УИД: 61RS0033-01-2023-001483-54
дело №2-1451/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Зерноград 18 сентября 2023 года
Зерноградский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Исаяна Э.А., при секретаре судебного заседания Цой В.В.,
с участием помощника прокурора Зерноградского района Ростовской области Богатыревой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Зерноградского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Мечетинского сельского поселения Зерноградского района Ростовской области об обязании организовать прохождение муниципальными служащими диспансеризации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Зерноградского района, действия в интересах неопределенного круга лиц, обратилась в суд с иском к Администрации Мечетинского сельского поселения Зерноградского района Ростовской области об обязании организовать прохождение муниципальными служащими диспансеризации. В обоснование исковых требований истец указал, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства в сфере здравоохранения и проверки администрации Мечетинского сельского поселения Зерноградского района Ростовской области установлено, что муниципальные служащие указанной администрации в 2020-2023 г.г. диспансеризацию не проходили. Представление прокурора оставлено без удовлетворения.
Истец, ссылаясь на требование ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ «о муниципальной службе в Российской Федерации», просит суд обязать администрацию Мечетинского сельского поселения Зерноградского района Ростовской области организовать в течении 2 месяцев с момента вступления решения в законную силу диспансеризацию муниципальных служащих администрации Мечетинского сельского поселения Зерноградского района Ростовской области.
Представитель истца – помощник прокурора Зерноградского района Ростовской области Богатырева А.В. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала и просила их удовлетворить с полном объеме.
Ответчик – администрации Мечетинского сельского поселения Зерноградского района Ростовской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представлено. В материалы дела представлен письменный отзыв ответчика на исковое заявление, в котором указано, что с исковыми требованиями ответчик согласен, возражений не имеет и просит рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Дело в отношении не явившихся лиц рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ.
Исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Статьей 210 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, а также профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников.
Статьей 212 ТК РФ также установлены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда.
Законом установлена обязанность работодателя обеспечивать условия для прохождения работниками медицинских осмотров и диспансеризации, а также беспрепятственно отпускать работников для их прохождения. Данная норма соответствует обязанностям работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, установленным ст. 212 ТК РФ, в соответствии с которой, в частности, работодатель обязан организовывать проведение медицинских осмотров и обязательных психиатрических освидетельствований за счет собственных средств, с сохранением за работниками на время прохождения осмотров и освидетельствований места работы (должности) и среднего заработка.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 3 «Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 г. N 984н диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в медицинских учреждениях, определенных федеральным государственным органом или государственным органом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, аппаратом избирательной комиссии муниципального образования в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям: «терапия», «акушерство и гинекология», «неврология», «урология», «хирургия», «офтальмология», «отоларингология», «эндокринология», «психиатрия», «психиатрия-наркология», «рентгенология», «ультразвуковая диагностика», «клиническая лабораторная диагностика» (далее - медицинское учреждение).
В силу п. 4 Порядка диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих проводится ежегодно.
В соответствии с п. п. 5, 6 указанного Порядка диспансеризация муниципальных служащих проводится в служебное время в течение календарного года в соответствие с графиком прохождения диспансеризации, утвержденным представителем нанимателя (работодателем) в сроки, установленные графиком.
Согласно п. 7 Порядка для прохождения диспансеризации представитель нанимателя (работодатель) составляет поименный список гражданских служащих или муниципальных служащих и направляет его за два месяца до начала диспансеризации в соответствующее медицинское учреждение.
В силу п. 17 Порядка медицинское учреждение на основании результатов диспансеризации гражданского служащего или муниципального служащего выдает ему заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению (учетная форма № 001-ГС/у), форма которого предусмотрена приложением № 3, подписываемое врачебной комиссией медицинского учреждения.
Проверка, проведенная прокуратурой района, показала, что в нарушение п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», «Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболевания, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения», утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2009 г. № 984н, диспансеризация муниципальных служащих администрации Мечетинского сельского поселения Зерноградского района Ростовской области в 2020 - 2023 годах не проводилась.
Ответчиком не представлен график прохождения диспансеризации, либо договор об оказании услуг по проведению диспансеризации с медицинским учреждением, список муниципальных служащих в медицинское учреждение не направлялся.
При таких обстоятельствах, во исполнение требований федерального законодательства администрации Мечетинского сельского поселения Зерноградского района Ростовской области необходимо принять меры, направленные на прохождение муниципальными служащими диспансеризации.
В связи с неисполнением обязанности по организации прохождения диспансеризации муниципальных служащих нарушаются права и законные интересы работников, индивидуализировать круг которых не представляется возможным ввиду непостоянности и персональной изменчивости кадров.
Кроме того, суд учитывает, что в представленном ответчиком ходатайстве указано, что администрация Мечетинского сельского поселения Зерноградского района Ростовской области с требованиями прокурора согласна и полагает возможным удовлетворить исковые требования в полном объеме. Содержание данного отзыва суд расценивает как признание иска ответчиком.
В соответствии с ч.2 ст. 68 ГПК РФ, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Судом установлено, что ответчик не отрицает и не оспаривал факт того, что администрацией Мечетинского сельского поселения Зерноградского района Ростовской области диспансеризация муниципальных служащих в период с 2020-2023 г.г. не проводилась.
При таких обстоятельствах, учитывая характер спора и предмет иска, учитывая, что ответчик, реализовывая свое право, выразил в установленной процессуальным законом форме, адресовал суду безусловное свое согласие с материально-правовыми требованиями истца, принимая во внимание, что признание иска ответчиком предполагает и признание им тех фактических обстоятельств, которые положены в основу иска и освобождает истца от доказывания этих обстоятельств по правилам ч. 2 ст. 68 ГПК РФ, суд считает, что исковые требования прокурора Зерноградского района Ростовской области об обязании организовать прохождение муниципальными служащими администрации Мечетинского сельского поселения Зерноградского района Ростовской области диспансеризации подлежит удовлетворению в полном объеме.
Определяя период, в течении которого Администрация Мечетинского сельского поселения Зерноградского района Ростовской области должна обеспечить исполнение решения суда, суд учитывает размер финансовых затрат, актуальность заявленных требований и считает разумным определить ответчику срок для исполнения решения суда в течении 2 месяцев, с даты вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Прокурора Зерноградского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Мечетинского сельского поселения Зерноградского района Ростовской области об обязании организовать прохождение муниципальными служащими диспансеризации – удовлетворить.
Обязать администрацию Мечетинского сельского поселения Зерноградского района Ростовской области в течении 2 месяцев с даты вступления решения в законную силу организовать прохождение диспансеризации муниципальных служащих администрации Мечетинского сельского поселения Зерноградского района Ростовской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Зерноградский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Э.А. Исаян
Мотивированный текст решения изготовлен 21 сентября 2023 года.