УИД 10RS0010-01-2023-001484-23
Дело № 2-46/2024 (№ 2-678/2023)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 января 2024 года г. Олонец
Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе председа-тельствующего судьи Курсова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Етчуевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием помощника прокурора Олонецкого района Чаблина С.А., представителя администрации Олонецкого национального муниципального района Московкина Д.Г. гражданское дело по исковому заявлению прокурора Олонецкого района Республики Карелия, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Видлицкая средняя общеобразова-тельная школа», администрации Олонецкого национального муниципального района о понуждении совершить определенные действия,
установил:
прокурор .... в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Видлицкая средняя общеобразовательная школа» (далее - МКОУ «Видлицкая СОШ»), администрации Олонецкого национального муниципального района (далее - Администрация) о понуждении совершить определенные действия.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой проанализировано соблюдение МКОУ «Видлицкая СОШ» требований законода-тельства об антитеррористической защищенности и установлено, что здание школы (....), отнесенное к объектам четвертой категории опасности, в нарушение требований пп. «г» п. 24 постановления Правительства Российской Федерации от хх.хх.хх г. № не оснащены системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», что создает угрозу антитерростической защищенности образовательного учреждения, жизни и здоровью обучающихся и педагогического состава. В этой связи просит суд обязать Администрацию в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование МКОУ «Видлицкая СОШ», необходимое для оснащения зданий школы системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск националь-ной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», обязать МКОУ «Видлицкая СОШ» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить оснащения системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» здания учреждения по адресу: ...., .....
Определением Олонецкого районного суда Республики Карелия, занесенным в протокол судебного заседания от хх.хх.хх г., к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлече-ны Министерство образования и спорта Республики Карелия, Государственный комитет Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения.
В судебном заседании помощник прокурора Чаблин С.А. исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель Администрации по доверенности Московкин Д.Г. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, так как полагает возможным исполнить решение суда одним из способов, предложенных прокурором, в указанный в исковом заявлении срок.
Ответчик МКОУ «Коткозерская СОШ», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направил, директор Степанова А.А. просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Заслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 21, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом проку-рорского надзора является исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, в том числе, в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ) определены основные принципы противо-действия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма. В силу ст. 2 названного закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно пп. «а», «б» п. 4 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребываниялюдей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях находится более пятидесяти человек.
В силу п.п. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 Федерального закона № 35-ФЗ органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления, осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
В силу п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) к компетенции образовательного учреждения относится создание необходимых условий для охраны обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законода-тельством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законода-тельством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Как следует из п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ, охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от хх.хх.хх г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов муниципального значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от хх.хх.хх г. № утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (терри-торий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федера-ции, и формы паспорта безопасности этих объектов (далее - Требования №).
Указанные Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспе-чению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
Согласно пп. «а, в, г» п. 17 Требований № антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях), на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения.
В соответствии с пп. «г» п. 18 Требований № воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
На основании пп. «г» п. 24 Требований № в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются, в том числе, путем оснащения объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии.
Из анализа указанных норм права следует, что обеспечение безопасных условий обучения путем оснащения образовательных организаций системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» является обязательным, направлено на пресечение преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению жизни и здоровья воспитанников и работников учреждения.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенного прокуратурой .... анализа соблюдения МКОУ «Видлицкая СОШ» требований законодательства об антитеррористической защищенности установлен и факт не обеспечения здания МКОУ «Видлицкая СОШ» системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», что послужило основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Так, система передачи тревожным сообщений не установлена в здании учреждения по адресу: .....
Указанные обстоятельства ответчиками по делу не оспариваются.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие системы передачи тревожных сообщений не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создаст опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних и работников образовательного учреждения, нарушает их права и законные интересы, в связи с чем требования прокурора правомерны и подлежат удовлетворению.
При этом суд учитывает, что исполнение решения суда, исходя из требований прокурора, возможно двумя разными способами, выбор одного из которых лежит на ответчике.
В связи с вышеизложенным, а также по причине отсутствия у образовательного учреждения самостоятельных финансовых средств, суд полагает необходимым возло-жить обязанность по финансированию указанных мероприятий на Администрацию.
Решение суда должно быть исполнимым.
Учитывая заявленный прокурором срок для исполнения требований действующего законодательства и отсутствие возражений со стороны ответчиков, руководствуясь положениями ст. 204, 206 ГПК РФ, суд приходит к выводу об установлении срока исполнения решения суда Администрацией и МКОУ «Видлицкая СОШ» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
При этом разъясняется, что в случае возникновения объективных причин, не позволяющих исполнить решение суда в установленный срок, ответчик вправе обратиться в суд в порядке ст. 203 ГПК РФ с заявлением о предоставлении отсрочки его исполнения.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора .... Республики Карелия, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Видлицкая средняя общеобразовательная школа», администрации Олонецкого национального муниципального района о понуждении совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать администрацию Олонецкого национального муниципального района (ИНН 1014002151) в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Видлицкая средняя общеобразовательная школа», необходимое для проведения работ по оснащению системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» здания муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Видлицкая средняя общеобразовательная школа» по адресу: .....
Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Видлицкая средняя общеобразовательная школа» (ИНН 1014002916) в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить безопасные условия путем оснащения системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» здания муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Видлицкая средняя общеобразова-тельная школа» по адресу: .....
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Олонецкий районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья (подпись) И.А. Курсов
....
.....