связи с чем, заявленные требования о взыскании расходов на оформление доверенности в размере 1 700 рублей удовлетворению не подлежат.
Истцом заявлены требования о взыскании судебных расходов на представителя в размере 17 000 рублей, подтвержденные документально (7 000 руб. за участие адвоката Повелкина В.Д. в судебном заседании по вопросу о восстановлении истцу срока на апелляционное обжалование решения суда л.д.28, 30-34, 141-146 том 2; 10 000 рублей за подготовку дополнительной апелляционной жалобы, уточненного искового заявления (л.д.49-52, 124-128, 150-151 том 2).
Учитывая требования ст.98, ст.100 ГПК РФ, частичное удовлетворение исковых требований Романенко Н.Я., судебная коллегия приходит к выводу о взыскании с ответчика Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в пользу истца расходов на оказание юридических услуг в размере 16 823,20 рублей, пропорционально удовлетворенным требованиям (иск на сумму 15 051,38 руб., удовлетворен на сумму 14 359,42 рубля, 15 051,38/14359,42 = 1,04%, 100%-1,04% = на 98,96 % удовлетворены требования. 17 000 руб. х 98,96%/100% = 16 823,20 руб.).
Судебная коллегия приходит к выводу, что сумма 16 823,20 руб. является разумной, справедливой, основания для снижения размера судебных расходов не имеются, с учетом объема защищаемого права, оказанной юридической помощи истцу, длительности рассмотрения дела, необходимости защищать свои интересы в суде. Сторона ответчика не заявляла о снижении размера судебных расходов.
Требования истца о взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 450 рублей, почтовых расходов в размере 1 508,24 руб., подтвержденные документально, подлежат взысканию с Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в пользу истца (300 руб. госпошлина за подачу иска л.д.13, 133 том 1, госпошлина 150 руб. за подачу апелляционной жалобы л.д.21 том 2, почтовые расходы о направлении ответчикам почтовой корреспонденции – иска, уточненного иска, апелляционной жалобы л.д.14, 17, 18 том 1, л.д.2, 3, 54-63, 129-138).
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения о частичном удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Железнодорожного районного суда г.Самара от 18 января 2023 года отменить, постановить по делу новое решение.
Исковые требования Романенко Н.Я. удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в пользу Романенко Н.Я., ДД.ММ.ГГГГ г.р. <данные изъяты> недополученной суммы компенсационных выплат ЖКУ за период с 01.01.2019 г. по 31.12.2022 г. в размере 14 359,42 рубля, почтовых расходов в размере 1 508,24 рубля, компенсации морального вреда в сумме 10 000 рублей, расходов по уплате государственной пошлины в размере 450 рублей, расходов по оплате услуг представителя в размере 16 823,20 рублей.
В остальной части исковых требований Романенко Н.Я. отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи