Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3067/2024 ~ М-2731/2024 от 02.07.2024

      Дело № 2а-3067/2024

73RS0002-01-2024-004251-93

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

город Ульяновск                                                                                              23 августа 2024 года

Засвияжский районный суд в составе:

председательствующего судьи Саенко Е.Н.,

при секретаре Мурзакове М.С.,

при участии представителя административного истца Сотниковой Ю.И., представителя административного ответчика Даниловой Л.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Засвияжского района г. Ульяновска, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению Центр развития ребенка-детский сад №253 «Белоснежка», администрации муниципального образования «город Ульяновск», Управлению образования администрации муниципального образования «город Ульяновск» о возложении обязанности совершения действий с целью соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности учреждения образования,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Засвияжского района г.Ульяновска обратился в суд с административным иском в защиту законных интересов неопределённого круга лиц к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению Центр развития ребёнка-детский сад №253 "Белоснежка" (далее по тексту - МАДОУ ЦРР - детский сад №253 "Белоснежка"), администрации муниципального образования "город Ульяновск", Управлению образования администрации муниципального образования "город Ульяновск" о возложении обязанности совершения действий с целью соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности учреждения образования.

    Административное исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой Засвияжского района г. Ульяновска проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности учреждений образования, по результатам которой было установлено, что МАДОУ ЦРР - детский сад №253 "Белоснежка", расположенным по адресу: г.Ульяновск, ул.Шолмова, д.33, не обеспечивается безопасное пребывание обучающихся и сотрудников на указанном объекте с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних. Как показала прокурорская проверка, нормы действующего законодательства в данном образовательном учреждении надлежащим образом не исполняются, поскольку в учреждении, отнесенном к третьей категории опасности, отсутствует система охранной сигнализации. Имеющееся нарушение требований норм антитеррористического законодательства не позволяет обеспечить предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории учреждения, нарушает права, свободы и законные интересы несовершеннолетних учащихся, работников, а также иных лиц, посещающих образовательное учреждение, на жизнь и охрану здоровья, закрепленные в Конституции Российской Федерации и действующих нормативных правовых актах.

    Просит обязать администрацию МО "город Ульяновск" в срок до 01.09.2024 предусмотреть и обеспечить выделение финансирования на оснащение МАДОУ ЦРР - детский сад №253 "Белоснежка" системой охранной сигнализации; обязать Управление образования администрации муниципального образования "город Ульяновск" в течение 1 месяца распределить денежные средства, выделенные администрацией города Ульяновска, на оснащение МАДОУ ЦРР - детский сад №253 "Белоснежка"; обязать МАДОУ ЦРР - детский сад №253 "Белоснежка" в течение 3 месяцев с момента поступления финансирования оснастить здание указанного общеобразовательного учреждения (г.Ульяновск, ул.Шолмова, д.33) системой охранной сигнализации.

    Представитель административного истца помощник прокурора Засвияжского района г.Ульяновска Сотникова Ю.И. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

    Представитель административного ответчика МАДОУ ЦРР - детский сад №253 "Белоснежка" заведующая Данилова Л.Д. в судебном заседании, в представленных суду письменных пояснениях иск признала частично, указала, что данным учреждением неоднократно направлялись учредителю - Управлению образования администрации г.Ульяновска письма о выделении дополнительных денежных средствна изготовление сметы, проекта и установку охранной сигнализации, однако до настоящего времени средств на установку охранной сигнализации данным Управлением не выделено, в результате чего возглавляемое ею учреждение не имеет возможности выполнить требования антитеррористического законодательства по установке охранной сигнализации, примерная стоимость которой согласно коммерческому предложению специализированной организации составляет более 1 млн. руб. Просила обязать администрацию города Ульяновска предусмотреть и обеспечить выделение финанисрования на оснащение МАДОУ ЦРР - детский сад №253 "Белоснежка" охранной сигнализацией в соответствии с установленными законодательством параметрами, обязать Управление образования администрации г.Ульяновска распределить денежные средства, выделенные администрацией г.Ульяновска, на установку охранной сигнализации, МАДОУ ЦРР - детский сад №253 "Белоснежка" в соответствии с установленными законодательством параметрами, отвести МАДОУ ЦРР - детский сад №253 "Белоснежка" 6 месяцев с момента поступления финансирования на установку охранной сигнализации, так как работы должны проводиться в отсутствие детей в нерабочее время, а также необходимо запас времени для проведения торгов.

     Представитель административного ответчика администрации МО "город Ульяновск" в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела судом извещался надлежащим образом.

    Представитель административного ответчика администрации города Ульяновска по доверенности Бережкова Г.Н. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела судом извещалась надлежащим образом. В представленном суду письме просила рассмотреть дело в ее отсутствие, указав, что решение оставляет на усмотрение суда. В представленном суду письменном отзыве на административное исковое заявление указала, что администрация города Ульяновска полагает, что ответчиком по данному гражданскому делу должно являться Управление образования администрации города Ульяновска и МАДОУ ЦРР - детский сад №253 "Белоснежка".

    Представитель административного ответчика Управления образования администрации МО "город Ульяновск" по доверенности Бережкова Г.Н. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела судом извещалась надлежащим образом. В представленном суду письме просила рассмотреть дело в ее отсутствие, указав, что решение оставляет на усмотрение суда. В представленном суду письменном отзыве на административное исковое заявление указала, что Управлением образования администрации города Ульяновска, как учредителем муниципальных образовательных организаций, принимаются исчерпывающие меры по обеспечению предупреждения террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории общеобразовательных организаций с целью недопущения нарушения прав, свобод и интересов несовершеннолетних обучающихся, работников, а также иных лиц, посещающих общеобразовательные организации. Требования к антитеррористической защищенности объектов, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации №1006 от 02.08.2019 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" учреждением (МАДОУ ЦРР - детский сад №253 "Белоснежка") в основном исполнены. Оснащение в 2024 г. МАДОУ ЦРР - детский сад №253 "Белоснежка" охранной сигнализацией не представляется возможным, так как в соответствии с ч.2 ст.83 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета. Потребность на финансовое обеспечение образовательных организаций Засвияжского района г.Ульяновска охранной сигнализацией будет рассмотрена в 2024 г. при формировании проекта бюджета на 2025 г. и на плановый период 2026 и 2027 годов в рамках реализации муниципальной программы "Развитие и модернизация образования в муниципальном образовании "город Ульяновск".

Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

    Заслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы рассматриваемого административного дела, суд приходит к следующему.

    Согласно ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды (далее по тексту - КАС РФ) в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

    Согласно ст.14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

    Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

    В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    В соответствии с ч.1 ст.39, ч.4 ст.218 КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    Согласно п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

    Конституцией Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства (ст.ст.2, 20, 38, 41).

    Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

    Статьей 45 Конституции Российской Федерации закреплены государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).

    В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона №124-ФЗ от 24.07.1998 "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий, прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений, а также содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, а также защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

    В соответствии со ст. 6 данного Федерального закона №124-ФЗ от 24.07.1998, ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Данным Федеральным законом №124-ФЗ от 24.07.1998 установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся реализация государственной политики в интересах детей (п.2 ст.5). При осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка (п.1 ст.9).

    Основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации определены Федеральным законом № 390-ФЗ от 28.12.2010 «О безопасности» (ст.1).

    В соответствии со ст.2 данного Федерального закона, основными принципами обеспечения безопасности являются: 1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; 4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; 5) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

    Статьей 3 данного Федерального закона установлено, что деятельность по обеспечению безопасности включает в себя: 1)прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности; 2)определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности; 3)правовое регулирование в области обеспечения безопасности; 4)разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления; 5)применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности; 6)разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности; 7)организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности; 8)координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности; 9)финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств; 10)международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности; 11)осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Статьей 12 данного Федерального закона определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности.

    Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма регламентированы Федеральным законом №35-ФЗ от 06.03.2006 "О противодействии терроризму", в подпункте "а" пункта 4 статьи 3 которого определено, что противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти, органов публичной власти федеральных территорий и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). Согласно пункту 6 статьи 3 данного Федерального закона, антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования федеральной территории, поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

    В соответствии со ст.2 данного Федерального закона №35-ФЗ от 06.03.2006, одними из основных принципов противодействия терроризму являются: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер его предупреждения.

    Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона №35-ФЗ от 06.03.2006, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы публичной власти федеральных территорий и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

    В силу части 3.1. Федерального закона №35-ФЗ от 06.03.2006, физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

    Подпунктом "д" пункта 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, установлено, что основными задачами противодействия терроризму является, в том числе, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

    Частью 13 статьи Федерального закона №384 от 30.12.2009 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", принятого в том числе в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества (ст.1) установлено, что для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: 1)в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; 2)в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

    Согласно п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

    Согласно пунктам 2, 15 части 3 статьи 28 данного Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п.2), создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации (п.5).

    В силу п.2 ч.6 ст.28 данного Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

    Пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 установлено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

    Частью 7 статьи 28 данного Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

    В соответствии с п.4 ч.2 ст.5 Федеральным законом №35-ФЗ от 06.03.2006 "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

    Постановлением Правительства Российской Федерации №1006 от 02.08.2019 утверждены "Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации" (далее по тексту - Требования), а также "Форма паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации". Согласно пункту 1 данных Требований, они устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория).

    Согласно пункту 4 данных Требований, перечни объектов (территорий), подлежащих антитеррористической защите, определяются: Министерством просвещения Российской Федерации - в отношении объектов (территорий), правообладателем которых является Министерство просвещения Российской Федерации, а также в отношении подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации организаций; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования Российской Федерации, - в отношении объектов (территорий), правообладателями которых они являются, а также организаций, находящихся в их ведении, осуществляющих деятельность в сфере образования.

    Пунктом 5 данных Требований установлено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

    Пунктом 6 Требований предусмотрено, что в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).

    Согласно подпункту "в" пункта 13 указанных Требований устанавливаются следующие категории опасности объектов (территорий): объекты (территории) третьей категории опасности: объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 801 до 1100 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 501 до 800 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения более 10 тыс. человек; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 500 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения более 100 тыс. человек.

    Подпунктом "д" пункта 21 данных Требований определено, что минимизация возможных последствий и ликвидация угрозы террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством обеспечения технических возможностей эвакуации, а также своевременного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о порядке беспрепятственной и безопасной эвакуации из зданий (сооружений).

    Согласно пункту 25 указанных Требований, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а)оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; б)обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; в)оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).

    В силу п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона №2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

    Судом установлено, что МАДОУ ЦРР - детский сад №253 "Белоснежка" (ИНН 7327017397), расположенное по адресу: 432073, Ульяновская область, г.Ульяновск, ул.Шолмова, д.33, является социально ориентированной некоммерческой организацией, основной целью деятельности которой является образовательная деятельность. Основным видом деятельности данного учреждения является образование дошкольное, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, имеющейся на официальном сайте ФНС России nalog.ru, а также копией представленного Устава данного учреждения.

    Прокуратурой Засвияжского района г.Ульяновска проведена проверка соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности дошкольных образовательных учреждений, подведомственных Управлению образования администрации города Ульяновска.

    В ходе данной проверки было установлено, что МАДОУ ЦРР - детский сад №253 "Белоснежка", относящееся к третьей категории опасности, не выполнены требования по антитеррористической защищенности объекта образования, выразившиеся в отсутствии системы охранной сигнализации; условия, гарантирующие безопасность обучающихся и сотрудников, не созданы вопреки требованиям подпункта "а" пункта 25 "Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №1006 от 02.08.2019.

    В связи с выявленными нарушениями прокурором Засвияжского района г.Ульяновска в адрес главы города Ульяновска внесено представление об устранении нарушений закона (исх. №б/н от 01.07.2024), содержащее требование безотлагательно рассмотреть данное представление и принять меры по устранению выявленных нарушений закона, а также причин и условий, им способствующих.

    Представителями ответчиков в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что здание МАДОУ ЦРР - детский сад №253 "Белоснежка" до настоящего времени не оснащено системой охранной сигнализации.

    Пунктом 6.48 Свода правил СП 118.13330 2012 «Общественные здания и сооружения». Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного приказом Минрегиона России №635/10 от 29.12.2011, установлено, что для обеспечения комплексной безопасности, антитеррористической защищенности и охраны образовательных организаций следует предусматривать на первом этаже помещения для размещения сотрудников организаций, обеспечивающих их охрану, с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".

    Таким образом, охрана указанного образовательного учреждения не соответствует предъявляемым требованиям.

    Разрешая требования административного истца о возложении на администрацию МО "город Ульяновск" обязанности в срок до 01.09.2024 предусмотреть и обеспечить выделение финансирования на оснащение МАДОУ ЦРР - детский сад №253 "Белоснежка" системой охранной сигнализации, возложении на Управление образования администрации муниципального образования "город Ульяновск" обязанности в течение 1 месяца распределить денежные средства, выделенные администрацией города Ульяновска, на оснащение МАДОУ ЦРР - детский сад №253 "Белоснежка", возложении на МАДОУ ЦРР - детский сад №253 "Белоснежка" обязанности в течение 3 месяцев с момента поступления финансирования оснастить здание указанного общеобразовательного учреждения (г.Ульяновск, ул.Шолмова, д.33) системой охранной сигнализации, суд учитывает следующее.

    Собственником здания, в котором МАДОУ ЦРР - детский сад №253 "Белоснежка" осуществляет образовательный процесс, является муниципальное образование "город Ульяновск", наделенное полномочиями по обеспечению выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности.

    Из полного наименования указанного образовательного учреждения следует, что данное учреждение является муниципальным автономным учреждением.

    МАДОУ ЦРР-детский сад №253 «Белоснежка» создано на основании постановления мэрии города Ульяновска №972 от 17.03.2011 «О создании муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребёнка-детского сада №253 «Белоснежка» путём изменения типа муниципального дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребёнка-детского сада №253 «Белоснежка». Учредителем учреждения является муниципальное образование «город Ульяновск»; функции и полномочия учредителя учреждения от имени муниципального образования «город Ульяновск» осуществляет Управление образования администрации города Ульяновска. Местонахождения учреждения - 432073, Российская Федерация, г.Ульяновск, ул.Шолмова, д.33. Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», а также другими федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Ульяновской области, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (пункты 1.1., 1.2., 1.3., 1.8., 1.9. Устава муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребёнка-детского сада №253 «Белоснежка» (в новой редакции), утвержденного приказом №873 от 13.10.2022 Управления образования администрации города Ульяновска).

    Пунктом 1.10. Устава МАДОУ ЦРР-детский сад №253 «Белоснежка», утвержденного приказом №873 от 13.10.2022 Управления образования администрации города Ульяновска, определено, что учреждение обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Уставом. Согласно п.7.1. Устава, финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.

    Пунктом 2.7. Устава предусмотрено, что учреждение выполняет муниципальное задание, которое в соответствии с предусмотренными в пункте 2.6 настоящего Устава основными видами деятельности учреждения формируется и утверждается учредителем; учреждение не вправе отказаться от выполнения муниципального задания. Учреждение вправе открывать счета в кредитных организациях или лицевые счета соответственно в финансовых органах Ульяновской области (п.7.33.). Учреждение выполняет муниципальное задание в соответствии с предусмотренными настоящим Уставом видами деятельности, которые формируются для учреждения учредителем (п.7.34.).

    В соответствии со ст.2 Федерального закона №7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (п.1). Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п.2). Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона (п.2.1). Некоммерческие организации могут создаваться в форме...учреждений, автономных некоммерческих организаций (п.3).

    Федеральным законом №7-ФЗ от 12.01.1996 "О некоммерческих организациях" установлено, что государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием (п.1 ст.9.1). Решение о создании некоммерческой организации в результате ее учреждения принимается ее учредителями (учредителем) (п.2 ст.13). Учредительным документом некоммерческой организации является устав, который утверждается ее учредителями (участниками, членами, собственниками имущества), за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим настоящего пункта (п.1 ст.14). Устав некоммерческой организации должен предусматривать: 1)наименование, организационно-правовую форму некоммерческой организации; 2)сведения о месте нахождения некоммерческой организации; 3)предмет и цели деятельности некоммерческой организации; 4)состав, порядок формирования, компетенцию и срок полномочий органов некоммерческой организации, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; 5)порядок вступления (принятия) членов (участников) в состав некоммерческой организации и выхода из нее, права и обязанности (в том числе имущественные) членов (участников) некоммерческой организации (только для корпоративных некоммерческих организаций); 6)порядок распределения имущества, оставшегося после ликвидации некоммерческой организации; 7)иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (п.3 ст.14). Функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом публичной власти федеральной территории, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя) (п.3 ст.9.1).

    В соответствии со ст.10 Федерального закона №7-ФЗ от 12.01.1996 автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах. Автономная некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. В случаях, предусмотренных федеральными законами, автономная некоммерческая организация может быть создана путем преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы. Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

    Согласно ст.2 Федерального закона №174-ФЗ от 03.11.2006 «Об автономных учреждениях» автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов публичной власти федеральной территории, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

     Статьей 3 данного Федерального закона №174-ФЗ от 03.11.2006 установлено, что имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (ч.1). Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено частью 6 настоящей статьи (ч.2).

    Гражданский кодекс Российской Федерации в качестве общего принципа имущественной ответственности публично-правовых образований устанавливает в пункте 3 статьи 126, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.

    Согласно п.4 ст.9 Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования также относятся создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.

    Пунктом 5 приказа Федерального агентства по образованию N 2013 от 11.11.2009 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений (в первую очередь - учреждений с постоянным пребыванием детей) современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников), контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения, а также первичными средствами пожаротушения, индивидуальными средствами защиты органов дыхания фильтрующего действия для эвакуации людей при пожаре, сертифицированными в области пожарной безопасности.

    Пунктом 4 статьи 5.2 Федеральным законом №35-ФЗ от 06.03.2006 "О противодействии терроризму" установлено, что органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;.. .6) осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

    В соответствии с п.6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

    В соответствии с п.7.1 ч.1 ст.16 данного Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 К вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.

    В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 данного Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также, осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

    Пунктом 42 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, установлено, что расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов. Актуальной задачей является определение при формировании проектов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов целевых статей финансирования антитеррористических мероприятий, в связи с чем необходима разработка соответствующей нормативно-правовой базы.

    Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.

    Таким образом, из вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что именно органы местного самоуправления обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления, при этом решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.

    При этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.

    Как было указано выше, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях) (п.5 Требований).

    Из материалов дела следует, что МАДОУ ЦРР - детский сад №253 "Белоснежка" является самостоятельным юридическим лицом, обладает статусом образовательного учреждения и имеет право осуществлять образовательную деятельность, в этой связи несет обязанность по обеспечению безопасности обучающихся (воспитанников) во время пребывания в организации.

    Финансирование учреждения осуществляется учредителем в соответствии с муниципальным заданием, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации; соглашением об объемах и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг и иные цели на основе нормативов в расчете на одного воспитанника, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ульяновской области, муниципальными правовыми актами муниципального образования "город Ульяновск". Муниципальное задание для учреждения в соответствии с основными видами деятельности формирует и утверждает учредитель. Учреждение не вправе отказаться от выполнения муниципального задания (пункты 7.17., 7.18. Устава МАДОУ ЦРР - детского сада №253 "Белоснежка" (новая редакция)).

    Учредитель осуществляет финансовое обеспечение устанавливаемого учреждению задания с учётом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением учредителем или приобретенных учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, а также финансовое обеспечение развития автономных учреждений в рамках программ, утвержденных в установленном порядке (п.7.19 Устава).

    Учреждение несет ответственность за невыполнение или ненадлежашее выплнение функций, отнесенных к его компетенции, за жизнь и здоровье воспитанников, в том числе при проведении практической подготовки воспитанников, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки воспитанников (п.2.11 Устава).

    Каждый воспитанник имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья (п.5.4 Устава).

    Каждый работник имеет право на сохранение жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности (п.11.5 Устава).

    В соответствии с п.1.1. Положения об Управлении образования администрации города Ульяновска, утверждённого решением Ульяновской Городской Думы №90 от 24.05.2006 "Об учреждении отраслевых (функциональных) органов администрации города Ульяновска", Управление образования администрации города Ульяновска (далее - Управление) является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Ульяновской области, в областях образования, работы с детьми и молодежью.

    Пунктом 1.5 данного Положения предусмотрено, что Управление имеет на праве оперативного управления имущество, являющееся собственностью муниципального образования "город Ульяновск". Финансирование расходов на содержание и материально-техническое обеспечение деятельности Управления осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования "город Ульяновск" (далее - местный бюджет) (п.1.6). Положения, Управление осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и во взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными юридическими и физическими лицами (п.1.7).

    Согласно Положению, Управление в соответствии с возложенными на него задачами: осуществляет контроль за соблюдением условий, обеспечивающих охрану жизни и укрепление здоровья учащихся, выполнением санитарных норм и правил в муниципальных образовательных организациях (п. 4.1.16); обеспечивает содержания зданий и сооружений подведомственных муниципальных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий (п.4.1.21); обеспечивает выполнение требований к антитеррористической защищенности зданий и сооружений подведомственных муниципальных учреждений (п. 4.3.12); осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя, главного администратора и получателя средств местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (п. 4.4.3); разрабатывает проекты муниципальных программ в области образования, развития материально-технической базы подведомственных муниципальных учреждений, поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области образования, просвещения и науки, с учетом местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей (п.4.4.5).

    Согласно п.6.1 ст.38 Устава муниципального образования "город Ульяновск", утвержденного решением Ульяновской Городской Думы №119 от 23.09.2004, размещенного на официальном сайте Ульяновской Городской Думы ugd.ru, к полномочиям администрации города Ульяновска по решению вопросов местного значения относятся: в области противодействия терроризму:...4) обеспечение выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления города Ульяновска.

    Таким образом, именно органы местного самоуправления обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

    При таких обстоятельствах, суд считает необходимым возложить обязанность по финансированию мероприятий, направленных на соблюдение требований антитеррористической защищенности МАДОУ ЦРР - детский сад №253 "Белоснежка", на орган местного самоуправления района - администрацию Ульяновской области, наделенную в силу Федерального закона «О противодействии терроризму», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования "город Ульяновск" полномочиями по обеспечению выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в ведении администрации муниципального образования "город Ульяновск".

    Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ), под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом (абзац тридцать шестой статьи 6 БК РФ).

    Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено данным Кодексом (абзац тридцать восьмой статьи 6 БК РФ).

    Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (статья 38.1 БК РФ).

    Согласно ст.74 БК РФ, в законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом. До утверждения указанного в абзаце первом настоящего пункта порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается.

    Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (пункт 4 статьи 154 БК РФ).

    Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (статья 158 БК РФ).

    Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

    В сфере деятельности, являющейся предметом рассмотрения по настоящему делу, именно администрация муниципального образования, осуществляющая полномочия собственника муниципального имущества, как главный распорядитель средств муниципального бюджета производит материально-техническое обеспечение деятельности муниципальных учреждений.

    Также к задачам и функциям Управления образования администрации города Ульяновска, согласно Положению о данном Управлении, относится решение вопросов местного значения в сфере образования. Кроме того, у Управления образования администрации города Ульяновска отсутствуют установленные законом полномочия по обеспечению соблюдения требований антитеррористической защищенности в отношении здания, собственником которого оно не является.

    Оценив представленные доказательства в их совокупности, учитывая, что собственником здания, в котором МАДОУ ЦРР - детский сад №253 "Белоснежка" осуществляет образовательный процесс, является муниципальное образование, то обстоятельство, что Управление образования администрации города Ульяновска является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения, а также принимая во внимание, что оборудование здания образовательного учреждения системой охранной сигнализации является обязательным, направленным на предупреждение и пресечение преступлений террористической направленности, и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья воспитанников и работников учреждения, суд приходит к выводу о возложении на администрацию города Ульяновска обязанности выделить финансирование на оборудование системой охранной сигнализации здания МАДОУ ЦРР - детский сад №253 "Белоснежка", расположенного по адресу: Ульяновская область, г.Ульяновск, ул.Шолмова, д.33.

    При этом, из положений вышеприведенного законодательства следует безусловная обязанность как администрации города Ульяновска, так и МАДОУ ЦРР - детский сад №253 "Белоснежка", в целях антитеррористической защищенности лиц, находящихся в дошкольном образовательном учреждении, оборудовать в здании данного учреждения систему охранной сигнализации, поскольку ее отсутствие может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью обучающихся (воспитанников) и иных лиц, находящихся в дошкольном учреждении.

    Согласно ст. 187 КАС РФ, решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

    С учетом положений ст. 187 КАС РФ, характера заявленных требований, исходя из того, что принятие мер безопасности является необходимым условием реализации конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность, и что особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания в учреждении несовершеннолетних учащихся (воспитанников) и работников учреждения во время образовательного процесса, суд полагает необходимым установить администрации города Ульяновска срок финансирования мероприятий по оснащению объекта (здания), расположенного по адресу: Ульяновская область, г.Ульяновск, ул.Шолмова, д.33, системой охранной сигнализации - в течение 4-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а также установить МАДОУ ЦРР - детский сад №253 "Белоснежка" срок по принятию мер к оснащению объекта (здания), расположенного по адресу: Ульяновская область, г.Ульяновск, ул.Шолмова, д.33, системой охранной сигнализации - в течение 4-х месяцев со дня поступления финансирования.

    При этом, установленный судом срок для устранения нарушений, определен судом с учетом возможных последствий таких нарушений, является разумным и достаточным для исполнения решения суда.

    При этом, в случае наличия объективных причин, препятствующих исполнению решения суда в указанные сроки, административные ответчики не лишены возможности в порядке статьи 358 КАС РФ обратиться в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда, изменении способа и порядка его исполнения.

    В иске к Управлению образования администрации города Ульяновска суд отказывает как к ненадлежащему административному ответчику. При этом, заявленные административным истцом требования к данному ответчику о распределении выделенных администрацией города Ульяновска денежных средств на оснащение МАДОУ ЦРР - детский сад №253 "Белоснежка", по своей сути, являются способом исполнения судебного акта и не требуют отдельной конкретизации в решении суда.

    Таким образом, административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

    В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции Российской Федерации) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.

    При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств, иных доказательств сторонами не представлено.

    Дело рассмотрено в пределах заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 176-180 кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

            ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░ №253 «░░░░░░░░░░» ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░ №253 «░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░ №253 «░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░                                                    ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 06.09.2024

2а-3067/2024 ~ М-2731/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Засвияжского района г. Ульяновска
Ответчики
Управление образования администрации муниципального образования "город Ульяновск" Ульяновской области
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение города Ульяновска детский сад № 253 "Белоснежка"
Администрация муниципального образования "Город Ульяновск" Ульяновской области
Суд
Засвияжский районный суд г. Ульяновска
Судья
Саенко Е. Н.
Дело на сайте суда
zasvijajskiy--uln.sudrf.ru
02.07.2024Регистрация административного искового заявления
03.07.2024Передача материалов судье
05.07.2024Решение вопроса о принятии к производству
05.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.08.2024Судебное заседание
23.08.2024Судебное заседание

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее