Дело №
17RS0№-55
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Чадан 09 августа 2023 года
Дзун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Борбай-оол А.К., при секретаре Монгуш А.А., с участием представителя истца - помощника прокурора Дзун-Хемчикского района Республики Тыва Оюн А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзун-Хемчикского района Республики Тыва Маспык-оола А.Н. в интересах ФИО2 к администрации городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва об обязании предоставить земельный участок для приватизации бесплатно,
установил:
прокурор Дзун-Хемчикского района Республики Тыва Маспык-оол А.Н. в интересах ФИО2 обратился в суд с иском к администрации городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва об обязании бесплатно предоставить земельный участок для последующей приватизации.
В обоснование исковых требований указано, что по обращению ФИО2 по факту отказа в приватизации земельного участка проведена проверка, по результатам которой установлено, что на основании решения Дзун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 28 февраля 2017 года администрацией городского поселения город Чадан ФИО2 был предоставлен жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Данный дом приватизирован ФИО2 в частную собственность. Однако, в приватизации земельного участка под указанным жилым домом администрацией городского поселения город Чадан отказано со ссылкой на проведение кадастровых работ за счет средств заявителя. Отказ в приватизации земельного участка, находящегося под жилым домом, со ссылкой о проведении на нем кадастровых работ считают необоснованным и незаконным, поскольку земельный участок уже сформирован и поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера <данные изъяты> от 01 января 1993 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 15 декабря 2022 года. В связи с выявленными нарушениями 09 января 2023 года председателю администрации городского поселения город Чадан внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Однако, по настоящее время администрацией городского поселения город Чадан спорный земельный участок в собственность ФИО2 не оформлен, в связи с чем нарушены права и интересы ФИО2 по приватизации земельного участка. Просит возложить на администрацию городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва обязанность приватизировать ФИО2 земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, со дня вступления решения в законную силу.
С учетом уточнений от 20 июля 2023 года прокурор просит обязать администрацию городского поселения город Чадан в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу предоставить ФИО2 бесплатно земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, на котором расположена приватизированная квартира, для последующей приватизации.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Дзун-Хемчикского района Республики Тыва Оюн А.С. уточненный иск поддержала, просила удовлетворить по указанным в нем основаниям.
Истец ФИО2 и ее представитель ФИО3 просили удовлетворить исковые требования, пояснив, что они обращались в администрацию городского поселения город Чадан для предоставления бесплатно в собственность земельного участка под квартирой, которую они уже оформили в собственность, однако, им было отказано со ссылкой на то, что земельный участок надо выкупить за 28 000 руб., как они поняли, это цена услуг кадастровых работ.
Представители ответчика – администрации городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва в судебное заседание не явились, о времени, дате и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении дела не заявляли.
В связи с этим суд рассматривает дело в отсутствие представителей ответчика на основании ст.167 ГПК РФ.
Свидетель ФИО4 в суде показала, что ранее работала специалистом администрации городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Ресепублики Тыва по земельным и имущественным отношениям, квартира с земельным участком, расположенная по адресу: <адрес>, была предоставлена ФИО2 по договору социального найма согласно решению суда и впоследствии передана ей в собственность, в прошлом году истица обращалась в администрацию о выкупе земельного участка в собственность, границы спорного земельного участка не установлены и ФИО2 было предложено установить границы земельного участка за свой счет, оснований для предоставления земельного участка в собственность бесплатно не имеется.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьей 4 указанного Закона определен исчерпывающий перечень жилых помещений, которые независимо от вида собственности (государственная или муниципальная) приватизации не подлежат, а именно, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Согласно ст. 11 названного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
По смыслу положения ст. 2 указанного Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных условий для реализации данного права.
Таким образом, по смыслу данных норм, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями на условиях социального найма, могут приобрести в собственность бесплатно один раз жилые помещения, находящиеся не только в муниципальном, но и в государственном жилищном фонде.
С 1 марта 2017 года Федеральным законом от 22.02.2017 N 14-ФЗ признана утратившей силу часть 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", предусматривающая предельный срок приватизации жилых помещений.
Статьей 60 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Как следует из материалов дела ФИО2 является инвалидом I группы бессрочно.
Решением Дзун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского района возложена обязанность в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу предоставить ФИО2 на территории городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского района Республики Тыва соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям жилое помещение площадью не ниже 18 кв.м. по договору социального найма.
Согласно постановлению администрации городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского района Республики Тыва № 63 от 01 апреля 2020 года решено предоставить ФИО2 по договору социального найма специализированного жилого помещения муниципального жилищного фонда городского поселения город Чадан квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, и заключить с ФИО2 договор найма специализированного жилья на предоставляемое жилое помещение.
Согласно договору найма специализированного жилищного фонда б/н от 01 апреля 2020 года следует, что администрация городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва и ФИО2 заключили договор о предоставлении ФИО2 и ее семье в бессрочное владение и пользование изолированным жилым помещением, находящегося в муниципальной собственности, состоящего из квартиры и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>.
Актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ по договору найма специализированного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 приняла квартиру по адресу: <адрес>.
Постановлением администрации городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского района Республики Тыва № 219 от 04 июля 2022 года ФИО2 по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда предоставлена квартира общей площадью 44,8 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>.
Согласно договору социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрация городского поселения <адрес>-Хемчикского кожууна Республики Тыва и Сарыглар О.Х. заключили договор о предоставлении Сарыглар О.Х. квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, на бессрочное владение и пользование.
Согласно Выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью 784 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Муниципальному образованию – городское поселение <адрес>-Хемчикского кожууна Республики Тыва.
Из Выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ следует, что квартира с кадастровым номером №, площадью 44,8 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, снята с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ у ФИО2 на праве собственности имеется жилое помещение с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, основание государственной регистрации: договор на передачу квартир в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва.
Из договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрация городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва передала в собственность ФИО2 квартиру площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, квартира передана бесплатно согласно Закону РФ «Оприватизации жилищного фонда РФ» от 04 июля 1991 года.
Согласно выписке из ЕГРН собственником жилого помещения-квартиры с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>,с ДД.ММ.ГГГГ является ФИО2
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 4 Устава городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва к вопросам местного значения г.Чадана относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности г.Чадана.
В силу ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьей 6 указанного Закона предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения (ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").
Из статьи 11 указанного Закона, следует, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
При этом Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что проживающие в таких помещениях граждане не могут быть признаны ограниченными в закрепленном ст. 40 Конституции РФ праве на жилище по сравнению с другими лицами: в силу ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ. Право же на приватизацию, обусловленное переходом к многообразию форм собственности, не относится к числу конституционных, оно регламентируется федеральным законодателем, в данном случае - с учетом особенностей субъекта соответствующих отношений.
Такая же позиция высказана Конституционным Судом РФ в Постановлении от 15 июня 2006 года N 6-П, в котором Суд указал, что гарантируемое ст. 11 Закона о приватизации жилья право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения не имеет конституционного закрепления и не подпадает под характеристики основных прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ). Данное право - исходя из того, что приватизация жилья определяется в ст. 1 Закона о приватизации жилья, как бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, - появляется, существует и реализуется как субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственном или муниципальном жилищном фонде.
Таким образом, право на бесплатную приватизацию конкретного жилого помещения приобретается гражданином в силу закона и является производным от его статуса нанимателя жилого помещения.
В соответствии с положениями ст. 1 Закона о приватизации жилья приватизация жилых помещений возможна гражданами в отношении занимаемых ими на основании договора социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Таким образом, одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
Согласно ч. 2 ст. 19 ЖК РФ в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный, государственный и муниципальный жилищные фонды.
Статья 18 Закона о приватизации жилья устанавливает, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
В соответствии со ст.ст. 6, 7 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органом местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Как установлено судом, право собственности на жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м. зарегистрировано за ФИО2 в установленном законом порядке, никем не оспорено, отсутствующим не признано.
Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет с указанием кадастрового номера расположенного в пределах земельного участка объекта недвижимости.
Сарыглар О.Х. приобрела право собственности на квартиру по адресу: <адрес>, в порядке приватизации, квартира расположена на земельном участке муниципального образования, иных строений, сооружений на спорном земельном участке не имеется, и данные обстоятельства являются достаточным основанием для бесплатной приватизации расположенного под ним земельного участка.
Таким образом, учитывая установленные обстоятельства дела, а именно то, что ФИО2 на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>, указанная квартира расположена на испрашиваемом земельном участке, который находится у ФИО2 в пользовании, иного недвижимого имущества, полученного в порядке приватизации, не имеет, ранее в приватизации не участвовала, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч.4 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
Поскольку администрация городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва в силу пп.19 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации как орган местного самоуправления от уплаты государственной пошлины освобожден, издержки понесенные судом в связи с рассмотрением дела, подлежат отнесению за счет средств федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление прокурора Дзун-Хемчикского района Республики Тыва Маспык-оола А.Н. в интересах ФИО2 к администрации городского поселения город Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва об обязании предоставить земельный участок для приватизации бесплатно - удовлетворить.
Возложить на администрацию городского поселения <адрес>-Хемчикского кожууна Республики Тыва обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу предоставить ФИО2 бесплатно земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, для приватизации.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Дзун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 15 августа 2023 года (12, 13 августа 2023 года – выходные дни).
Председательствующий подпись Борбай-оол А.К.
Копия верна ______________________ /Борбай-оол А.К./