Дело № 2-3252/2023
УИД № 61RS0013-01-2023-003386-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 декабря 2023 года г. Гуково Ростовской области
Гуковский городской суд Ростовской области в составе
председательствующего судьи Абасовой С.Г.
при секретаре Гордиенко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области к Вагановой Л.А., ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительными справки, выписки из акта освидетельствования об установлении инвалидности,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ростовской области обратилось в суд с иском, ссылаясь на то, что Ваганова Л.А. являлась получателем ЕДВ и пенсии по инвалидности на основании представленных ею в пенсионный орган справки об установлении инвалидности и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выданных бюро № 30 - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», согласно которым ей с 15 января 2014 г. впервые установлена 2 группа инвалидности сроком на 1 год. Впоследствии выплаты продлены на основании справки об установлении инвалидности и выписки из акта освидетельствования, выданных бюро № 30 - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», об установлении повторно с 1 февраля 2015г. 2 группы инвалидности бессрочно. Согласно ответу ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» данные о проведении МСЭ в отношении Вагановой Л.А. в ЕАВИИАС, используемой при проведении МСЭ с 2014года, и на бумажных носителях в ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» отсутствуют. На основании изложенного просит признать недействительными с момента выдачи справку, выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выданные бюро № 30 - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», серии МСЭ-2014 № от 21 января 2015 об установлении Вагановой Л.А. с 01.02.2015 инвалидности 2 группы бессрочно.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. При подаче иска просил рассмотреть дело в его отсутствие. В соответствии со ст.167 ч.5 ГПК Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Представитель ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В соответствии со ст.167 ч.5 ГПК Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Ответчик Ваганова Л.А. в судебное заседание не явилась, представила отзыв на иск, в котором исковые требования не признала, указав, что была освидетельствована в бюро МСЭ по направлению медицинского учреждения, признана инвалидом в связи с имеющимися у нее заболеваниями, порядок прохождения освидетельствования не нарушала; просила дело рассмотреть в ее отсутствие. В соответствии со ст.167 ч.5 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Изучив и оценив в порядке статьи 67 ГПК Российской Федерации представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что согласно справке, выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ-2013 № от 15 января 2014 г., выданным Бюро №30 - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», Вагановой Л.А. с 15 января 2014г. впервые установлена 2 группа инвалидности вследствие общего заболевания на срок до 1 февраля 2015г.; с 15 января 2014г. назначена пенсия по инвалидности, с 20 января 2014г.- ежемесячная денежная выплата. В дальнейшем выплата пенсии по инвалидности и ЕДВ продлена на основании справки и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ- 2014 № от 21 января 2015г., согласно которым Вагановой Л.А. с 1 февраля 2015г. повторно установлена 2 группа инвалидности вследствие общего заболевания бессрочно. Решением УПФР г. Гуково выплата пенсии по инвалидности и ЕДВ прекращена с 1 мая 2021г.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 г. № 95 утверждены Правила признания лица инвалидом, которые определяют в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.
Согласно пункту 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
В соответствии с пунктом 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшим в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности.
Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год (п. 9 Правил).
Разделом III Правил закреплен порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу. Согласно пунктам 15-16 Правил гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.
Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Приказом Минтруда России от 29.01.2014 N 59н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, который устанавливает порядок обращения заинтересованного лица для получения указанной государственной услуги, в том числе перечень документов, которое данное лицо должно предоставить для проведения экспертизы.
Согласно пункту 31 Административного регламента, для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы также необходимы: направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме № 088/у-06, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2007 № 77, или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 25.12.2006 № 874, либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).
Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» закреплен порядок выдачи листка нетрудоспособности при направлении граждан на медико-социальную экспертизу.
Согласно пункту 27 указанного порядка на медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие стойкие ограничения жизнедеятельности и трудоспособности, нуждающиеся в социальной защите, по заключению врачебной комиссии при: очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не позднее 4 месяцев от даты ее начала; благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее 12 месяцев при лечении туберкулеза либо гражданин выписывается к занятию трудовой деятельностью; необходимости изменения программы профессиональной реабилитации работающим инвалидам в случае ухудшения клинического и трудового прогноза независимо от группы инвалидности и сроков временной нетрудоспособности.
Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Минтруда России от 29.01.2014 N 59н, установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (пункт 11 Административного регламента).
Таким образом, для оказания гражданину государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы с целью установления группы инвалидности необходима совокупность следующих обстоятельств:длительное лечение (до 4-х месяцев) гражданина в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы;проведение необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий; период временной нетрудоспособности;направление на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения; либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).
В соответствии с пунктом 9 Классификаций и критериев, утвержденных Приказом Минтруда России от 29.09.2014 №664н, критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее ко 2 степени выраженности ограничений одной из следующих категорий жизнедеятельности человека (или их сочетанию), определяющих необходимость его социальной защиты: а) способности к самообслуживанию; б) способности к передвижению; в) способности к ориентации; г) способности к общению; д) способности контролировать свое поведение; е) способности к обучению; ж) способности к трудовой деятельности.
Признание гражданина инвалидом второй группы (бессрочно) свидетельствует о стойких нарушениях его здоровья, которые как минимум предполагают нуждаемость в оказании медицинской помощи, прохождении медикаментозного лечения, консультаций и обследований в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 указанного Федерального закона право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч.1 сст.56 ГПК РФ).
Согласно отзыву на иск ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе (ЕАВИИАС), используемой при проведении МСЭ с января 2014 года, информация о прохождении медико-социальной экспертизы Вагановой Л.А. отсутствует, медико-экспертная документация на бумажном носителе по МСЭ также отсутствует.
На запрос суда 1 августа 2023г. получен ответ ГБУ Ростовской области «Центральная городская больница» в г.Гуково, согласно которому Ваганова Л.А. направлялась на освидетельствование в бюро МСЭ 18.12.2013, 24.12.2014г., что подтверждается записями в журнале регистрации направления на МСЭ поликлинического отделения №3 МБУЗ ЦГБ г. Гуково.
11 декабря 2023г. повторно получен ответ ГБУ «ЦГБ» в г.Гуково, согласно которому в ответе на запрос от 1.08.2023г. неверно указан источник предоставленной информации; сведения о направлении Вагановой Л.А. на освидетельствование в бюро МСЭ 18.12.2013, 24.12.2014г. указаны в амбулаторной карте на ее имя; в журналах регистрации направления на МСЭ в период с 01.01.2010 по 31.12.2017 направления Вагановой Л.А. на освидетельствование не зарегистрированы.
Из сообщения Отдела МВД России по г. Гуково от 01.08.2023 г. следует, что в отношении Вагановой Л.А. принято промежуточное решение об отказе в возбуждении уголовного дела.
Согласно ответу ТФОМС Ростовской области на запрос суда на момент выдачи оспариваемых справки и выписки от 21 января 2015 г. сведения об обращении Вагановой Л.А. в лечебные учреждения с длительным лечением в стационарных условиях, проведением мероприятий по реабилитации или абилитации отсутствуют.
Определением Гуковского городского суда Ростовской области от 16 августа 2023года по делу назначена медико-социальная экспертиза, проведение которой было поручено ФКУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» Минтруда России и социальной защиты Российской Федерации. Согласно заключению экспертизы, проведенной экспертным составом №1 ФКУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области», на 21 января 2015 года у Вагановой Л.А. нарушения здоровья со стойкими нарушениями функций организма не имелось; документы, подтверждающие нарушение здоровья со стойкими нарушениями функций организма на 21 января 2015г., в адрес экспертов не представлены; ограничений основных категорий жизнедеятельности, необходимости в мерах социальной защиты, включая реабилитацию не имелось; оснований для признания Вагановой Л.А. инвалидом не имелось.
Судом установлено, что к указанным мотивированным выводам комиссия экспертов - сотрудников ФКУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» пришла единогласно, фактически определив необоснованность установления Вагановой Л.А. с 1 февраля 2015г. повторно инвалидности второй группы бессрочно, что свидетельствует о недействительности оспариваемых истцом справки и выписки.
Совокупность представленных по делу доказательств позволяет суду прийти к выводу о том, что на дату выдачи ответчиком - ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» оспариваемых справки и выписки 21 января 2015года отсутствовала необходимая для оказания гражданину государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы с целью установления группы инвалидности совокупность следующих обстоятельств:длительное лечение (до 4-х месяцев) в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы;проведение необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий; период временной нетрудоспособности, а также направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме № 088/у-06, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2007 № 77 (действовавшим на момент освидетельствования). Запись лечащего врача в амбулаторной карте ответчика «Заполнен посыльной лист на МСЭ» не свидетельствует о выдаче направления на МСЭ по установленной форме.
При таких обстоятельствах у сотрудников Бюро №30 не имелось оснований для проведения медико-социальной экспертизы 21 января 2015 г.
В нарушение положений пункта 13 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 95, которым определены условия и основания установления группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования, решением Бюро №30 филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» от 22.01.2015г. Вагановой Л.А. установлена вторая группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (бессрочно) вследствие общего заболевания без обоснования наличия таких оснований.
Таким образом, на дату выдачи ответчиком - ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» оспариваемых справки и выписки 21 января 2015г. отсутствовали основания для установления Вагановой Л.А. второй группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования, несмотря на наличие у неё указанных в заключении заболеваний, в связи с чем выданная Бюро №30 ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» справка и выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ-2014 № от 21 января 2015г. об установлении второй группы инвалидности бессрочно подлежат признанию недействительными с момента их выдачи по причине допущенных нарушений.
Наличие Индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной бюро МСЭ, копия которой представлена ответчиком в материалы дела, не является бесспорным доказательством соблюдении предусмотренного действующим законодательством порядка проведения медико-социальной экспертизы, направления гражданина на освидетельствование и прохождения освидетельствования.
С учетом изложенного исковые требования Отделения Фонда пенсионного и социального страхования фонда Российской Федерации по Ростовской области о признании недействительными справки и выписки из акта освидетельствования серии МСЭ- 2014 № от 21 января 2015г. об установлении Вагановой Л.А. повторно 2 группы инвалидности с 1 февраля 2015года бессрочно вследствие общего заболевания подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 статьи 103 ГПК Российской Федерации с ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 150 руб. с каждого
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области удовлетворить.
Признать недействительными с момента выдачи справку Бюро №30- филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» и выписку из акта освидетельствования серии МСЭ-2014 № от 21 января 2015 г. об установлении Вагановой Л.А. повторно второй группы инвалидности с 1 февраля 2015 года бессрочно вследствие общего заболевания.
Взыскать с Вагановой Л.А. государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 150 руб.
Взыскать с ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (ИНН 6163072309) госпошлину в доход местного бюджета в сумме 150 руб.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Гуковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Абасова С.Г.
Решение в окончательной форме изготовлено 22 декабря 2023года.