Гр.дело № 2-522//2023
61RS0053-01-2023-000529-13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Семикаракорск 22 августа 2023 года
Семикаракорский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Прохоровой И.Г.
при секретаре Красноперовой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о.прокурора Семикаракорского района Коршунова В.С., в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Кузнецовского сельского поселения Семикаракорского района Ростовской области, третье лицо Администрация Семикаракорского района, об обязании оборудовать кладбища, расположенные в х.Кузнецовка на земельном участке с кадастровым номером № и в х.Балабинка Кузнецовского сельского поселения Семикаракорского района на земельном участке с кадастровым номером №, контейнерными площадками для накопления твердых бытовых отходов в соответствии с п.3 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3, в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Семикаракорского района Ростовской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Кузнецовского сельского поселения Семикаракорского района Ростовской области, третье лицо Администрация Семикаракорского района, об обязании оборудовать кладбища, расположенные в х.Кузнецовка на земельном участке с кадастровым номером № и в х.Балабинка Кузнецовского сельского поселения Семикаракорского района на земельном участке с кадастровым номером №, контейнерными площадками для накопления твердых бытовых отходов в соответствии с п.3 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3, в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Обосновав заявленные требования следующим образом.
Прокуратурой Семикаракорского района Ростовской области во исполнение приказа Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере" проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в деятельности Администрации Кузнецовского сельского поселения. В ходе проверки было установлено, что в нарушение требований пункта 4 статьи 17 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ " О погребении и похоронном деле ", пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.65 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21"Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселения, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосфер- ному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производствен- ных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий ", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3 Администрацией Кузнецовского сельского поселения Семикаракорского района Ростовской области на территории кладбища, расположенного в х.Кузнецовка на земельном участке с кадастровым номером №, а также в х.Балабинка Кузнецовского сельского поселения Семикаракорского района на земельном участке с кадастровым номером № не организованы места (площадки) накопления твердых бытовых отходов- не оборудованы контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов. По результатам проведенной проверки, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района Главе Кузнецовского сельского поселения было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в экологической сфере. Однако, несмотря на меры прокурорского реагирования, выявленные в ходе проверки нарушения- устранены не были, в связи с чем, прокурор Семикаракорского района обратился в суд.
Представитель прокуратуры Семикаракорского района-Образцов И.Д. в судебном заседании, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ, требования прокурора поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просила суд об обязывании Администрации Кузнецовского сельского поселения Семикаракорского района оборудовать кладбища, расположенные в х.Кузнецовка на земельном участке с кадастровым номером № и в х.Балабинка Кузнецовского сельского поселения Семикаракорского района на земельном участке с кадастровым номером №, контейнерными площадками для накопления твердых бытовых отходов в соответствии с п.3 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика- Администрации Кузнецовского сельского поселения в судебное заседание, состоявшееся 22 августа 2023 года, будучи надлежащим образом уведомленными о месте и времени его проведения, не прибыли, заявив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие предста- вителя администрации, в связи с чем, в силу требований части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика.
Представитель третьего лица Администрация Семикаракорского района Ростовской области в судебное заседание, состоявшееся 22 августа 2023 года, будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени его проведения- не прибыл, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайство об отложении судебного разбирательства не заявил, в связи с чем, в силу требований части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает дело в отсутствие представителя Администрации района.
Суд, выслушав представителя истца- прокуратуры Семикаракорского района-Образцова И.Д., исследовав материалы дела приходит к следующему.
В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 132 Конститу ции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятель- но управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
К вопросам местного значения городского поселения относятся: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммуналь- ных отходов; организация ритуальных услуг и содержание мест захоро- нения ( подпункт 18 и 22 пункта 2 статьи 14 Федерального закона №131 от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ( далее Федеральный закон №131 от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
В силу требований пункта 4 статьи 14 Федерального закона №131 от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В подпункте 17 и 21 пункта 1 статьи 2 Устава Администрации Кузнецовского сельского поселения Семикаракорского района указано о том, что к вопросам местного значения Кузнецовского сельского поселения относятся: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Администрация Кузнецовского сельского поселения под руководством главы Администрации Кузнецовского сельского поселения: участвует в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; организует оказание ритуальных услуг и обеспечивает содержание мест захоронения ( подпункт 17 и 21 статьи 33 Устава).
Таким образом в судебном заседании установлено, что Администрации Кузнецовского сельского поселения Семикаракорского района с учетом требований действующего законодательства, в соответствии с Уставом, обеспечивает на территории поселения организует деятельность по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, и обеспечивает содержание мест захоро- нения.
Согласно требований пункта 2 статьи 18 Федерального закона №131 от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее Федеральный закон от 12 января 1996 года N 8-ФЗ) дано понятие места погребения как отведенного в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участка земли с сооружаемыми на нем кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления ( подпункт 1 статьи 17 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ).
Статьями 1 и 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" ( далее Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) установлено, что действие данного закона направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, то есть состояния здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности, как одного из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. При этом выполнять требования санитарного законодательства обязаны граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения ( подпункт 4 статьи 17 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ).
Согласно требований пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" ( далее Федеральный закон от 24 июня. 1998 N 89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации ( пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ).
В пункте 1 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ закреплено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным орга- ном исполнительной власти, осуществляющим федеральный государ- ственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установ- ленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граж- дан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц ( пункт 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 г. N 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности, действовавшие до 1 марта 2021 года.
Согласно пунктов 1.1- 1.2. СанПиН 2.1.2882-11 санитарно-эпидемиологические правила, и нормативы распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.
В силу пунктов 6.6, 6.7СанПиН 2.1.2882-11 на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним. Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
В силу требований пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров ) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
На кладбище его владельцем должны быть оборудованы контейнерные площадки для накопления ТКО в соответствии с пунктом 3 Санитарных правил ( пункт 65 СанПиН 2.1.3684-21).
Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления ( пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ).
Как следует из материалов дела, а именно выписки из ЕГРН в собственности Муниципального образования "Кузнецовское сельское поселение" находятся земельный участок площадью 5942+/-385 кв.м., распо- ложенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, категория земель-земли населенных пунктов, вид разрешенного использо- вания-для размещения кладбища, право муниципального образования зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22-24); земельный участок площадью 22301+/-820 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, категория земель-земли населенных пунктов, вид разрешенного использования-для размещения кладбища, право муниципального образования зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26-29).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что кладбища, расположенные в х.Балабинка на земельном участке с кадастровым номером № и в х.Кузнецовка на земельном участке с кадастровым номером №, находятся на территории Кузнецовского сельского поселения, что нашло свое подтверждение исследованными судом доказательствами, и не оспаривается представителем ответчика.
Как следует из материалов дела, основанием для обращения прокурора Семикаракорского района в суд явились результаты проведенной прокура- турой района проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании мест погребения.
В ходе проверки установлено, что содержание кладбищ расположенных в х.Балабинка и в х.Кузнецовка осуществляется с нарушением статьи 4, пункта 1 статьи 17 ФЗ "О погребении и похоронном деле", и санитарно-эпидемиологическим требованиям. В нарушение указанных требований на территориях данных кладбищах отсутствуют контейнерными площадками для накопления твердых коммунальных отходов, в связи с чем, 19 декабря 2022 года, в адрес Главы администрации Кузнецовского сельского поселения было направлено представление ( л.д.14-17).
Как следует из сообщения Главы администрации Кузнецовского сельского поселения на имя прокурора Семикаракорского района, администрация поселения признав факт отсутствия на кладбище, располо- женном в х.Балабинка и в х.Кузнецовка контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов, уведомила прокурора района об отсутствии в бюджете сельского поселения на 2023 год денежных средств на организацию мест ( площадок) накопления твердых коммунальных отходов (л.д.18).
Таким образом, в судебном заседании установлен факт содержания администрацией поселения кладбищ, расположенных в х.Балабинка и в х.Кузнецовка с нарушением санитарным требованиям, указанным в пунке 65 СанПиН 2.1.3684-21.
При этом как следует из сообщения главного специалиста -эксперта отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в Цимлянском, Волгодонском, Семикаракорском, Константиновском района Максимо- вой И.А. от 6 июня 2023 года на имя прокурора района: на земельном участке с кадастровым номером № в х.Кузнецовка обору- довано общественное кладбище; кладбище расположено в границах населенного пункта, ближайшие жилые дома расположены за территорией 20 метров, нарушений требований п.4 Сан Пин 2.1.3684-21 отсутствуют; к кладбищу имеется подъездной путь асфальтового покрытия, имеется возможность обустройства контейнерной площадки твердого ( асфальтовое, бетонное) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также имеется возможность оборудования ограждения с трех сторон, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, что соответствует требованиям п.3 СанПиН 2.1.3684-21 (л.д.53); на земельном участке с кадастровым номером № в х.Балабинка оборудовано общественное кладбище; кладбище расположено в границах населенного пункта, ближайшие жилые дома расположены за территорией 20 метров, нарушений требований п.4 Сан Пин 2.1.3684-21 отсутствуют; к кладбищу имеется подъездной путь асфальтового покрытия, имеется возможность обустройства контейнерной площадки твердого ( асфальтовое, бетонное) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также имеется возможность оборудования ограждения с трех сторон, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, что соответствует требованиям п.3 СанПиН 2.1.3684-21 (л.д.54).. Препятствий для оборудования контейнерных площадок на указанных кладбищах не выявлено.
Исходя из вышеизложенных актов, в судебном заседании установлено, что нарушения санитарных требований выявленные в ходе прокурорской проверки ДД.ММ.ГГГГ, Администрацией Кузнецовского сельского поселения до настоящего времени не устранены; представителем ответчика доказательств обратного суду не предоставлено.
При таких обстоятельствах обязанность, связанную с оборудованием кладбища, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № в х.Кузнецовка, а также на земельном участке с кадастровым номером № в х.Балабинка, контейнерными площадками для накопления твердых коммунальных отходов необходимо возложить на администрацию Кузнецовского сельского поселения.
В силу требований статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусмотрено право прокурора, обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Принимаемые меры прокурором направлены на защиту лиц, проживающих в данном населенном пункте, и лиц, пребывающих в нём, с учетом, того обстоятельства, что данный населенный пункт, является открытым для посещения иными лицами, очевидно для суда, отвечает законным интересам неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, при отсутствии возражений со стороны представителя ответчика соглашается с указанным прокурором в исковом заявлении сроком для устранения вышеуказанных нарушений законодательства, поскольку для выполнения работ по обеспечению наличия на кладбище, расположенном в х.Кузнецовка и х.Балабинка контейнерных площадок необходимо определенное время, включая оценку предполагаемых финансовых затрат, соблюдения порядка выделения денежных средств, с учетом указанных обстоятельств суд полагает необходимым установить срок два года со дня вступления решения в законную силу.
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в указанный срок. При этом ответчик не лишен возможности поставить вопрос о предоставлении отсрочки исполнения решения суда при наличии к тому правовых оснований, который подлежит разрешению в порядке статей 203 и 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании выше изложенного, руководствуясь статьями 194 -198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования и.о.прокурора Семикаракорского района Коршунова В.С. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кузнецовского сельского поселения Семикаракорского района Ростовской области, третье лицо Администрация Семикаракорского района, об обязании оборудовать кладбища, расположенные в х.Кузнецовка на земельном участке с кадастровым номером № и в х.Балабинка Кузнецовского сельского поселения Семикаракорского района на земельном участке с кадастровым номером №, контейнерными площадками для накопления твердых бытовых отходов в соответствии с п.3 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3, в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу -удовлетворить.
Обязать Администрации Кузнецовского сельского поселения Семикаракорского района оборудовать кладбища, расположенные в х.Кузнецовка на земельном участке с кадастровым номером № и в х.Балабинка Кузнецовского сельского поселения Семикара- корского района на земельном участке с кадастровым номером №, контейнерными площадками для накопления твердых коммуналь- ных отходов в соответствии с требованиями пункта 3 СанПиН 2.1.3684-1, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №3, в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Ростоблсуд через Семикаракорский райсуд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 29 августа 2023 года