Судья Соцердотова Т.А. дело № 7-180/2022
(I инст - 5-189/22)
Р Е Ш Е Н И Е
29.06.2022 г. Майкоп
Судья Верховного суда Республики Адыгея Хапачева Р.А., рассмотрев жалобу ФИО4 ФИО1 на постановление судьи Красногвардейского районного суда Республики Адыгея от 19 мая 2022 года, о привлечении его к административной ответственности по ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л А:
постановлением судьи Красногвардейского районного суда Республики Адыгея от 19.05.2022 ФИО4О. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с самостоятельным контролируемым выдворением за пределы Российской Федерации.
На невступившее в законную силу постановление в Верховный суд Республики Адыгея поступила жалоба лица, привлеченного к административной ответственности ФИО4О., в которой он просит отменить указанное постановление в части выдворения за пределы Российской Федерации.
В судебном заседании суда вышестоящей инстанции ФИО4О. жалобу поддерживал, просил отменить постановление в части выдворения за пределы России, так как он не знал об аннулировании его вида на жительство, а также ссылался на то, что в скором времени у него появится ребенок. Защитник ФИО4О. – ФИО6 также поддерживал жалобу, указывал на то, что наказание в части выдворения за пределы России преждевременно, так как ФИО4О. ожидает ребенка.
Изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Согласно статье 2 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25.07. 2002 года № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Как следует из пункта 2 статьи 5 этого же Федерального закона, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в данном пункте.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15.08. 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 18.05.2022 в 14 часов 30 минут при осуществлении миграционного контроля было установлено, что гражданин ФИО4О. допустил нарушение режима пребывания иностранных граждан, которое выразилось в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации, чем нарушил статью 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 5); досье из СПО «Мигрант-1» (л.д. 8); рапортом УУП ОМВД России по Красногвардейскому району Щ.Ш. Аллахярова (л.д. 6), признанием вины в суде нижестоящей инстанции.
Таким образом, ФИО4О. обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Постановление о привлечении ФИО4О. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8КоАП РФ, вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, порядок привлечения ФИО4О. к административной ответственности соблюден.
Вместе с тем по настоящему делу имеются основания для изменения обжалуемых судебных актов в части назначенного наказания.
Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В рамках рассмотрения жалобы лица, привлеченного к административной ответственности, судьей вышестоящей инстанции установлено, что ФИО4О. прибыл в Россию впервые в августе 2009 года и предпринимал меры по оформлению своего пребывания в России в установленном законом порядке. Так, в материалах дела имеются сведения о том, что он уведомлял о прибытии уполномоченные органы, с 14.04.2014 по 14.04.2017 получал в установленном порядке разрешение на временное проживание, обратился с заявлением предоставлении ему вида на жительство, которое было предоставлено 20.11.2015 периодом действия до 20.11.2020.
При обращении в органы ОПМС для продления срока вида на жительство, уполномоченными органами был установлен факт его незаконного нахождения на территории России. Только тогда ФИО4О. узнал, что предоставленный ему вид на жительство аннулирован 02.11.2017. Решение об аннулировании вида на жительство не получал, при принятии решения его не уведомляли. Что явилось причиной аннулирования ему также неизвестно.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Как следует из ответа Управления ЗАГСа по Республике Адыгея на запрос суда, ФИО4 ФИО1 состоит в браке с гражданкой России – ФИО2.
Также, в ходе рассмотрения дела в суде вышестоящей инстанции ФИО4О. сообщил, что между ним и гражданкой России ФИО3 25.02.2022 заключен религиозный обряд бракосочетания «Никах», в доказательство чего представлено свидетельство из Орехово-Зуевской Соборной мечети, а также фотоматериал с указанного бракосочетания.
Наряду с этим, представлены сведения о том, что ФИО3, с которой у ФИО4 ФИО1 заключен религиозный обряд бракосочетания «Никах», беременна, что подтверждается протоколом скринингового ультразвукового исследования в 10-14 недель беременности, а также исследованным в судебнос заседании индивидуальной карты беременной ФИО3, в которой в графе «Фамилия и место работы мужа» указан ФИО4 ФИО1.
Также, представлена справка, выданная администрацией МО «Белосельского сельского поселения» о том, что гражданин ФИО4 ФИО1 согласно учету похозяйственной книги значится проживающим совместно с гражданкой ФИО3 по адресу: Республика Адыгея, <адрес> с 28.02.2022 по настоящее время.
При этом, в материалах дела имеются сведения из ЕГРН о том, что указанное домовладение, в котором числится проживающим ФИО4 ФИО1 совместно с ФИО3, принадлежит самой ФИО3.
Установленные в ходе рассмотрения жалобы обстоятельства о принятии мер ФИО4О. с 2014 года к надлежащему оформлению своего пребывания в России, длительный период его пребывания в России, наличие зарегистрированного брака, ожидание его гражданской женой ребенка, отсутствие родственников в стране, чье гражданство имеет ФИО4О., по мнению суда вышестоящей инстанции могут явиться основанием для отмены постановления в части административного наказания в виде контролируемого самостоятельного выдворения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства подвергались административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортировались либо были переданы Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права на уважение семейной жизни.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 15 июля 1999 года N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27 мая 2008 года N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела назначение ФИО4О. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ при наличии к тому соответствующих оснований по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление судьи Красногвардейского районного суда Республики Адыгея от 19.05.2022, вынесенное в отношении ФИО4 ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение ФИО4 ФИО1 административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации за счет собственных средств.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л А:
постановление судьи Красногвардейского районного суда Республики Адыгея от 19 мая 2022 года, вынесенное в ФИО4 ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, исключить из постановления указание о назначении ФИО4 ФИО1 административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации за счет собственных средств.
В остальной части постановление судьи Красногвардейского районного суда Республики Адыгея от 19 мая 2022 года оставить без изменения.
Копия верна:
судья Верховного суда
Республики Адыгея - Р.А. Хапачева
Судья Верховного суда
Республики Адыгея Р.А. Хапачева