Дело № 2-464/2024 (2-9856/2023)
УИД 35RS0010-01-2023-011186-71
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Вологда | 3 мая 2024 года |
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
судьи Шевчук Ю.С.,
при секретаре Мирау В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Городского округа города Вологды в лице Администрации города Вологды к Земских А. В. об установлении выкупной стоимости,
установил:
согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости Земских А.В. является собственником комнаты № с кадастровым номером №, расположенной в <адрес>.
Распоряжением начальника Департамента городского хозяйства администрации города Вологды от 28.12.2017 № указанный многоквартирный дом признан аварийным, подлежащим сносу.
Постановлением Администрации города Вологды от 09.09.2021 № принято решение об изъятии земельного участка с кадастровым номером № и жилых помещений в многоквартирном доме <адрес>.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости №, составленным 09.12.2021 индивидуальным предпринимателем ФИО1, рыночная стоимость комнаты №, расположенной в доме <адрес>, (с учетом стоимости земельного участка, общего имущества собственников дома, убытков собственника помещения) составляет 692 000 руб. 00 коп.
Городской округ город Вологда в лице Администрации города Вологды (далее – Администрация), ссылаясь на отказ собственника от подписания соглашений об изъятии жилых помещений и долей в праве на земельный участок, за сумму, указанную в отчете об оценке, обратился в Вологодский городской суд Вологодской области с исковым заявлением к собственнику жилого помещения Земских А.В. об установлении выкупной стоимости. Просил установить выкупную стоимость комнаты 5 с кадастровым номером №, общей площадью 22 кв.м, расположенной в доме <адрес>, и доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1 915 кв.м, категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «среднеэтажные жилые дома», подлежащих изъятию у Земских А.В. для муниципальных нужд в размере 692 000 руб. 00 коп.
В процессе рассмотрения дела к участию в качестве третьего лица привлечена оценщик ФИО1.
В судебном заседании представитель истца Администрации города Вологды по доверенности Климовская О.В. иск поддержала.
Ответчик Земских А.В. в судебном заседании иск не признал. Просил установить выкупную стоимость в размере, определенном заключением судебной экспертизы.
Третье лицо ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещаласью
Суд, заслушав представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу положений части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
В соответствии с частью 6 статьи 32 ЖК РФ выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
В силу пункта 7 статьи 32 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
В соответствии с частью 9 статьи 32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
Согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
При этом учитывает, что комната № в доме <адрес> принадлежит на праве собственности Земских А.В.
Распоряжением начальника Департамента городского хозяйства Администрации города Вологды от 28.12.2017 № жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации города Вологды от 09.09.2021 № принято решение об изъятии земельного участка с кадастровым номером № и жилых помещений в многоквартирном доме <адрес>, выкупная стоимость изымаемых объектов определена на основании отчета № от 09.12.2021 в размере 692 000 руб. 00 коп.
27.01.2022 в адрес Земских А.В. направлен проект соглашения об изъятии жилого помещения и доли в праве на земельный участок, который собственник не подписал, полагая размер выкупной стоимости заниженным. Указанное повлекло возникновение у Администрации предусмотренного ч. 9 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) права обратиться в суд с иском об установлении выкупной стоимости недвижимого имущества.
Определяя выкупную стоимость изымаемого имущества, в отношении которой стороны соглашения не достигли, суд принимает во внимание заключение судебной экспертизы № от 13.03.2024, проведенной обществом с ограниченной ответственностью «Экспертный центр «Правовая позиция», в соответствии с которым рыночная стоимость принадлежащего Земских А.В. жилого помещения без учета рыночной стоимости земельного участка и общего имущества собственников помещений многоквартирного дома составляет 248 000 руб. 00 коп., рыночная стоимость доли в праве собственности на земельный участок под многоквартирным домом – 339 000 руб. 00 коп., рыночная стоимость доли в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме – 80 000 руб. 00 коп., размер компенсации за непроведенный капитальный ремонт – 675 000 руб. 00 коп., размер убытков, причиненных собственнику изъятием жилого помещения – 67 000 руб. 00 коп., общая сумма 1 409 000 рублей.
Оценивая заключение судебной экспертизы по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд приходит к выводу о том, что оно является допустимым, достоверным и достаточным доказательством размера выкупной стоимости жилого помещения. Оснований для критической оценки заключения судебной экспертизы суд не усматривает, так как оно выполнено уполномоченным экспертным учреждением, сотрудники которого имеют соответствующую квалификацию и образование, предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации. Выводы экспертов подробно мотивированы, содержат описание исследованных документов, материалов дела. Ответы на поставленные вопросы изложены ясно, понятно, обоснованы, не содержат неоднозначных формулировок. Заключение согласуется с другими доказательствами по делу. Порядок проведения экспертизы соблюден. Судебная экспертиза проведена на основании документов, содержащих исчерпывающие данные о состоянии изымаемых объектов и их аналогов.
По этой причине суд полагает возможным установить выкупную стоимость изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> равной 1 409 000 руб. 00 коп. (248 000 + 339 000 + 80 000 + 675 000 + 67 000).
Правовых оснований для установления выкупной стоимости изымаемого для муниципальных нужд имущества, исходя из заключения независимого оценщика, суд не усматривает, поскольку размер выкупной стоимости по оценке Администрации определен по состоянию на 01.12.2021, после чего экономическая ситуация в стране, которая повлияла в том числе на стоимость недвижимости, изменилась. Кроме того, оценка выполнена независимым экспертом, не предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
С учетом положений ст.98 ГПК РФ взысканию с Администрации города Вологды в пользу ООО «Экспертный центр «Правовая позиция» подлежат расходы по проведению судебной экспертизы в размере 7500 рублей.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
установить выкупную стоимость комнаты 5 с кадастровым номером № общей площадью 22 кв.м, расположенной в <адрес>, и доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1 915 кв.м, категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «среднеэтажные жилые дома», подлежащих изъятию у Земских А. В. (паспорт серия № <данные изъяты>) для муниципальных нужд в размере 1 409 000 руб. 00 коп.
Взыскать с Администрации города Вологды (ОГРН 1033500051683) в пользу ООО «Экспертный центр «Правовая позиция» (ОГРН 1193525022063, ИНН 3525445615) расходы по оплате экспертизы в размере 7500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья | Ю.С. Шевчук |
Мотивированное решение изготовлено 14.05.2024.