Дело № 5-174/2020
УИД 51RS0002-01-2020-000563-03
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
город Мурманск 17 марта 2020 года
Судья Первомайского районного суда г. Мурманска Кутушова Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в отношении:
Шаповалова О.А., *** ранее к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела не привлекавшегося, в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
*** на таможенный пост *** Мурманской таможни (адрес***) по направлению «выезд» с таможенной территории Евразийского Экономического союза (далее – ЕАЭС, Союз) в ***, в качестве пассажира транспортного средства – «***», регистрационный номер «***», прибыл гражданин *** Шаповалов О.А., *** года рождения.
В ходе совершения таможенных операций и прохождения таможенного контроля Шаповалов О.А. проследовал по «зеленому» коридору, пассажирскую таможенную декларацию не заполнял и должностному лицу таможенного поста *** не предъявлял, о товарах, подлежащих таможенному декларированию, не заявлял.
В ходе проведения таможенного контроля было установлено, что в транспортном средстве «***», регистрационный номер «***» на котором гражданин Шаповалов О.А. выезжал с таможенной территории ЕАЭС, вывозится товар: ***, а именно:
***
***
***
***
***
***
В объяснении от *** Шаповалов О.А. пояснил, что перевозка *** была осуществлена им без ведома судовладельца и без его поручения. О необходимости таможенного декларирования *** он не знал.
В судебном заседании Шаповалов О.А. вину в совершении вменяемого правонарушения признал, обстоятельств дела не оспаривал, просил назначить минимально возможный вид и размер наказания.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, судья находит вину Шаповалова О.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, установленной и доказанной.
Факт совершения Шаповаловым О.А. административного правонарушения доказан исследованными в судебном заседании письменными материалами дела:
- Определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №*** от *** (л.д. 1-11);
- Актом таможенного осмотра товаров №*** от ***, которым было установлено, что в транспортном средстве «***», регистрационный номер «***» на котором гражданин Шаповалов О.А. выезжал с таможенной территории ЕАЭС вывозится товар: *** (л.д. 12-18);
- Решением о неотнесении товаров *** к товарам для личного пользования от *** №*** (л.д. 23-30);
- Объяснением Шаповалова О.А. от ***, в котором он указал, что перевозка *** была осуществлена им без ведома судовладельца и без его поручения. О необходимости таможенного декларирования *** он не знал (л.д. 31, 32);
- Протоколом изъятия вещей и документов от ***, из которого следует, что в качестве предмета административного правонарушения был изъят товар:
***
***
***
***
***
*** (л.д. 33-38);
- Актом приема-передачи вещественных доказательств от ***, согласно которому изъятый предмет административного правонарушения был помещен на хранение в КХВД (камеру хранения вещественных доказательств) таможенного поста *** Мурманской таможни (адрес***) (л.д. 40-46);
- Письмом ООО «***» от *** №***, в котором изложено следующее:
ООО «***» является собственником рыболовного судна ***
Изъятые таможенным органом ***, принадлежат Обществу на праве собственности.
Доставка *** на судно *** за пределы таможенной территории ЕАЭС планировалась Обществом путем досыла судового снабжения в период с *** с соблюдением условий статьи 92 ТК ЕАЭС. Обществу было известно о необходимости совершения таможенных операций по таможенному декларированию указанных *** до их перемещения.
Шаповалов О.А. является работником ООО «***».
Руководство ООО «***» не давало поручение гражданину Шаповалову О.А. на перемещение указанных *** через таможенную границу ЕАЭС. Шаповалов О.А., являясь *** судна ***, получив ***, после окончания рабочего дня в Обществе, самостоятельно принял такое решение о перемещении указанных *** через таможенную границу ЕАЭС данным способом, без рекомендации ООО «***» (л.д. 60-61);
- Копией счета от *** №*** и товарной накладной от *** №***, согласно которым стоимость указанных *** судна *** составляет 4780,00 руб. (л.д. 64);
- Приказом о приеме Шаповалова О.А. на работу в *** в должности *** от *** и трудовым договором №*** от *** (л.д. 66-71);
- Служебной запиской отделения контроля таможенной стоимости Мурманской таможни от *** №***, согласно которой таможенная стоимость товара, явившегося предметом административного правонарушения, по состоянию на ***, составляет 4 780 руб. (л.д. 87);
- Служебной запиской Отдела таможенных платежей (ОТП) Мурманской таможни от *** №*** следует, что на дату вывоза *** товаров (***), являющихся предметом АП, законодательством Российской Федерации ставок вывозных таможенных пошлин не установлено, поэтому таможенные платежи при вывозе данных товаров с таможенной территории ЕАЭС уплате не подлежат (л.д. 98);
- Объяснением Шаповалова О.А. от ***, в котором он пояснил следующее: «Настоящим подтверждаю сведения от ООО «***». Решение о перемещении *** через таможенную границу ЕАЭС было принято мною единолично, без согласования с руководством ООО «***». Так же сообщаю, что поручений о доставке выше указанных *** за пределы таможенной территории ЕАЭС я ни от кого не получал. О необходимости совершения таможенных операций по таможенному декларированию по установленной форме в отношении *** я не знал. Я признаю факт вменяемого мне административного правонарушения, выразившегося в недекларировании по установленной форме товаров (***), подлежащих таможенному декларированию. Я признаю вину в совершении вменяемого мне административного правонарушения, выразившегося в недекларировании по установленной форме товаров (***), подлежащих таможенному декларированию. Я полностью раскаиваюсь в содеянном административном правонарушении. Выгоды от недекларирования не искал. Машинально взял ***, страхуясь от их потери. Имущественное положение на данный момент неблагоприятное, в виду наличия непогашенной ипотеки» (л.д. 100);
- Протоколом об административном правонарушении №*** от *** (л.д. 106-110).
Совокупность исследованных доказательств по делу об административном правонарушении судья находит достаточной для установления наличия события административного правонарушения и виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.
Статьей 2 ТК ЕАЭС определены понятия для целей ТК ЕАЭС:
пункт 5: «вывоз товаров с таможенной территории Союза» - совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Союза любым способом, в том числе пересылка в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, включая пересечение таможенной границы Союза;
пункт 7: «декларант» – лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары;
пункт 10: «запреты и ограничения» – применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств–членов;
пункт 16: «лицо» – физическое лицо, юридическое лицо, а также организация, не являющаяся юридическим лицом;
пункт 27: «перемещение товаров через таможенную границу Союза» – ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза;
пункт 32: «таможенная декларация» – таможенный документ, содержащий сведения о товарах и иные сведения, необходимые для выпуска товаров;
пункт 35: «таможенное декларирование» – заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров;
пункт 37: «таможенные операции» – действия, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании;
пункт 41: «таможенный контроль» – совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств–членов о таможенном регулировании;
пункт 45: «товар» - любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.
пункт 46: «товары для личного пользования» – товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом.
Согласно статье 9 ТК ЕАЭС все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены ТК ЕАЭС или в соответствии с ТК ЕАЭС. Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Как следует из пункта 2 статьи 7 ТК ЕАЭС соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) «вывоз товаров с таможенной территории Союза» – совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Союза любым способом, в том числе пересылка в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, включая пересечение таможенной границы Союза.
Согласно статье 92 ТК ЕАЭС:
1. Для убытия товаров с таможенной территории Союза перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 89 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, если иное не установлено настоящим Кодексом.
2. Независимо от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, для убытия товаров с таможенной территории Союза перевозчиком либо иным лицом в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи представляются:
1) декларация на товары или её копия, транзитная декларация в отношении товаров, указанных в пункте 3 настоящей статьи, либо сведения о декларации на товары или транзитной декларации, если такая декларация на товары или транзитная декларация не представляется в соответствии с пунктом 2 статьи 80 настоящего Кодекса, либо иной документ, допускающий вывоз товаров с таможенной территории Союза.
В соответствии с подпунктом 35 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС «таможенное декларирование» – заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
Пунктом 2 статьи 110 ТК ЕАЭС установлено, что таможенная декларация в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории Союза, подается до их убытия с таможенной территории Союза, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии статьи 104 ЕАЭС:
1. Товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса.
2. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 7 ст. 256 главы 37 ТК ЕАЭС в отношении перемещаемых через таможенную границу Союза физическими лицами товаров, не отнесенных в соответствии с настоящей главой к товарам для личного пользования, положения настоящей главы не применяются. Такие товары подлежат перемещению через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены иными главами настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 4 ст. 256 ТК ЕАЭС критерии Отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из:
1) заявления физического лица о перемещаемых через таможенную границу Союза товарах в устной форме или в письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации;
2) характера и количества товаров;
3) частоты пересечения физическим лицом таможенной границы Союза и (или) перемещения товаров через таможенную границу Союза этим физическим лицом или в его адрес.
Согласно статье 257 ТК ЕАЭС в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза может применяться система двойного коридора. «Зеленый» коридор является специально обозначенным в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза местом, предназначенным для перемещения через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию. Пересечение физическим лицом линии входа (въезда) в «зеленый» коридор является заявлением физического лица об отсутствии товаров, подлежащих таможенному декларированию.
В соответствии с пунктом 4 статьи 258 ТК ЕАЭС в отношении товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом и несопровождаемом багаже либо доставляемых перевозчиком, для вывоза с таможенной территории Союза физическими лицами, которые в соответствии с ТК ЕАЭС могут выступать декларантами таких товаров для личного пользования, должны быть совершены таможенные операции, в том числе связанные с их таможенным декларированием для вывоза.
Согласно пунктам 3, 6 статьи 260 ТК ЕАЭС таможенное декларирование товаров для личного пользования, производится с использованием пассажирской таможенной декларации. Сведения, подлежащие указанию в пассажирской таможенной декларации, определяются Комиссией при определении порядка заполнения такой таможенной декларации. Таможенное декларирование товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже, производится физическими лицами при их следовании через таможенную границу Союза с одновременным представлением таможенному органу этих товаров.
Таким образом, Шаповалов О.А. не произвел декларирование по установленной форме товара – ***, подлежащего таможенному декларированию при вывозе с таможенной территории ЕАЭС.
Действия правонарушителя судья квалифицирует по ч.1 ст.16.2 КоАП РФ, Шаповалов О.А. совершил недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса.
Назначая наказание, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность правонарушителя, его имущественное положение, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Обстоятельствами, смягчающими наказание Шаповалова О.А., судьей признаются: совершение административного правонарушения впервые; признание вины, оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.
Обстоятельств, отягчающих наказание Шаповалова О.А., судьей не установлено.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что Шаповалов О.А. ранее к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела не привлекался, правонарушение тяжких последствий за собой не повлекло, судья считает возможным назначить ему наказание в виде штрафа, без конфискации предмета административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 3.5, 16.2 ч. 1, 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Шаповалова О.А. признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 2 390 (две тысячи триста девяносто) рублей.
Административный штраф подлежит уплате в течение 60 суток со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам:
***
***
***
***
***.
Предметы административного правонарушения:
***
***
***
***
***
***
изъятые по протоколу изъятия от *** и хранящиеся в камере хранения вещественных доказательств таможенного поста *** Мурманской таможни (адрес***), – возвратить законному владельцу после надлежащего таможенного оформления.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Документ, подтверждающий уплату штрафа, необходимо предъявить в канцелярию Первомайского районного суда города Мурманска по адресу: ***, в часы работы суда или посредством факсимильной связи ***, или на электронный адрес – *** с пометкой «в административную канцелярию».
Неуплата штрафа в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, влечет за собой привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, санкция которой предусматривает наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г. Мурманска в течение 10-ти дней со дня получения его копии.
Судья Ю.В. Кутушова