КОПИЯ
Дело: № 2-902/2017г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Дятьково 05 декабря 2017 года
Дятьковский городской суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Кайдалова А.А.,
при секретаре Смирновой В.П.,
с участием истца Лукутова В.В.,
представителей ответчика Вяликовой Н.В., Кузавковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лукутова В.В. к УМВД России по Брянской области о признании незаконным Заключения по результатам служебной проверки по действиям сотрудников МО МВД России «Дятьковский» в части,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику, ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГГГ проходит службу в МО МВД России «Дятьковский», с ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника ИВС, специальное звание <данные изъяты>.
08.08.2017г. на основании раппорта врио начальника ООО и КСП УОООП УМВД капитана полиции ФИО3 о назначении проведения служебной проверки по факту нарушений, допущенных сотрудниками МО МВД России «Дятьковский» (далее МО) при осуществлении конвоирования обвиняемых лиц в Дятьковский городской суд, было принято решение о проведении проверки организации и несения службы конвойным нарядом МО МВД России «Дятьковский» в Дятьковском городском суде.
Проверка была проведена 08.08.2017г. путем выезда на место совершения дисциплинарного проступка комиссией в составе 3-х человек: врио начальника ООО и КСП УОООП УМВД капитана полиции ФИО3, старшего инспектора по ОП ИЛС УРЛС УМВД России по Брянской области майором внутренней службы ФИО4, ОРЧ СБ УМВД ФИО5
21.08.2017г. старшим инспектором по ОП ИЛС УРЛС УМВД России по Брянской области майором внутренней службы ФИО4 составлено Заключение по результатам проведенной служебной проверки и утверждено 24.08.2017г. врио начальника УМВД России по Брянской области полковником полиции ФИО6 (рег.№дсп от 24.08.2017г., поступившее в МО МВД России "Дятьковский" вх. №дсп от 30.08.201 7г.).
20.09.2017г. он был ознакомлен с Заключением служебной проверки.
По Заключению служебной проверки он признан виновным в ненадлежащем исполнении служебных обязанностей, направлен на внеочередную аттестацию для принятия решения о соответствии замещаемой должности и дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел.
Факт совершения им дисциплинарного проступка не установлен.
Ему не предлагалось дать объяснение в письменном виде по существу, что является грубым нарушением процедуры проведения служебной проверки.
В Заключении отсутствуют выводы о причинах и условиях, способствовавших совершению дисциплинарных проступков.
Негативных последствий, угрожающих жизни и здоровью граждан, имуществу, общественному порядку, при проведении служебной проверки не выявлено.
Статья 50 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяет виды дисциплинарных взысканий и их применение.
Указанный перечень расширительному толкованию не подлежит.
Следовательно, в резолютивной части Заключения по результатам служебной проверки в соответствии с пунктом 7 статьи 52 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" должны быть указаны предложения, касающиеся наложения па сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания. И, соответственно, предложение о проведении внеочередной аттестации в отношении его неправомерно и нарушает требования пункта 1 статьи 50 пункта 7 статьи 52 Федерального закона от 30.1 1.201 1г. № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В пункте 4 статьи 33 Федерального закона от 30.11.201 1г. № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определены правила и порядок проведения внеочередной аттестации для сотрудников ОВД.
Данный перечень также является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Направление на внеочередную аттестацию по результатам проведенной служебной проверки в данный перечень не входит, следовательно, является незаконным.
Более того п.2 ст.33 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ установлено, что аттестация сотрудника органов внутренних дел проводится один раз в четыре года. В случае назначения сотрудника на другую должность в органах внутренних дел его аттестация проводится не ранее чем через один год после назначения. В должности начальника ИВС он находится с ДД.ММ.ГГГГ т.е. менее одного года.
Истец просит суд признать незаконным Заключение по результатам служебной проверки по действиям сотрудников МО МВД России "Дятьковский" рег.№дсп от 24.08.2017г. в части признания его виновным в ненадлежащем исполнении служебных обязанностей, выразившемся в нарушении требований ст.33 Федерального закона РФ от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»; п.п.30. 77, 84. 158, 228 Наставления, утвержденного Приказом МВД России от 07.03.2006 № 140дсп; п.п.25, 28, 30 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел. утв. Приказом МВД России от 22.11.2005 № 950; п.п.5, 17, 22 должностного регламента (должностной инструкции), утв. 10.03.2017г. в части группового размещения в камерах помещения для содержания спецконтингента обвиняемых, проходящих по одному уголовному делу, ненадлежащей проверки соответствия несения службы требованиям настоящего Наставления, использования транспортных средств, соблюдения служебной дисциплины конвоем, непринятия мер к устранению нарушений организации и несения службы и информированию об этом оперативного дежурного и врио начальника МО, необеспечения полного личного обыска обвиняемых женщин при приеме в следственном изоляторе, необеспечение контроля за соблюдением личным составом ООО и КПО ИВС МО служебной дисциплины при содержании, охране и конвоировании обвиняемых в соответствии с ч.4 ст.33 Федерального закона от 30.1 1.201 1 N 342-ФЗ (ред. от 03.04.2017) "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" начальника ИВС МО МВД России «Дятьковский» направить на внеочередную аттестацию для принятия решения о соответствии им замещаемой должности и дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел.
В ходе рассмотрения дела истец дополнил исковые требования и просил еще обязать ответчика изъять из материалов его личного дела Заключение по результатам служебной проверки и взыскать в счет возмещения морального ущерба, выразившегося в нравственных и физических страданиях в сумме 50 000 рублей.
В судебном заседании Лукутов В.В. первичные и дополнительные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представители ответчика – Вяликова Н.В. и Кузавкова Е.В. в иске просили отказать по основаниям, изложенным в возражениях.
Выслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Установлено, что истец с ДД.ММ.ГГГГ проходит службу в МО МВД России «Дятьковский», с ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Дятьковский», согласно контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ
Порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел урегулированы в Федеральном законе от 30 ноября 2011г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ руководителем (начальником) в органах внутренних дел является, в том числе руководитель подразделения, организации или службы и его заместитель, сотрудник органов внутренних дел, наделенный в установленном порядке полномочиями по руководству другими сотрудниками.
Гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел, и сотрудник органов внутренних дел при заключении контракта обязуются выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) и соблюдать ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также внутренний служебный распорядок федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения (ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ).
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» контракт - соглашение между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, или сотрудником органов внутренних дел о прохождении службы в органах внутренних дел и (или) замещении должности в органах внутренних дел. Контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел - гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.
В соответствии с п/п.1,2 п.1 ст. 12 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел обязан:
1) знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной сфере;
2) знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации.
Согласно п/п.7 п.1 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник полиции обязан выполнять служебные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне.
Из рапорта врио начальника ООО и КСП УОООП УМВД России по Брянской области капитана полиции ФИО3 от 08.08.2017г. о назначении проведения служебной проверки на имя Врио начальника ЦМВД России по Брянской области следует, что 03.08.2017г. при проведении внезапной проверки организации и несения службы конвойными нарядами МО МВД России «Дятьковский» в городском суде выявлены грубые нарушения порядка конвоирования спецконтингента, определенного Наставлением по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного приказом МВД России от 07.03.2006 № 140дсп.
Из контрольной карточки штаба УМВД № от 09.08.17г. и резолюции начальника инспекции по личному составу УМВД России по Брянской области № от 09.08.2017г. следует, что проведение служебной проверки было поручено ФИО4
На необходимость проверки указано в виде соответствующей резолюции, что соответствует п. 14 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 26.03.2013 г. N 161.
Согласно п.п.13-16 Приказа МВД России от 26.03.2013 N 161 "Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации" основанием для проведения служебной проверки является необходимость выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также заявление сотрудника.
Поручение сотруднику о проведении служебной проверки оформляется в виде резолюции на свободном от текста месте документа, содержащем сведения о наличии основания для ее проведения. Допускается оформление резолюции на отдельном листе или на специальном бланке с указанием регистрационного номера и даты документа, к которому она относится.
Решение о проведении служебной проверки должно быть принято не позднее двух недель с момента получения соответствующим руководителем (начальником) информации, являющейся основанием для ее проведения.
В соответствии с частью 4 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении.
Служебная проверка в отношении Лукутова В.В. была назначена 08.08.2017г. и заключение по результатам служебной проверки было утверждено 24.08.2017г.
В соответствии с п.п.1, 3, 5-9 ст.52 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, а также по заявлению сотрудника.
При проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению:
1) фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка;
2) вины сотрудника;
3) причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка;
4) характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка;
5) наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.
Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять дней со дня представления заключения.
Сотрудник органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка:
1) обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя;
2) имеет право:
а) представлять заявления, ходатайства и иные документы;
б) обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки;
в) ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
г) потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований (обследований).
В заключении по результатам служебной проверки указываются:
1) установленные факты и обстоятельства;
2) предложения, касающиеся наложения на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания.
Заключение по результатам служебной проверки подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки.
Порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
08.08.2017г. Лукутов В.В. написал объяснения по факту проведения служебной проверки.
Согласно п.39 приказа МВД России от 26.03.2013 № 161 «Об утверждении порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях министерства внутренних дел Российской Федерации» заключение по результатам служебной проверки представляется соответствующему руководителю (начальнику) не позднее чем через три дня со дня завершения служебной проверки и утверждается им не позднее чем через пять дней со дня его представления.
Установлено, что служебную проверку проводил единолично старший инспектор по ОП ИЛС УРЛС УМВД России по Брянской области майор внутренней службы ФИО4
Заключение по результатам служебной проверки им составлено 21.08.2017г., 22.08.2017г. согласовано начальником ИЛС УРЛС УМВД России по Брянской области ФИО9, утверждено 24.08.2017г. Врио начальника УМВД России по Брянской области ФИО6
Из Заключения по результатам служебной проверки по действиям сотрудников МО МВД России «Дятьковский» следует, что в связи с участившимися случаями совершения нападений подсудимых в зданиях судов на конвойные наряды руководством УМВД принято решение о проведении проверки организации и несения службы конвойным нарядом МО МВД России «Дятьковский» в Дятьковском городском суде.
Учитывая особенности выполняемой задачи, характеристик подсудимых, их потенциальной опасности и демонстративно дерзкой манеры поведения, в целях обеспечения безопасности участников судебного процесса, предупреждения чрезвычайных происшествий, связанных с охраной и конвоированием указанных лиц, нарушений общественного порядка, охрана спецконтингента на судебных заседаниях организована необходимым количеством сотрудников полиции с привлечением сотрудников спецподразделений - ОСН «ГРОМ» У КОН УМВД и ОМОН УФСВНГ России по Брянской области, разработан и утвержден специальный план.
В ходе просмотра архивных записей системы видеонаблюдения Дятьковского городского суда 01.08.2017, 02.08.2017 установлено, что в вышеуказанные дни при конвоировании обвиняемых из специального автомобиля, в нарушении требований п.303 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного приказом МВД России от 07.03.2006 №140дсп, специальный автомобиль был подан на расстоянии нескольких десятков метров от входа в здание суда, при этом мер к устранению препятствия в виде служебного автомобиля УАЗ, который находился непосредственно перед крыльцом здания, начальником конвоя прапорщиком полиции ФИО12 не принято.
При конвоировании спецконтингента в здание Дятьковского городского суда сотрудники конвойного наряда в составе старшего лейтенанта полиции ФИО10, прапорщика полиции ФИО12, прапорщика полиции ФИО11, старшины полиции ФИО13, старшего сержанта полиции ФИО16, старшего сержанта полиции ФИО14, сержанта полиции ФИО15 в нарушении требований п.303 Наставления, утвержденного приказом МВД России от 07.03.2006 №140дсп, конвоировали обвиняемых в сопровождении одного конвоира. При этом сотрудники полиции ФИО12, ФИО11, ФИО13 конвоировали обвиняемых без фиксации наручников на своей левой руке, т.е. в нарушение положения «рука конвоируемого к руке конвоира», чем допустили несоблюдение требований п. 197 Наставления, утвержденного приказом МВД России от 07.03.2006 №140дсп.
В нарушение требований п.п.210, 305 Наставления, утвержденного приказом МВД России от 07.03.2006 №140дсп, и мер личной безопасности сотрудники полиции ФИО12, ФИО14, ФИО15, ФИО16 самостоятельно выводили обвиняемых из камер в туалет по два, три человека без наручников при этом дверь в туалет полностью закрывалась и надзор за спецконтингентом не осуществлялся. Старший лейтенант полиции ФИО10 и прапорщик полиции ФИО11 при конвоировании обвиняемых в нарушении требований п.п.103, 305 Наставления, утвержденного приказом МВД России от 07.03.2006 №140дсп, допустили общение между ними в течение нескольких минут. Помимо этого, прапорщик полиции ФИО11 в нарушении требований п.211 Наставления, утвержденного приказом МВД России от 07.03.2006 №140дсп, неоднократно вел переговоры с обвиняемыми находящимися в камерах.
Сотрудники конвойного наряда ФИО12, ФИО16, ФИО15 в нарушение требований п.211 Наставления, утвержденного приказом МВД России от 07.03.2006 №140дсп, многократно вступали с обвиняемыми в разговоры, принимали от них и передавали другим конвоируемым неустановленные предметы, письма и продукты питания.
Также, во время содержания обвиняемых начальник конвоя прапорщик полиции ФИО12 не организовал выставление внутренних постов у камер, тем самым неоднократно допускал оставление без надзора обвиняемых в камерах конвойного помещения суда, чем нарушил требования п.302 Наставления, утвержденного приказом МВД России от 07.03.2006 №140дсп.
Многие из указанных нарушений были допущены в присутствии начальника ИВС МО <данные изъяты> Лукутова В.В., который в нарушение требований п.п.77, 84 Наставления, утвержденного приказом МВД России от 07.03.2006 №140дсп, при проверке соответствия несения службы требованиям настоящего Наставления, использования транспортных средств, соблюдения служебной дисциплины конвоем, нарушения в организации и несении службы не выявил, мер к устранению нарушений не принял и в известность оперативного дежурного и врио начальника МО не поставил. Кроме того, в нарушении требований п.30 Наставления, утвержденного приказом МВД России от 07.03.2006 №140дсп, п.п.5, 17, 22 должностного регламента (должностной инструкции), утвержденного 10.03.2017, <данные изъяты> Лукутов В.В. охрану и конвоирование обвиняемых должным образом не осуществил, контроль за соблюдением личным составом ОО и КПО ИВС МО служебной дисциплины при содержании, охране и конвоировании обвиняемых не обеспечил.
В своем объяснении <данные изъяты> Лукутов В.В. пояснил, что 01.08.2017, 02.08.2017 он присутствовал в Дятьковском городском суде при конвоировании девяти обвиняемых из специального автомобиля в конвойное помещение суда. Специальный автомобиль со спецконтингентом был подан во внутренний двор суда задним ходом, так как во дворе уже находилась служебная автомашина УАЗ. Так как специальный автомобиль остановился на расстоянии от входа, он совместно со старшим лейтенантом полиции ФИО10 и приданными сотрудниками спецподразделения осуществляли контроль за выводом спецконтингента.
Конвоирование обвиняемых осуществлялось в сопровождении одного конвоира с использованием двух пар наручников, одна из которых пристегивалась к руке конвоира. Нарушение порядка конвоирования он не пресек, в связи с тем, что обвиняемых необходимо было доставить в зал судебного заседания к 15.00. После того как обвиняемые были выведены в конвойное помещение суда и помещены в камеры, он произвел запись в путевом журнале об осуществлении проверки. В конвойное помещение суда, где содержались обвиняемые он не заходил, так как ему было необходимо убыть в подразделение для работы со служебной документацией.
Кроме того, в нарушение требований ст.33 Федерального закона РФ от 15.07.1995 №103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Лукутовым В.В., ФИО11 и ФИО12 допущено групповое размещении в камерах помещения для содержания спецконтингента обвиняемых, проходящих по одному уголовному делу. При этом две камеры оставались пустыми, в то время как имелась возможность содержать обвиняемых в трех камерах по два человека и в трех камерах по одному.
В ходе проверки было установлено, что в нарушение требований п.п.158, 228 Наставления, утвержденного приказом МВД России от 07.03.2006 №140дсп, п.п.28, 30 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденного приказом МВД России от 22.11.2005 №950, при составлении предписаний для конвоирования и приема (сдачи) обвиняемых на 01.08.2017, 02.08.2017, 03.08.2017 <данные изъяты> Лукутов В.В. сотрудника женского пола в состав конвойного наряда не включил, в связи с чем полный личный обыск обвиняемых женщин при приеме в следственном изоляторе не производился.
Единственный в ОО и КПО ИВС МО сотрудник женского пола старшина полиции ФИО18 в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была освобождена от исполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ последняя находится в основном отпуске за 2017 год.
По данному факту <данные изъяты> Лукутов В.В., пояснил, что в состав конвойного наряда не был включен сотрудник женского пола, так как штатный сотрудник старшина полиции ФИО18 находилась в основном отпуске. Вопрос о включении в состав конвойного наряда женщины из числа резерва перед руководством МО им перед руководством не ставился.
В соответствии с п.12 Наставления, утвержденного приказом МВД России от 07.03.2006 №140дсп, приказом МО от 27.12.2016 «О создании резерва из числа сотрудников МО для обеспечения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых» создан резерв из числа сотрудников МО для обеспечения охраны подозреваемых и обвиняемых в случае служебной необходимости в число которого входят две женщины из числа сотрудников ОВ ППСП МО капитан полиции ФИО19 и лейтенант полиции ФИО20, которые в состав конвойного наряда включены не были. Контроль за обеспечением охраны подозреваемых и обвиняемых в случае служебной необходимости и поддержании ее численности в соответствии с п.3 вышеуказанного приказа был возложен на заместителя начальника полиции по охране общественного порядка МО подполковника полиции ФИО21 Однако последний мер по включению в состав конвоя сотрудника полиции женского пола не принял, тем самым требования данного приказа не исполнил.
По вышеуказанным фактам подполковник полиции ФИО21 пояснил, что 1, 2, 3 августа 2017 года им проводились инструктажи личного состава конвоя, в ходе которых проверялся внешний вид, экипировка, наличие служебных удостоверений, жетонов. Особое внимание обращалось на проведение досмотровых мероприятий, организации охраны и конвоирования при посадке в специальные автомобили и в суде. По решению начальника ИВС МО <данные изъяты> Лукутова В.В. в состав конвоя сотрудники женского пола не включались.
По результатам служебной проверки было предложено за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, выразившееся в нарушении требований ст. 33 Федерального закона РФ от 15.07.1995 №103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», п.п.30, 77, 84, 158, 228 Наставления, утвержденного приказом МВД России от 07.03.2006 №140дсп, п.п.25, 28, 30 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденного приказом МВД России от 22.11.2005 №950, п.п.5, 17, 22 должностного регламента (должностной инструкции), утвержденного 10.03.2017, в части группового размещении в камерах помещения для содержания спецконтингента обвиняемых, проходящих по одному уголовному делу, ненадлежащей проверки соответствия несения службы требованиям настоящего Наставления, использования транспортных средств, соблюдения служебной дисциплины конвоем, непринятия мер к устранению нарушений в организации и несении службы и информированию об этом оперативного дежурного и врио начальника МО, необеспечения полного личного обыска обвиняемых женщин при приеме в следственном изоляторе, неосуществления должным образом охраны и конвоирования обвиняемых, необеспечения контроля за соблюдением личным составом ОО и КПО ИВС МО служебной дисциплины при содержании, охране и конвоировании обвиняемых в соответствии с ч.4 ст. 33 Федерального закона Российской Федерации от 30.11.2011 №342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» начальника ИВС МО МВД России «Дятьковский» <данные изъяты> Лукутова В.В. направить на внеочередную аттестацию для принятия решения о соответствии им замещаемой должности и дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел.
Основанием для принятия указанного решения в отношении истца явился факт совершенного им дисциплинарного проступка.
Согласно должностного регламента утвержденного начальником МО МВД России «Дятьковский» подполковником полиции ФИО22 10.03.2017г. начальник ИВС П и О МО МВД России «Дятьковский» Лукутов В.В. непосредственно осуществляет охрану и конвоирование подозреваемых и обвиняемых (п.5). Обязан: Обеспечивать и контролировать соблюдение личным составом ИВС и ОО и К законности, служебной дисциплины при содержании, охране и конвоировании подозреваемых и обвиняемых (п. 17). Осуществлять мероприятия профилактического характера по предупреждению побегов, иных чрезвычайных происшествий нарушений законности и служебной дисциплины (п.22).
В судебном заседании была просмотрена видеозапись за 01.08.2017г. и 02.08.2017г. с камер видеонаблюдения с мест содержания в камерах обвиняемых и подозреваемых в здании Дятьковского городского суда.
Видеозапись с флешнакопителем была приобщена к материалам дела в качестве доказательства по делу, которая подтверждает факты совершения вышеуказанных нарушений, установленных в ходе служебной проверки и факт совершения дисциплинарного проступка Лукутовым В.В. в части ненадлежащей организации конвоирования спецконтингента и контроля за подчиненными, ненадлежащего исполнения истцом должностных обязанностей.
Показаниями свидетелей ФИО3 и ФИО23 также подтверждается факт совершения дисциплинарного проступка Лукутовым В.В. в части ненадлежащей организации конвоирования спецконтингента и контроля за подчиненными, ненадлежащего исполнения истцом должностных обязанностей.
Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. N 1377 утвержден Дисциплинарный устав органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Дисциплинарный устав), в соответствии с пп. "а", "л" ст. 7 которого в целях поддержания служебной дисциплины руководитель (начальник) обязан обеспечивать соблюдение подчиненными сотрудниками законодательства Российской Федерации, служебной дисциплины; своевременно принимать меры по предупреждению нарушений служебной дисциплины сотрудниками; принимать меры по выявлению, пресечению и профилактике нарушений служебной дисциплины сотрудниками, а также причин и условий их совершения.
Из приведенных положений Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, Дисциплинарного устава, ведомственных нормативных актов органов внутренних дел, регламентирующих в том числе деятельность руководителей в органах внутренних дел, следует, что руководитель (начальник) несет персональную ответственность за выполнение вверенным ему подразделением органов внутренних дел возложенных на это подразделение задач и функций. В силу принципа единоначалия руководитель отвечает за свои действия и за действия своих подчиненных. К служебным обязанностям руководителя подразделения органов внутренних дел относится принятие мер по предупреждению нарушений служебной дисциплины сотрудниками, по выявлению, пресечению и профилактике нарушений служебной дисциплины сотрудниками, а также по установлению причин и условий их совершения.
Статьей 49 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц. Поступая на службу в органы внутренних дел, гражданин добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать указанным требованиям и добросовестно исполнять свои обязанности (Постановление от 6 июня 1995 года N 7-П, Определения от 21 декабря 2004 года N 460-О и от 16 апреля 2009 года N 566-О-О).
Согласно п. 37 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России № 161 от 26.03.2013г. в резолютивной части указываются: 37.1. Заключение об окончании служебной проверки и о виновности (невиновности) сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка; 37.2. Предложения о применении (неприменении) к сотруднику, в отношении которого проведена служебная проверка, мер дисциплинарной ответственности, иных мер воздействия.
Пункт 2 ч. 4 ст. 33 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ прямо закрепляет право работодателя на проведение внеочередной аттестации сотрудника органов внутренних дел при решении вопроса о прекращении сотрудником службы в органах внутренних дел в связи с расторжением контракта в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 82 приведенного Федерального закона.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ контракт прекращается, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с несоответствием сотрудника замещаемой должности в органах внутренних дел на основании рекомендации аттестационной комиссии.
Оценивая в совокупности все обстоятельства, установленные по делу, учитывая приведенные выше нормативные положения, притом, что проведение проверки санкционировано и результаты утверждены уполномоченным на то лицом, нарушений при проведении служебной проверки, которые бы являлись основанием для признания заключения служебной проверки незаконными, по делу не установлено.
Поэтому суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Лукутова В.В. к УМВД России по Брянской области о признании незаконным Заключения по результатам служебной проверки по действиям сотрудников МО МВД России «Дятьковский» в части, обязании изъять из материалов личного дела Заключение по результатам служебной проверки, взыскании морального вреда отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Брянский областной суд через Дятьковский городской суд.
Председательствующий: <данные изъяты> А.А. Кайдалов
<данные изъяты> |
<данные изъяты>