УИД № 11RS0005-01-2023-003592-50 |
Дело № 21-351/2023 |
(в суде первой инстанции № 12-121/2023) |
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Пристром И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании 13 сентября 2023 года в городе Сыктывкаре, Республики Коми жалобу ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми на постановление начальника отдела – главного государственного инспектора труда Ухтинского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми от 25 мая 2023 года № <Номер обезличен> и решение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 04 августа 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми,
установил:
постановлением начальника отдела – главного государственного инспектора труда Ухтинского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми от 25 мая 2023 года № 11<Номер обезличен> юридическое лицо – ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 136 000 рублей.
Решением судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 04 августа 2023 года приведенное постановление изменено, снижен размер назначенного административного штрафа с 136 000 рублей до 65 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, не оспаривая факт совершения Учреждением административного правонарушения, просит состоявшееся по делу решение суда отменить по мотиву отсутствия негативных последствий вследствие допущенных нарушений.
Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание Верховного Суда Республики Коми не явились, о причинах своей неявки суд в известность не поставили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
В соответствии со статьями 25.1, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы и возражений относительно жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного Федеральным законом.
В соответствии со статьёй 11 Трудового кодекса Российской Федерации, все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В силу абзаца 4 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (часть 1 статьи 214 Трудового кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 214 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан, в том числе обеспечить приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты и смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств работникам устанавливаются работодателем на основании единых Типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств с учетом результатов специальной оценки условий труда, результатов оценки профессиональных рисков, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу средств индивидуальной защиты, их хранение, а также стирку, химическую чистку, сушку, ремонт и замену средств индивидуальной защиты.
Пунктом 4 Межотраслевых Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 290Н от 01 июня 2009 года установлено, что работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 09 декабря 2014 года № 997н утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (далее по тексту – Типовые нормы).
Пунктом 45 Типовых норм для истопника предусмотрена выдача: костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий (1 шт. на год); сапоги резиновые с защитным подноском (1 пара на год); перчатки с полимерным покрытием (12 пар на год); очки защитные (до износа); средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее (до износа).
Пунктом 56 Типовых норм для машиниста (кочегара) предусмотрена выдача: костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или костюм для защиты от повышенных температур (1 шт. на год); перчатки с полимерным покрытием (12 пар в год); перчатки для защиты от повышенных температур (2 пары в год); щиток защитный лицевой или очки защитные (до износа); каска защитная (1 шт. на 2 года); средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее (до износа), при работе в котельной, работающей на твердом или жидком топливе, дополнительно фартук из полимерных материалов с нагрудником (1 шт. на год).
Пунктом 111 Типовых норм для чистильщика канализационных тоннелей и каналов предусмотрена выдача: костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий (1 шт. на год); фартук из полимерных материалов с наг рудником (2 шт. на год): сапоги резиновые с защитным подноском (2 пары в год); перчатки с полимерным покрытием (12 пар в год); перчатки резиновые или из полимерных материалов (2 пары в год); очки защитные (до износа); средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее или изолирующее (до износа).
Согласно пункту 135 Типовых норм для рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий предусмотрена выдача: костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий (1 шт. на год): сапоги резиновые с защитным подкоском (1 пара на год); перчатки с полимерным покрытием (6 пар па год); перчатки резиновые или из полимерных материалов (12 пар на год); щиток защитный лицевой (до износа) или очки защитные (до износа); средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее (до износа).
Пунктом 148 Типовых норм для слесаря-сантехника и слесаря-ремонтника предусмотрена выдача: костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий (1 шт. на год); сапоги резиновые с защитным подноском или сапоги болотные с защитным подноском (1 пара на год); перчатки с полимерным покрытием (12 пар на год); перчатки резиновые или из полимерных материалов (12 пар на год); щиток защитный лицевой или очки защитные (до износа); средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее или изолирующее (до износа).
Пунктом 170 Типовых норм для уборщика служебных помещений предусмотрена выдача: костюм дня защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий (1 шт. на год) или халат для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий (I шт. на год); перчатки с полимерным покрытием (6 пар на год): перчатки резиновые или из полимерных материалов (12 пар на год).
Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами (статья 419 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной Ухтинской прокуратурой по надзору за соблюдением в исправительных учреждениях в порядке надзорной деятельности 23 января 2023 года проверки соблюдения администрацией ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми трудового законодательства при привлечении к оплачиваемому труду осужденных в части требований об охране труда, установлено, что в нарушение приведенных выше норм законодательства ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми за счёт собственных средств не обеспечило своевременную выдачу в полном объеме СИЗ нижеперечисленным осужденным, привлеченным к оплачиваемому труду:
- Яковлеву П.В. (дата поступления на работу – 19 января 2022 года) рабочему по комплексному обслуживанию и ремонту зданий не выданы: сапоги резиновые с защитным подноском (I пара на год); очки защитные выданы 19 января 2022 года (срок носки - до износа);
- Малкову А.А. (дата поступления на работу – 11 ноября 2022 года) истопнику не выданы: сапоги резиновые с защитным подноском;
- Паршикову С.П. (дата поступления на работу - 19 января 2022 года) уборщику производственных помещений, костюм для защиты от общих производственных загрязнений выдан 24 июня 2021 года (срок носки 1 шт. на год);
- Белых А.В. (дата поступления на работу – 13 октября 2022 года) слесарю-ремонтнику не выданы: щиток защитный лицевой или очки защитные, средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее или изолирующее;
- Петрову И.И. (дата поступления на работу – 11 ноября 2022 года) истопнику не выданы: сапоги резиновые с защитным подноском;
- Судомойкину О.В. (дата поступления на работу – 10 апреля 2020 года) чистильщику канализационных тоннелей и каналов не выданы: сапоги резиновые с защитным подноском;
- Гераськину Е.П. (дата поступления на работу – 01 октября 2018 года) машинисту (кочегару) не выданы: каска защитная, фартук из полимерных материалов с нагрудником;
- Лыткину В.С. (дата поступления на работу – 06 мая 2019 года) машинисту (кочегару) котельной не выданы: каска защитная, фартук из полимерных материалов с нагрудником, очки защитные выданы 03 августа 2020 года (срок носки - до износа).
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения должностным лицом Ухтинского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми 25 мая 2023 года в отношении ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми постановления о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверяя законность вынесенного постановления судья городского суда руководствуясь вышеприведенными положениями законодательства, в соответствии с которыми на работодателя возложена обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда, пришёл к выводу о наличии в действиях ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми события и состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и отсутствии оснований для назначения наказания в виде предупреждения и признания правонарушения малозначительным.
При этом, приняв во внимание, что ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми является казенным учреждением, ранее к административной ответственности по указанным нормам не привлекалось, сведения о наступлении вредных последствий в результате совершения настоящего правонарушения материалы дела не содержат, судья городского суда применив положения части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, снизил назначенное наказание в виде административного штрафа до 65 000 рублей.
Оснований не согласиться с приведенными выводами судьи городского суда не усматриваю, так как факт совершения ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и виновность в его совершении подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 20 апреля 2023 года; справкой по результатам работы, проведенной государственным инспектором труда, привлеченным в качестве специалиста по вопросам трудового законодательства органами прокуратуры № 11//10-1257-23-И от 18 апреля 2023 года, согласно которой выявлены факты допущенных нарушений, послуживших основанием для возбуждения дела и привлечения к административной ответственности Учреждения; приказом ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми об освобождении от занимаемой должности № 26/ОС от 13 февраля 2023 года, которым Яковлев П.В. освобожден от занимаемой должности; приказом ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми № 212 от 03 июня 2023 года «Об организации работы по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты», которым утверждены Нормы выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты работникам ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми; приказом ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми № 197 от 07 июля 2020 года «Об организации работы по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты», которым утверждены Нормы выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты работникам ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми; списками осужденных работников, привлеченных к труду в 2022-2023 гг; личными карточками учёта выдачи СИЗ; приказом ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми № 213 от 11 ноября 2022 года, которым к труду привлечены Малков А.А. и Петров И.И. в должности истопников гаража участка колонии поселения хозяйственной обслуги 1 разряда с 11 ноября 2022 года; приказом об отмене приказа от 30 сентября 2021 года № 160/ОС о трудоустройстве на работу осужденных Петрова И.И. путём освобождения его занимаемой должности 07 ноября 2022 года; приказом ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми № 231/ОС от 26 сентября 2018 года, которым к труду привлечен Гераськин Е.П. в должности машинистом (кочегаром) котельной ЦТАО с 01 октября 2018 года; приказа от 19 мая 2022 года № 80/ОС о переводе осужденного Яковлева П.В. на целую ставку с 20 мая 2022 года; приказа № 6/ОС от 18 января 2022 года о привлечении к труду и переводе на другую работу осужденного Паршикова С.П.; приказа от 16 мая 2022 года № 78/ОС о переводе осужденных Павлова Н.А. и Паршикова С.П. на другую работу; приказом ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми № 206 от 07ноября 2022 года об отмене приказа о трудоустройстве на работу осужденного Малкова А.А., приказом ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми № 34/ОС от 03 марта 2022 года о привлечении Малкова А.А., приказа от 28 января 2022 года № 11/ОС которым к труду привлечен Белых А.В., и иными собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалами дела достоверно подтверждено, что ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми осуществлен допуск работников к исполнению им трудовых обязанностей в отсутствие средств индивидуальной защиты, что свидетельствует о наличии состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о суровости назначенного наказания ввиду отсутствия негативных последствий, подлежат отклонению.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Вместе с тем, анализ положений части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наказания на предупреждение, поскольку указанное нарушение повлекло возникновение угрозы причинения вреда здоровью работников Учреждения.
Не является совершенное Учреждением административное правонарушение малозначительным, в связи с чем не может служить основанием для отмены постановления должностного лица и судебного акта.
Согласно части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
Назначенная судом первой инстанции при рассмотрении жалобы на постановление административного органа мера ответственности соразмерна целям административного наказания – целям предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из изложенного выше следует, что доводы жалобы основаны на субъективном толковании заявителем норм права, установленные обстоятельства совершения правонарушения и выводы о виновности юридического лица в совершении вмененного административного правонарушения не опровергают и не могут являться правовым основанием к отмене состоявшихся по делу процессуальных решений.
Доказательств объективной невозможности соблюдения требований норм трудового права, содержащихся в федеральных законах, в материалы дела не представлено, какие-либо иные обстоятельства, исключающие вину ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республики Коми, не установлены.
Порядок и срок давности привлечения ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми к административной ответственности не нарушены.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела об административном правонарушении и жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и повлекли отмену или изменение постановления должностного лица и судебного решения, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Коми
решил:
решение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 04 августа 2023 года, вынесенное по жалобе ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми на постановление начальника отдела – главного государственного инспектора труда Ухтинского отдела Государственной инспекции труда в Республике Коми от 25 мая 2023 года № <Номер обезличен> и решение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 04 августа 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, оставить без изменения, жалобу ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми – без удовлетворения.
Судья – И.Г. Пристром