Дело № 2-32/2024
32RS0002-01-2023-000615-79
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 апреля 2024 года п. Локоть
Брасовского района
Брянской области
Брасовский районный суд Брянской области в составе: председательствующего-судьи Самкова А.Н., при секретаре Степаненко О.В., с участием представителя администрации Брасовского района Брянской области (ФИО6), ответчика ФИО2, его представителя (ФИО7), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Брасовского района Брянской области к ФИО2 об освобождении самовольно занятого земельного участка, обязании проведения демонтажа конструкций,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Брасовского района Брянской области обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что истцом в 2023 году в ходе осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства было установлено, что ответчиком на территории вблизи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, установлен деревянный забор, возведены хозяйственные постройки (сарай и навес), клетки для содержания птицы, птицы содержаться им внутри огороженного забором пространства, на участке складируется кирпич, мусор, дрова. По данному факту вынесено предписание, ФИО2 предписано устранить данные нарушения в срок до 15 сентября 2023 года, однако последним это сделано не было.
Протокольным определением Брасовского районного суда Брянской области от 06 декабря 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено Управление Росреестра по Брянской области.
Администрация Брасовского района Брянской области просила суд, с учетом уточненных исковых требований, обязать ФИО2 демонтировать самовольно установленные сооружения: две хозяйственные постройки (сарай и навес), деревянный забор, клетки для содержания птицы, установленные вдоль деревянного ограждения, находящиеся на территории, прилегающей к дому №<адрес> <адрес>, обязать ФИО2 освободить земельный участок, относящийся к землям населенных пунктов, прилегающий к дому <адрес>, привести его в соответствие с Правилами благоустройства.
В судебное заседание представители третьих лиц по делу – Погребской сельской администрации Брасовского района Брянской области, Управления Росреестра по Брянской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, и.о. главы Погребской сельской администрации Брасовского района Брянской области (ФИО4), представитель Управление Росреестра по Брянской области (ФИО5) ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
В судебном заседании представитель истца, ответчик, его представитель не возражали против рассмотрения дела в отсутствие третьих лиц.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя Погребской сельской администрации Брасовского района Брянской области, Управления Росреестра по Брянской области.
В судебном заседании представитель администрации Брасовского района Брянской области (ФИО6) заявленные уточненные требования поддержала в полном объеме.
Ответчик ФИО2, его представитель (ФИО7) в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, не оспаривали факт занятия ответчиком земельного участка, указанного в исковом заявлении, вместе с тем ссылались на давность владения им и отказом муниципальных органов государственной власти предоставить данный участков в пользование ответчика на основании договора аренды.
И.о. главы Погребской сельской администрации Брасовского района Брянской области (ФИО4) в письменном заявлении вопрос об удовлетворении заявленных требований оставляла на усмотрение суда.
Представитель Управление Росреестра по Брянской области (ФИО5) в письменном отзыве на исковое заявление вопрос об удовлетворении заявленных требований оставляла на усмотрение суда.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании было установлено, что ФИО2 на территории Погребского сельского поселения Брасовского района Брянской области, прилегающей к дому <адрес>, было произведено размещение деревянного забора, огораживающего данную территорию, двух деревянных хозяйственных построек (сарай и навес), клеток для содержания птицы, находящихся за деревянным забором. Кроме того, данная территория захламлена им мусором, кирпичами, дровами.
Указанное обстоятельство подтверждается актом визуального комиссионного осмотра данной территории сотрудниками администрации Брасовского района Брянской области, Погребской сельской администрации Брасовского района Брянской области от 18 апреля 2023 года, фотоматериалами к данному акту, актом выездного обследования № администрации Брасовского района Брянской области от 30 августа 2023 года, фотоматериалами к данному акту, протоколом осмотра от 30 августа 2023 года, проведенного администрацией Брасовского района Брянской области в рамках муниципального контроля в сфере благоустройства, актом выездного обследования № администрации Брасовского района Брянской области от 21 сентября 2023 года, фотоматериалами к данному акту, протоколом осмотра от 21 сентября 2023 года, проведенного администрацией Брасовского района Брянской области в рамках муниципального контроля в сфере благоустройства.
Также в судебном заседании было установлено, что постановлением мирового судьи судебного участка №23 Брасовского судебного района Брянской области от 21 декабря 2023 года ФИО2 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 рублей (постановление вступило в законную силу 14 февраля 2024 года, административный штраф оплачен ФИО2 26 декабря 2023 года).
Из содержания данного постановления следует, что 30 августа 2023 года ФИО2, проживающий по адресу: <адрес>, в нарушении законного предписания № от ДД.ММ.ГГГГ комиссии администрации Брасовского района Брянской области, осуществляющей муниципальный контроль в сфере благоустройства, об устранении выявленных нарушений Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования «Погребское сельское поселение» Брасовского района Брянской области, утвержденных решением Погребского сельского совета народных депутатов №4-34 от 03 февраля 2020 года, не выполнил мероприятия по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, выразившегося в самовольном возведении построек, складирование мусора, кирпичей, дров на прилегающей территории к домовладению по адресу: <адрес>. В рамках данного административного дела ФИО2 вину в совершении правонарушения по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ признал, в содеянном раскаялся.
В процессе рассмотрения настоящего гражданского дела ФИО2 также не отрицал факт размещения им на территории Погребского сельского поселения Брасовского района Брянской области, прилегающей к дому № по <адрес>, деревянного забора, огораживающего данную территорию, двух деревянных хозяйственных построек (сарай и навес), клеток для содержания птицы, находящихся за деревянным забором, размещения на данной территории мусора, кирпичей, дров.
Ответчик пояснял, что данная территория огорожена им деревянным забором, внутри забора размещены деревянные некапитальные постройки, клетки, с целью разведения домашней птицы, территория используется им на протяжении длительного периода времени.
Согласно данным публичной карты территории Погребского сельского поселения Брасовского района Брянской области, а также карты градостроительного зонирования, являющейся приложением к «Правилам землепользования и застройки Погребского сельского поселения», утвержденным решением Погребского сельского совета народных депутатов №2-109а от 12 декабря 2012 года, территория, которая огорожена ответчиком деревянным забором, находится в границах кадастрового квартала № является территорией общего пользования Погребского сельского поселения, границы земельного участка соответствующим образом не отмежеваны, государственная собственность на него не разграничена.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В силу ч. 2 ст. 3.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» №137-ФЗ от 25 октября 2001 года, предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Таким образом, администрация Брасовского района Брянской области, как орган местного самоуправления, имеет право на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися на территории Погребского сельского поселения, в том числе, земельным участком, являющимся предметом спора.
Согласно ч. 1 ст. 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях, в том числе, самовольного занятия земельного участка (п. 2 ч. 1 ст. 60 ЗК РФ).
На основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств, ч. 2 ст. 62 ЗК РФ).
Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (ч. 2 и ч. 3 ст. 76 ЗК РФ).
Решением Погребского сельского Совета народных депутатов №4-34 от 03 февраля 2020 года утверждены «Правила благоустройства и содержания территории муниципального образования «Погребское сельское поселение» Брасовского района Брянской области.
Согласно п. 9 ч. 4.4.1.2 данных правил, граждане обязаны не допускать захламление улиц, придомовых территорий, газонов и скверов предметами и материалами, мусором, скоплением снега и льда.
Согласно п. 2, п. 5, п. 10 ч. 4.4.1.3 данных правил, гражданам запрещается складировать на прилегающей территории от домовладения до дороги строительный материал, мусор и другие посторонние предметы; устраивать и устанавливать без соответствующего разрешения сооружения, навесы, киоски, стоянки и прочее; складировать на территории земель общего пользования Погребского сельского поселения строительный материал, мусор и другие посторонние предметы.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 февраля 2021 г. N 186-О, в условиях действующей презумпции государственной собственности на землю и наличия на территории Российской Федерации значительного количества нераспределенной земли несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка. Соответственно, для любого добросовестного и разумного участника гражданских правоотношений должно быть очевидным, что земли, на которых земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, относятся к государственной собственности и что само по себе отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что они являются бесхозяйными. Действующее законодательство запрещает любое самовольное, совершенное без каких-либо правовых оснований занятие земельного участка или части земельного участка. Такие действия являются противоправными и влекут наложение санкций (статья 7.1 "Самовольное занятие земельного участка" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Таким образом, учитывая положения пункта 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, занятие без каких-либо правовых оснований несформированного земельного участка, заведомо для владельца относящегося к публичной собственности, не может расцениваться как не противоправное, совершенное внешне правомерными действиями, то есть добросовестное и соответствующее требованиям пункта 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как уже отмечалось выше, спорный земельный участок ФИО2 в установленном законом порядке не предоставлялся, вместе с тем, данный земельный участок ответчиком был занят и огорожен забором, на нем ответчиком размещены некапитальные объекты (сарай, навес, клетки для птиц), на данной территории размещен мусор, кирпичи, дрова, участок используется ответчиком для разведения домашней птицы.
При этом ссылки ответчика на то, что он на протяжении длительного периода времени использует данный земельный участок основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований не являются, так как занятие без каких-либо правовых оснований несформированного земельного участка, заведомо для владельца относящегося к публичной собственности, не может расцениваться как не противоправное, совершенное внешне правомерными действиями, то есть добросовестное и соответствующее требованиям пункта 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Сам по себе факт обращения ФИО2 с заявлениями в администрацию Брасовского района Брянской области о предоставлении «спорного» земельного участка (25 сентября 2023 года, 10 ноября 2023 года, 11 декабря 2023 года) по вышеизложенным причинам не свидетельствует о правомерности его использования, указанные обращения были инициированы ответчиком после принятия Брасовским районным судом Брянской области рассматриваемого иска (обращения от 10 ноября 2023 года, 11 декабря 2023 года), либо после вынесения администрацией Брасовского района Брянской области предписания от 30 августа 2023 года по демонтажу хозяйственных построек, уборке мусора (обращение от 25 сентября 2023 года), кроме того, данные обращения были рассмотрены администрацией, даны соответствующие ответы (в предоставлении земельного участка было отказано в связи с тем, что размер земельного участка меньше установленного предельного минимального размера, кроме того, земельный участок не может быть использован для ведения личного подсобного хозяйства, так как является территорией общего пользования, разрешенные виды использование данной территории не предполагают ведение личного подсобного хозяйства), при этом ответчик не лишен права обжаловать действия администрации Брасовского района Брянской области в установленном законом порядке.
При этом суд обращает внимание на то обстоятельство, что ответчику ранее в аренду предоставлялся земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ), данный земельный участок им в настоящий момент используется, следовательно, ответчик уведомлен о законной процедуре предоставления земельного участка в пользование.
При таких обстоятельствах суд полагает подлежащими удовлетворению заявленные исковые требования.
Согласно ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено (ч. 2 ст. 206 ГПК РФ).
Принимая во внимание обстоятельства дела, принцип разумности, обеспечение соблюдения баланса сторон, мнения сторон по делу, суд полагает возможным установить срок исполнения решения в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление администрации Брасовского района Брянской области к ФИО2 об освобождении самовольно занятого земельного участка, обязании проведения демонтажа конструкций, удовлетворить.
Обязать ФИО2 освободить самовольно занятый земельный участок, относящийся к землям населенных пунктов, прилегающий к дому № по <адрес>, привести его в соответствие с Правилами благоустройства и содержания территории муниципального образования «Погребское сельское поселение» Брасовского района Брянской области, утвержденными решением Погребского сельского Совета народных депутатов №4-34 от 03 февраля 2020 года (убрать мусор, кирпичи, дрова), демонтировать самовольно установленные сооружения: две хозяйственные постройки (сарай и навес), деревянный забор, клетки для содержания птицы вдоль деревянного ограждения.
Указанные мероприятия провести в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Брасовский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий-судья: А.Н. Самков
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ