Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1274/2023 ~ М-1065/2023 от 06.06.2023

УИД 61RS0020-01-2023-001307-10

Дело № 2-1274/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 августа 2023 года г. Новошахтинск

Новошахтинский районный суд Ростовской области

в составе:

председательствующего судьи Меликяна С.В.,

при секретаре Платоновой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Петрова Ю.А., Петровой И.А., Петрову В.Ю., Петрова В.Ю. к Администрации <адрес> об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке, третье лицо - Министерство энергетики Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились в суд с исковым заявлением к ответчику, в котором после уточнения требований просят обязать Администрацию <адрес> предоставить Петрову Ю.А., Петровой И.А., Петрову В.Ю., Петрову В.Ю. социальную выплату для приобретения жилья взамен сносимого жилья, расположенного по адресу: <адрес>, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, из расчета 18 кв.м. на каждого, до 31 декабря 2023 года в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства энергетики Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета, на реализацию мероприятий по финансовому обеспечению содействия переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.

В обоснование заявленных требований указали, что истец Петров Ю.А. является собственником 2/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Фактически ему принадлежит одно жилое помещение, однако правоустанавливающими документами являются договор купли-продажи 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом от 29.05.2001, удостоверенный нотариусом г. Новошахтинска К.Е.А., реестровый №.. от 29.05.2001. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем сделана в ЕГРП запись о регистрации от 07.08.2001 №.. и выдано свидетельство о регистрации права серия .. №.. от 08.08.2001. Другая 1/3 доля в праве общей долевой собственности принадлежит на основании договора купли-продажи дома/доли дома от .., удостоверенного нотариусом г. Новошахтинска К.Е.А., право собственности зарегистрировано в МП БТИ г. Новошахтинска .., номер в реестре №..

Совместно с Петровым Ю.А. в принадлежащем ему жилом помещении зарегистрированы и фактически проживают: супруга Петрова И.А. с 03.02.1999 по настоящее время; сын Петров В.Ю. с 22.05.1999 по настоящее время; сын Петров В.Ю. с 22.05.1999 по настоящее время. Петров Ю.А. зарегистрирован с 13.02.1999 по настоящее время. Сведения о регистрации и фактическом проживании подтверждаются копиями паспортов истцов и копией домовой книги.

Истцы неоднократно обращались в отдел жилищной политики Администрации г. Новошахтинска с устными заявлениями о желании реализовать свое право на переселение.

Петровым Ю.А. в адрес Администрации г. Новошахтинска были направлены все необходимые документы для включения его и членов его семьи в списки граждан, подлежащих переселению. В 2016 году граждане, зарегистрированные и проживающие по адресу: <адрес>, в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ №.. от 13.07.2005, были включены в дополнительные списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой ДАО «Шахта им. A.M. Горького» непригодным для проживания по критериям безопасности, в том числе и семья истцов. Указанный список утвержден протоколом Министерства энергетики Российской Федерации от 27.09.2016 №..

В соответствии с письмами от 19.05.2022 № 11-1571, от 31.05.2022 № 11-1671 Минэнерго РФ отказано в согласовании списков расчёта в размере предоставляемых субсидий, направленных Администрацией города в 2022 году, так как в них включены семьи, члены которых являются собственниками другого жилья, а также семьи, в которых граждане не были зарегистрированы в ветхом жилье на момент ликвидации организации угольной промышленности.

Таким образом, до настоящего времени, социальная выплата на приобретение другого жилого помещения семье истцов не предоставлена.

Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Согласно п. 13 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 428 от 13.07.2005, гражданин имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным социальным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.

Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением "ГУРШ" при Минэнерго России от 01.11.2001 № 308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности, являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

Таким образом, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.

По смыслу вышеуказанных положений для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания и подлежащим сносу в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо наличие следующих условий: признание жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу по причине негативного влияния горных работ на ликвидируемой шахте, наличие права собственности на жилое помещение на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье.

Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 07.02.2008 № 266-О-О и следует из приведенных выше положений, социальные выплаты в рамках указанных мероприятий направлены на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.

Таким образом, социальные выплаты в рамках данных правоотношений являются одной из форм государственной социальной помощи и имеют равное смысловое значение с пособием, поскольку направлены на оказание материальной помощи определенным категориям населения.

В силу статьи 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения.

Как указывалось выше, семья истцов проживает в жилых помещениях, принадлежащих истцу Петрову Ю.А. по праву собственности, и находящихся в одном жилом доме. Других пригодных для проживания жилых помещений истцы в собственности не имеют.

Кроме того, обращают внимание суда, что сам дом уже признан непригодным для проживания и часть его жильцов уже воспользовалась правом на переселение, что подтверждается решением Новошахтинского районного суда Ростовской области от 16.11.2021 по делу №.. и апелляционным определением Ростовского областного суда от 28.02.2022 по делу №.., принятых по иску Д.О.В., С.С.С., Б.С.С., Б.В.Е. к Администрации города Новошахтинска об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты, третье лицо Министерство энергетики Российской Федерации.

В настоящее время семье истцов проживать негде, так как их единственное жилое помещение расположено в жилом доме, признанном непригодным для проживания по критериям безопасности вследствие негативного влияния деятельности угольных предприятий. Жилой дом не соответствует санитарным нормам, в стенах имеются сквозные трещины, а проводимые силами истцов ремонтные работы не приносят результата.

Считают, что действия Администрации города Новошахтинска и Министерства энергетики Российской Федерации нарушают их права, в том числе их конституционное право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции Российской Федерации.

Истцы Петров Ю.А., Петрова И.А., Петров В.Ю., Петров В.Ю., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель ответчика Администрации г. Новошахтинска, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица - Министерства энергетики Российской Федерации, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск, согласно которому полагает, что Администрация г. Новошахтинска не имеет правовых оснований для заключения с истцами договора на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности. Дело просит рассмотреть в его отсутствие.

Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности" от 20.06.1996 N 81-ФЗ предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, среди которых предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития, в частности, снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении жилья взамен указанного сносимого ветхого жилья (п. 8).

Подпунктом "б" п. 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 N 840, в качестве одного из направлений программ местного развития шахтерских городов и поселков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 N 428 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

В соответствии с п.п. 5, 8 Правил межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации следующих мероприятий: а) снос многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и (или) жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для проживания, ставших аварийными или непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных до 1 января 2012 г. угольных (сланцевых) шахтах; б) содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.

Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольных шахт, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.

Из материалов дела следует, что истец Петров Ю.А. зарегистрирован по адресу: <адрес>, с 13.02.1999 по настоящее время. Истец Петрова И.А. зарегистрирована в спорном жилом доме с 03.02.1999 по настоящее время; истец Петров В.Ю. – с 22.05.1999 по настоящее время, Петров В.Ю. – с 22.05.1999 по настоящее время.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 08.08.2001 серии №.., Петров Ю.А. является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: <адрес>. Еще 1/3 доля в праве общей долевой собственности принадлежит Петрову Ю.А. на основании договора купли-продажи дома/доли дома от 02.02.1999, удостоверенного нотариусом г. Новошахтинска К.Е.А., право собственности зарегистрировано в МП БТИ г. Новошахтинска .., номер в реестре №... Таким образом, Петров Ю.А. является собственником 2/3 долей в праве собственности на спорный жилой дом.

Жилой <адрес> в г. Новошахтинске находился в зоне подработки ликвидированного ДАО «Шахтоуправление им. А.М. Горького» ОАО «Ростовуголь», в 2014 году был признан ветхим по критериям безопасности. Истцы включены в дополнительный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированным ДАО «Шахтоуправление им. А.М. Горького» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности, под ТЭО №...

Ответчиком не оспаривается право истцов на переселение из ветхого жилья.

Из материалов дела следует, что 03.04.2023 истец Петров Ю.А. обратился к ответчику с заявлением с просьбой о включении его и членов его семьи в списки на предоставление социальной выплаты.

Однако на его обращение заместителем Главы Администрации г. Новошахтинска 21.04.2023 дан ответ о том, что решение о ликвидации ДАО «Шахтоуправление им. А.М. Горького» ОАО «Ростовуголь» принято 15.07.1998, а семья истцов в спорном жилом доме зарегистрирована в 1999 году, т.е. после начала ликвидации шахты.

Между тем, указанные доводы ответчика в обоснование отказа во включении истца в списки на предоставление социальной выплаты для переселения из ветхого жилья являются незаконными и необоснованными, поскольку материалами дела подтверждается, что жилой дом, в котором проживают истцы, признан ветхим в 2014 году, при этом истцы были включен в списки на переселение, зарегистрированы и проживают в ветхом жилом доме до момента окончания ликвидации ДАО «Шахтоуправление им А.М. Горького» ОАО «Ростовуголь». Включив истцов в списки на переселение из ветхого жилья, ответчик признал их право на получение социальной выплаты для переселения из ветхого жилья.

С учетом изложенного суд полагает действия ответчика не соответствующими закону и нарушающими права истцов на переселение из непригодного для проживания жилого помещения.

Иных объектов жилой недвижимости, в которых истцы могли бы проживать, на праве собственности или на ином праве, они не имеют.

Как указано в определении Конституционного суда РФ от 07.02.2008 № 266-О-О, социальные выплаты в рамках указанных мероприятий направлены на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности. Таким образом, социальные выплаты являются одной из форм государственной социальной помощи и имеют равное смысловое значение с пособием, поскольку направлены на оказание материальной помощи определенным слоям населения.

Согласно пункту 2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного приказом Министерства энергетики от 01.11.2001 № 308, в качестве обосновывающих материалов, подтверждающих необходимость включения в проект ликвидации шахты затрат на содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, рекомендуется включать в состав проекта, в том числе подтверждение маркшейдерской службы шахты о попадании дома в зону влияния горных работ; заключение БТИ, подтверждающее технический износ дома; заключение специализированной научно-исследовательской организации о степени влияния горных работ на состояние жилого дома.

Из материалов дела следует, что истцы относится к гражданам, проживавшим на момент ликвидации угольных предприятий и зарегистрированным в жилом помещении, которое пришло в негодность из-за воздействия горных работ.

На основании изложенного, суд считает установленным, что права истцов со стороны Администрации г. Новошахтинска на заключение с ними договора о предоставлении социальной выплаты нарушены, поскольку дом, в котором они зарегистрированы и проживают, является непригодным для проживания по критериям безопасности.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Ответчиком не представлено суду каких-либо доказательств в обоснование отказа в удовлетворении исковых требований.

В связи с изложенным, суд полагает заявленные требования об обязании ответчика заключить с истцами договор о предоставлении социальной выплаты подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем требование истца в части указания срока и обязании Администрации заключить договор о предоставлении социальной выплаты до 31.12.2023 не подлежит удовлетворению, поскольку сроки исполнения указанного обязательства действующим законодательством не предусмотрены.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 6151005266, ░░░░ 1026102485034) ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ ..), ░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ ..), ░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ ..), ░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ ..) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░: ░.░. ░░░░░░░

2-1274/2023 ~ М-1065/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Петров Владислав Юрьевич
Петрова Ирина Анатольевна
Петров Юрий Анатольевич
Петров Вадим Юрьевич
Ответчики
Администрация города Новошахтинска
Другие
Министерство энергетики Российской Федерации
Суд
Новошахтинский районный суд Ростовской области
Судья
Меликян Сергей Вараздатович
Дело на сайте суда
novoshahtinsky--ros.sudrf.ru
06.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.06.2023Передача материалов судье
08.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.07.2023Подготовка дела (собеседование)
04.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.08.2023Судебное заседание
29.08.2023Судебное заседание
29.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.10.2023Дело оформлено
04.10.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее