№ 12-37/2024
Дело № 72-155/2024
РЕШЕНИЕ
г. Курган 18 марта 2024 г.
Судья Курганского областного суда Менщиков С.Н., рассмотрев жалобу защитника ООО «Слакон» – Москвина И.А. на постановление государственного инспектора ТОГАДН по Курганской области Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Уральскому Федеральному округу от 11 декабря 2023 г. и решение судьи Шумихинского районного суда Курганской области от 31 января 2024 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Слакон»,
установил:
постановлением должностного лица от 11 декабря 2023 г. общество с ограниченной ответственностью «Слакон» (далее – ООО «Слакон», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей.
Решением судьи Шумихинского районного суда Курганской области от 31 января 2024 г. указанное постановление должностного лица изменено, размер назначенного административного штрафа снижен до 175000 рублей. В остальной части указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе в Курганский областной суд защитник ООО «Слакон» – Москвин И.А. просит вынесенные по делу акты отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что вопреки доводам судьи районного суда в материалы дела представлены документы, подтверждающие, что масса транспортного средства не могла превышать предельных допустимых показателей, ссылаясь на некорректную работу автоматического пункта весогабаритного контроля.
Защитник ООО «Слакон» – Кузовлев Н.В. доводы жалобы поддержал.
Заслушав явившееся лицо, изучив доводы жалобы и представленные с ней материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 20, но не более 50 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 20, но не более 50 процентов без специального разрешения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 12.21.5 настоящего Кодекса, влечет административную ответственность.
Пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона 257-ФЗ установлено, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого, автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
Допустимая масса транспортного средства установлена Приложением № 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. № 2200 (Постановление № 2200).
Из постановления должностного лица следует, что 22 ноября 2023 г. в 16:00 в Курганской области на региональной а/д <адрес> водитель, управляя тяжеловесным транспортным средством марки «МАН», государственный регистрационный знак № в составе 3-осного автопоезда, в нарушение части 1 статьи 29 Федерального закона № 257-ФЗ и Постановления № 2200, осуществлял перевозку тяжеловесного груза без специального разрешения с превышением допустимых нагрузок на оси транспортного средства на величину более 20, но не более 50 процентов без специального разрешения, а именно: нагрузка на вторую ось составила 9, 94 тонн, что на 32, 48 % превышает допустимую.
Собственником данного транспортного средства в соответствии со свидетельством о регистрации транспортного средства на момент фиксации нарушения являлось ООО «Слакон».
Превышение допустимых нагрузок на оси транспортного средства зафиксировано системой дорожного весового и габаритного контроля «СВК-2-Р(М)ВС» №, свидетельство о поверке №, со сроком действия до 24 ноября 2023 г.
Учитывая изложенные обстоятельства, должностное лицо пришло к выводу о привлечении ООО «Слакон» к административной ответственности по части 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей.
Рассматривая жалобу на постановление должностного лица, судья районного суда согласился с выводами должностного лица о виновности ООО «Слакон» в совершении административном правонарушении по части 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применив при этом положения частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и снизив размер административного штрафа до 175000 рублей, оставив в остальной части это же постановление без изменения.
Выводы судьи районного суда являются верными, оснований не согласиться с ними не имеется.
Факт совершения ООО «Слакон» административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе актом результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства с использованием специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме, сведениями о регистрационных действиях транспортных средств и его владельцах; информацией о комплексе АПВГК и другими материалами дела.
При рассмотрении дела судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и обоснованно сделан вывод о доказанности вины ООО «Слакон» в его совершении.
Судьей первой инстанции в ходе рассмотрения дела исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследованные судом доказательства являются последовательными, не противоречивыми, достаточными и допустимыми, а поэтому обоснованно приняты судьей и положены в основу вынесенного решения.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из указанных положений, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Вместе с тем доказательств того, что Обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение требований законодательства в области перевозки грузов, в материалах дела не содержится, заявителем не представлено.
Должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о том, что достаточных доказательств, безусловно свидетельствующих о том, что транспортное средство марки, находилось во владении или в пользовании другого лица, в дело представлено не было.
При таких обстоятельствах действия ООО «Слакон» были правильно квалифицированы по части 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку на основе совокупности имеющихся доказательств было достоверно установлено, что ООО «Слакон», являясь собственником транспортного средства, допустило движение крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов в отсутствии специального разрешения.
Оснований не доверять данным автоматического пункта весогабаритного контроля не имеется в виду следующего.
Из копии государственного контракта (далее – Контракт) от 24 июля 2023 г. №, заключенного между ГКУ «К.» (Заказчик) и ООО «С.» (Исполнитель), следует, что Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по содержанию и обеспечению функционирования АПВГК транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения Курганской области в соответствии с требованиями Контракта и Технического задания (пункт 1.1).
В соответствии с пунктом 3.2 Контракта местом оказания услуг являются: автомобильные дороги регионального и межрегионального значения Курганской области: <адрес>
Пунктом 6.2.3 Контракта предусмотрено, что Исполнитель обязан, в том числе оказывать услуги в строгом соответствии с Техническим заданием и требованиями, обеспечивающими эксплуатационное состояние АПВГК.
Таблицей № 3 Технического задания установлены виды работ по техническому обслуживанию АПВГК, в том числе ежемесячный контроль колейности в зоне установки силоприемного модуля (СМ) и величины его выступания.
Согласно актам проведения технического обслуживания системы дорожного весового и габаритного контроля «СВК» ООО «С.» от 18 августа и 25 сентября 2023 г., установленного на а/д <адрес>, по внешнему осмотру основных модулей замечаний не имелось, состояние дорожного покрытия и результаты контрольных измерений находились в норме, что подтверждается картами измерений колейности в зоне установки силоприемного модуля (СМ) и выступания СМ, а также заключениями о том, что техническое обслуживание выполнено в полном объеме, СВК полностью работоспособен, что соответствует указаниям, изложенным в руководстве по эксплуатации системы дорожного весогабаритного контроля, а также ответу АО «В.» от 27 февраля 2024 г. №
Приказом первого заместителя директора ГКУ «К.» от 29 мая 2023 г. № в тестовую эксплуатацию с 10 июня 2023 г. введен специализированный отраслевой программный комплекс «Авангард» в качестве информационной системы весового и габаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения общего пользования Курганской области.
Приказом первого заместителя директора ГКУ «К.» от 28 августа 2023 г. № в промышленную эксплуатацию с 11 сентября 2023 г. введен специализированный отраслевой программный комплекс «Авангард» в качестве информационной системы весового и габаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения общего пользования Курганской области.
Согласно сведениям, представленным первым заместителем директора ГКУ «К.», пункты АПВГК в Курганской области с 11 сентября 2023 г. работают штатно в автоматическом режиме.
Приказом первого заместителя директора ГКУ «К.» от 28 ноября 2023 г. № из эксплуатации с 24 ноября 2023 г. выведена система весового и габаритного контроля транспортных средств, расположенная на автомобильной дороге <адрес>, в связи с окончанием срока действия свидетельства о поверке на систему дорожного весового и габаритного контроля.
Поскольку административное правонарушение по настоящему делу совершено 22 ноября 2023 г., то есть в период работоспособности и промышленной эксплуатации АПВГК, установленного на участке а/д <адрес>, то выводы должностного лица и судьи районного суда о виновности ООО «Слакон» в совершении административного правонарушения по части 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как собственника транспортного средства, являются верными.
Данные, свидетельствующие о нарушении порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, о недостоверности полученных результатов измерения весовых параметров транспортного средства, в материалах дела отсутствуют, и заявителем не представлены.
Вопреки доводам жалобы, нарушения Приказа Минтранса России от 31 августа 2020 г. № 348 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств» не установлены и заявителем доказательства обратного не представлено.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущей судебной инстанции, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в судебном акте, и не ставят под сомнение доказанность и наличие в действиях ООО «Слакон» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судей норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судьей допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны быть истолкованы в пользу ООО «Слакон», не усматривается.
Постановление о привлечении ООО «Слакон» к административной ответственности по части 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено Обществу в пределах санкции части 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статей 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с применением частей 3.2. и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и является справедливым.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для безусловной отмены вынесенных актов, по делу не допущено.
Оснований для удовлетворения жалобы и отмены либо изменения оспариваемых заявителем актов не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление государственного инспектора ТОГАДН по Курганской области Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Уральскому Федеральному округу от 11 декабря 2023 г. (с учетом изменений, внесенных решением судьи Шумихинского районного суда Курганской области от 31 января 2024 г.) и решение судьи Шумихинского районного суда Курганской области от 31 января 2024 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Слакон» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья С.Н. Менщиков