Дело № 21-670/2023
Р Е Ш Е Н И Е
12 декабря 2023 года гор. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника Инспекции по жилищному надзору Республики Крым, заместителя главного государственного жилищного инспектора Республики Крым ФИО2 на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 15 ноября 2023 года №12-471/2023,
у с т а н о в и л :
постановлением заместителя начальника Инспекции по жилищному надзору Республики Крым, заместителя главного государственного жилищного инспектора Республики Крым ФИО2 от 02 августа 2023 года № 39/2023 должностное лицо - директор ООО «Кросс» Алимов Абкерим Шеипович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Данное постановление должностного лица обжаловано в судебном порядке.
Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 15 ноября 2023 года №12-471/2023 жалоба Алимова А.Ш. удовлетворена, постановление должностного лица от 02 августа 2023 года № 39/2023 отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным решением суда, заместитель главного государственного жилищного инспектора Республики Крым ФИО2 подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит решение суда отменить.
Жалоба мотивирована тем, что сам факт обжалования ООО «Кросс» решений общего собрания собственников, не является достаточным основанием для прекращения производства по данному делу об административном правонарушении.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, заслушав пояснения Алимова А.Ш. и представителя Инспекции по жилищному надзору Республики Крым ФИО3, прихожу к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
В соответствии с ч. 10 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.
На основании п. 18 Правил в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля)), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес, а в случае непосредственного управления собственниками помещений в таком доме - сведения об одном из собственников, указанном в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом. Такое уведомление может быть направлено с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.
Пунктом 19 Правил предусмотрено, что организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, технические средства и оборудование, а также сведения, указанные в подпункте «б» пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В пункте 2 Примечаний к статье 14.1.3 КоАП РФ указано, что перечень грубых нарушений лицензионных требований устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно пп. «е» п. 4(1) Положения нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом «б» пункта 3 настоящего Положения, в части отказа от передачи, осуществляемой в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимых для эксплуатации многоквартирного дома и управления им (далее - техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, технические средства и оборудование), принявшим на себя обязательства по управлению многоквартирным домом управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении общего собрания собственников помещений о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме, либо уклонение от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования указанным лицам, либо нарушение предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка и сроков передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в соответствии с решением Инспекции по жилищному надзору Республики Крым от 12.04.2023 г. № 152, в отношении ООО «Кросс» проведено контрольное (надзорное) мероприятие в виде внеплановой документарной проверки на предмет соблюдения лицензионных требований в части передачи технической документации на многоквартирный дом № 49 по проспекту им. ФИО4, <адрес> Крым вновь избранной управляющей организации – Товарищество собственников недвижимости «Уютный Двор» (далее – ТСН «Уютный Двор»).
По результатам проведенного контрольного (надзорного) мероприятия установлено, что ООО «Кросс» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами в соответствии с лицензией от 30.04.2015 г. № 90, выданной Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым.
Согласно данным реестра лицензий Республик Крым, многоквартирный дом (далее – МКД), расположенный по адресу: <адрес>, проспект им. ФИО4, <адрес> 12.02.2016 г. находился в управлении ООО «Кросс» в соответствии с договором управления от 01.06.2015 г., заключенного на основании протокола общего собрания собственников помещений в МКД от 05.04.2015 г. № 1/15.
В соответствии с решениями общего собрания собственников помещений МКД, оформленных протоколом от 26.08.2022 г. № 01/09/2022, собственниками помещений МКД принято решение об изменении способа управления МКД с управляющей организации (лицензиата) ООО «Кросс» на ТСН «Уютный Двор».
На основании поданных заявления и документов от ТСН «Уютный Двор», Инспекцией принято решение о внесении изменений в реестр лицензий Республики Крым в части исключения МКД № 49 по проспекту им. ФИО4 в <адрес> из управления ООО «Кросс», и включения с 01.01.2023 г. в управление ТСН «Уютный Двор».
Согласно представленным ТСН «Уютный Двор» сведениям, уведомление о принятых на собраниях решениях, оформленных протоколом от 26.08.2022 г. № 01/09/2022 о смене способа управления в отношении указанных многоквартирных домов, подано инициатором собрания ФИО5 в ООО «Кросс» и получено лицензиатом 21.02.2023 г. за вх. № 12.
Из содержания ответа ООО «Кросс» от 15.03.2023 г. № 51 следует, что последний не согласен с результатами проведенного собрания, в связи с чем считает требования о передаче технической документации незаконными, при этом указывает, что вся техническая документация на МКД № по проспекту им. ФИО4 в <адрес> является собственностью ООО «Кросс».
Указанное послужило основанием для составления 27.07.2023 г. в отношении директора ООО «Кросс» протокола об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Постановлением заместителя начальника Инспекции по жилищному надзору Республики Крым, заместителя главного государственного жилищного инспектора Республики Крым ФИО2 от 02 августа 2023 года № 39/2023 директор ООО «Кросс» Алимов А.Ш. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Отменяя указанное постановление должностного лица и прекращая производство по делу, судья Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым исходила из того, что Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым не учтен тот факт, что на момент составления в отношении ООО «Кросс» протокола об административном правонарушении от 27.07.2023 г. и вынесении обжалуемого постановления от 02.08.2023 г., в производстве Евпаторийского городского суда Республики Крым с 24.03.2023 г. находится на рассмотрении гражданское дело № по иску ООО «Кросс» и других лиц к ТСН «Уютный Двор» об оспаривании решения общего собрания собственников от 21.09.2022 г.
Судья районного суда посчитал, что пока протокол общего собрания собственников обжалуется в судебном порядке, то в действиях Алимова А.Ш. на момент производства по административному делу, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Вместе с тем, с такими выводами судьи первой инстанции суд апелляционной инстанции согласиться не может.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В силу положений статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Судом апелляционной инстанции установлено, что на момент окончания контрольного (надзорного) мероприятия каких-либо сведений, из которых бы усматривалось о признании недействительными решений собственников помещений МКД № по проспекту им. ФИО4 в <адрес>, оформленных протоколом общего собрания МКД от 26.08.2022 г. № 01/09/2022 о смене способа управления (смены управляющей организации), а именно: вступившего в законную силу решения суда об отмене решений общего собрания собственников помещений, материалы дела не содержат.
Кроме того, сведения о принятии судебными органами обеспечительных мер, предусматривающих приостановление исполнения решений общего собрания собственников помещений многоквартирных домов, избравших иную управляющую организацию, в деле об административном правонарушении, также отсутствуют.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что сам факт нахождения в производстве Евпаторийского городского суда Республики Крым гражданского дела № по иску ООО «Кросс» и других лиц к ТСН «Уютный Двор» об оспаривании решения общего собрания собственников от 21.09.2022 г., свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, вмененного директору ООО «Кросс» Алимову А.Ш., является ошибочным.
Учитывая изложенное, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении не были соблюдены требования статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, не истек, решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 15 ноября 2023 года №12-471/2023 подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела необходимо учесть изложенное, устранить допущенные процессуальные нарушения и постановить решение, отвечающее требованиям ст. ст. 29.10 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
р е ш и л:
жалобу заместителя начальника Инспекции по жилищному надзору Республики Крым, заместителя главного государственного жилищного инспектора Республики Крым ФИО2 на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 15 ноября 2023 года №12-471/2023 –удовлетворить частично.
Решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 15 ноября 2023 года №12-471/2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица - директора ООО «Кросс» Алимова Абкерима Шеиповича - отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья подпись Е.Г.Тимошенко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>