Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3291/2023 ~ М-1051/2023 от 10.02.2023

дело № 2-3291/2023

23RS0031-01-2023-001688-10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 мая 2023 года                                                                           г. Краснодар

Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи Мохового М.Б.,

при секретаре Ивашиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Управлению Федерального казначейства по Краснодарскому краю о возмещении ущерба,

УСТАНОВИЛ:

         ФИО1 обратилась в суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Управлению Федерального казначейства по Краснодарскому краю с иском о взыскании ущерба в размере 3150000 рублей, расходов по оплате госпошлины в размере 23950 рублей.

        Требования мотивированы тем, что 29.03.2021г. истица по договору купли-продажи приобрела у ФИО4 и ФИО5 объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером :505 площадью 700 кв.м., распложенный по адресу <адрес>, пер. Теневой, СТ «Мамайка», участок .

         ФИО1 зарегистрировала право собственности ДД.ММ.ГГГГ согласно приложенной выписке из ЕГРН.

         Расчет по сделке, в общей сумме оплачено 3150000 рублей, проводился с помощью номинального (аккредитивного) счета, открытого в ООО «ЦНС».

        18.08.2022г. Краснодарский краевой суд вынес апелляционное определение, в соответствии с которым оставлено в силе решение Центрального районного суда <адрес>, в соответствии с которым признано отсутствующим право собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером .

        Дело возбуждено по иску Сочинского межрайонного природоохранного прокурора и мотивировано тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи. В ходе проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером незаконно оформлен в собственность истца, поскольку полностью образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.

         Суд апелляционной инстанции указал, что право собственности на земельный участок выбыло из собственности РФ в пользу ФИО6 (лицо, получившее в собственность спорный участок в 2009 г.) оформлено незаконно по подложным документам.

       Указанные действия по изъятию из собственности ФИО1 спорного земельного участка причинили ущерб ее имуществу в размере понесенных расходов на его приобретение, то есть 3150000 рублей.

        Согласно приложению (выписка о переходе права собственности на участок): ДД.ММ.ГГГГ земельный участок был оформлен в собственность ФИО6, основание договор купли-продажи земельного участка; ДД.ММ.ГГГГ земельный участок передан в собственность ФИО7, основании договор купли-продажи земельного участка; ДД.ММ.ГГГГ участок передан общую долевую собственность ФИО4 и ФИО5, основание договор купли-продажи; ДД.ММ.ГГГГ участок передан в собственность ФИО1, основание договор купли-продажи.

         Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

         Таким образом, на момент прекращения права собственности ФИО1, земельный участок перешел с 2009 г. четыре раза в собственность новых владельцев по возмездным договорам купли-продажи. Четыре раза государство в лице уполномоченного органа (Росреестр) осуществило регистрацию права собственности на земельный участок, своими действиями подтверждая правомерность осуществления сделок с участком.

         Перед покупкой участка ФИО1 обратилась на сайт Росреестра с электронным заявлением о выдаче копии выписки из ЕГРН, которая подтверждала права предыдущих собственников, а также ею был получен от продавцов Градостроительный план земельного участка на Участок за подписью директора Департамента Архитектуры <адрес>, были получены согласия супругов продавцов на сделку.

         Участок был осмотрен ФИО1 перед покупкой, он, на момент покупки представлял собой земельный участок посреди жилого поселка. Как указано на рис. (публичная кадастровая карта), рядом со спорным земельным участком построены и поставлены на учет жилые дома, что говорит о том, что поселок пригоден для застройки.

         Таким образом, истица является добросовестным покупателем спорного участка; государство в лице Росреестра своими действиями причинило убыток в виде реального ущерба, так как ФИО1 полагалась на сведения Росреестра при покупке участка, как достоверные; причинен вред ее имуществу, который выразился в лишении ФИО1 права собственности на земельный участок, т.е. она понесла ущерб в 3 150 000 рублей; причинно-следственная связь между убытком (уменьшение стоимости принадлежащего ФИО1 имущества) и действиями Росреестра заключается в том, что ФИО1, полагаясь на сведения Росреестра приобрела в собственность земельный участок, который незаконно был зарегистрирован Росреестром на правопредшественника истца ФИО6

          Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.

          Истица в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена, причин неявки суду не сообщила.

         Представители ответчиков в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие, также представили отзывы на иск, в которых просили в удовлетворении требований отказать.

Суд, исследовав представленные доказательства, оценив обстоятельства дела в совокупности, пришел к следующему.

В соответствии с абз.8 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем возмещения убытков.

На основании п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать возмещения причиненных ему убытков.

Согласно ст.16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Как установлено в судебном заседании, на основании договора купли-продажи от 29.03.2021г. ФИО1 приобрела у ФИО4 и ФИО5 объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером 23:49:0306001:505 площадью 700 кв.м., распложенный по адресу <адрес>, пер. Теневой, СТ «Мамайка», участок . Цена сделки составила 3 150 000 рублей.

Право собственности на участок зарегистрировано за ФИО1 07.04.2021г., что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Сочинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Центральный районный суд <адрес> с исковым заявлением в интересах Российской Федерации о признании отсутствующим права собственности ФИО1, зарегистрированном 07.04.2021г. в ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером , категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенный по адресу: <адрес>, пер. Теневой, СТ «Мамайка», участок .

Обращение в Центральный районный суд <адрес> мотивировано тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи. В ходе проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером :505 незаконно оформлен в собственность ФИО1, поскольку полностью образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.

Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора удовлетворены, право собственности ФИО1 на спорный земельный участок признано отсутствующим.

Данное решение явилось основанием для внесения в ЕГРН сведений об аннулировании записи о праве ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером .

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18.08.2022г. и определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 17.01.2023г. решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.

На основании вышеуказанных судебных актов в ЕГРН была погашена запись о праве собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 505 (запись от ДД.ММ.ГГГГ ).

Обращаясь с настоящим иском, истица считает, что государство в лице Росреестра своими действиями причинило убыток в виде реального ущерба, так как ФИО1 полагалась на сведения Росреестра при покупке участка, как достоверные.

По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить.

В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное. (пункт 12 Постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации»).

Исходя из системного толкования указанных норм права лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт причинения вреда (наличие убытков), противоправность действий ответчика, вину причинителя вреда и наличие причинной связи между неправомерными действиями и наступившим вредом, а также размер подлежащих возмещению убытков. При этом необходимо учитывать, что причинно-следственная связь между незаконными действиями государственного органа и негативными последствиями, возникшими у истца, должна быть прямой, т.е. именно незаконные действия органа должны быть непосредственной причиной возникновения убытков.

Причем ответственность за причинение вреда возникает при наличии в совокупности всех вышеперечисленных условий. Отсутствие хотя бы одного из них влечет отказ в возложении на предполагаемое лицо обязанности по возмещению убытков.

Вместе с тем, суд считает, что истцом не доказан факт того, что орган регистрации прав является лицом, в результате действий (бездействий) которого возникли убытки.

На основании ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Таким образом, пределы преюдиции в данном случае ограничены кругом обстоятельств, установленных при рассмотрении судом гражданского дела. Эти обстоятельства, установленные вступившим в законную силу данным судебным постановлением в силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обязательны для суда, не подлежат доказыванию вновь и оспариванию при рассмотрении данного гражданского дела.

Так, в ходе рассмотрения дела судами было установлено, что Сочинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования <адрес>, которой установлено, что земельный участок с кадастровым номером незаконно оформлен в собственность ответчика, поскольку полностью образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.

На основании постановления Совета Министров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от ДД.ММ.ГГГГ «О создании Сочинского национального парка» создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР. Этим же постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда.

В силу ст. ст. 3, 4, 29 Лесного кодекса РСФСР (Закон РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ, утратил силу ДД.ММ.ГГГГ) все леса, включая леса национальных парков, образуют единый государственный лесной фонд и состоят в исключительной собственности государства.

Аналогичные положения установлены ст.ст.2, 14 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , которыми Лесной кодекс РСФСР 1978 года признан утратившим силу.

Статьями 7, 19, 56 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 22-ФЗ), с принятием которого утратили силу Основы лесного законодательства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что леса национальных парков находятся в собственности Российской Федерации.

В силу п.5 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в первоначальной редакции) национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.

В соответствии с п.2 ст.12 данного Федерального закона земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности.

Аналогичное законоположение предусмотрено п.6 ст.95 Земельного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ).

В соответствии с абзацем 6 п.1 ст.3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Абзацем 3 п.1 ст. 17 Земельного кодекса РФ закреплено, что земельные участки, право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, находятся в федеральной собственности

Таким образом, в силу названных положений законодательства РФ земельные участки, входящие и входившие в Сочинский национальный парк, находятся в федеральной собственности.

На основании ст.69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» эти земли считаются ранее учтенными объектами недвижимости, права Российской Федерации, на которые признаются юридически действительными вне зависимости от государственной регистрации.

Границы лесничеств (основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов), входящих в Сочинский национальный парк, в соответствии с п.2 ст.23, ст.ст.67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 145 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ , определяются лесоустройством, по итогам которого составляется лесоустроительная документация, включающая карты-схемы границ лесничеств.

Аналогичные положения были предусмотрены ст. 72 Лесного кодекса РФ 1997 года, п.3.8.2 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ .

Так, в 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием «Воронежлеспроект», подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет.

В силу ст.209 ГК РФ отчуждение земель федеральной собственности возможно только при наличии волеизъявления Российской Федерации.

Исходя из п.5 ч.2, ч.ч. 6, 7 ст.111, п.3 ч.2 ст.23, ч.1, п.5 ч.2, ч.3 ст.116 Лесного кодекса РФ в случае перевода и включения лесных участков в границы населенного пункта леса, находящиеся на таких землях, приобретают статус городских лесов, в которых запрещено осуществление деятельности несовместимой с их целевым назначением и полезными, функциями. Изменение границ земель городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.

Таким образом, защитные леса, расположенные в Сочинском национальном парке, после их включения в границы населенного пункта город-курорт Сочи, приобрели статус городских лесов, изменение целевого назначения и уменьшения площади которых не допускается.

Согласно заключению специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером :505 полностью расположен в границах земель Верхне-Сочинского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года.

Право собственности на данный участок ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано за ФИО6 на основании Постановления главы Администрации <адрес> ; Постановление Главы Администрации <адрес> ; Постановление Главы администрации <адрес> 863/1; Постановление администрации <адрес> , и выписки из списка СНТ «Мамайка» от 2008 года (запись в ЕГРН ).

Спорный земельный участок на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ перешло к ФИО7 (запись в ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ).

В дальнейшем право собственности перешло в общую долевую собственность ФИО5 и ФИО4 на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (запись в ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ ).

В последующем по договору купли-продажи от 29.03.202г.1 право собственности на спорный земельный участок перешло к истцу.

Таким образом, вопреки требованиям действующего законодательства РФ и в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом,- Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Краснодарском крае и <адрес>, в их границах сформирован земельный участок с кадастровым номером 23:49:0306001:505 с видом разрешенного использования «для садоводства».

Между тем, как установлено судом, ФИО6 в списках членов СНТ «Мамайка» по состоянию на 1992, 1994, 2002, 2003, 2006 года, не значится.

Так, согласно генеральному плану садоводческого товарищества «Мамайка» по состоянию на 1993 год, содержащемся в инвентарном деле на СНТ «Мамайка» и предоставленным ГБУ Краснодарского края «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ» по <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ /ГЗ-31370, а также проектам организации и застройки территории (дополнительный отвод земельного участка согласно постановлениям администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ), (дополнительный отвод земельного участка согласно постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ), предоставленным Департаментом архитектуры и градостроительства администрации <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ , участок в границах садоводческого товарищества отсутствует.

Данное также подтверждается анализом информации, хранящейся в государственном фонде данных, полученной в результате проведения землеустройства садоводческого товарищества «Мамайка» и предоставленной в прокуратуру Центральным отделом <адрес> федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю письмом от ДД.ММ.ГГГГ .

Кроме того, в рамках надзорных мероприятий выявлен проект организации и застройки территории (дополнительный отвод земельного участка согласно постановлениям администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ), заверенный председателем СНТ «Мамайка» И.И.В., который имеет признаки подложности и несоответствия с вышеуказанным проектом, а именно в проект добавлены земельные участки ,

Вместе с тем, площадь земель не изменилась, даты и подписи согласований не изменились, проект согласован в 1996 году, однако согласно спискам членов СНТ «Мамайка» до 2008 года, указанные участки отсутствовали.

Так, опрошенная председатель СНТ «Мамайка» И.И.В. подтвердила, что указанные участки не входили в состав садоводческого товарищества, постановлениями 802/1 от 28.09.1995г. и от ДД.ММ.ГГГГ они не формировались и не предоставлялись гражданам. В списках членов СНТ «Мамайка» до 2008 года не значились. Данный проект организации застройки изготовил и передал ей С.А.Н., который являлся председателем ассоциации садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан <адрес>.

Решения общих собраний, на основании которых указанные граждане были включены в список товарищества, а также за ними закреплены земельные участки, отсутствуют.

Данные земельные участки не предоставлялись и не принадлежали гражданам на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования.

Таким образом, установлено, что ФИО6 включена в список членов СНТ «Мамайка» только в 2008 году, земельный участок в проекте организации и застройки территории (дополнительный отвод земельного участка согласно постановлениям администрации <адрес> 802/1 от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует. Указанными постановлениями администрации земельный участок ей не предоставлялся, а также не принадлежал на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования.

При этом из акта натурного обследования спорного земельного участка, проведенного специалистом Управления муниципального земельного контроля администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и составленной фототаблицы следует, что обозначенный земельный участок не огорожен, свободен от строений, фактически не осваивается.

Таким образом, данные обстоятельства подтверждают отсутствие владения ФИО1 и иными лицами указанным земельным участком. Участок доступен для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц. Фактически спорный земельный участок, расположенный в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбыл.

Таким образом, обстоятельства, установленные судебными актами по делу, свидетельствуют о том, что если истцу и причинен вред, то не по вине Управления Росреестра по КК, а ввиду собственной неосмотрительности при совершении сделок, а также недобросовестными действиями ФИО6

Кроме того, в соответствии с ч.1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» регистрирующий орган осуществляет государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

В соответствии с изложенным Росреестр и его территориальные органы не может нести ответственность за заключенные договора купли-продажи, поскольку не является субъектом материальных правоотношений, связанных с правами на недвижимое имущество, не является стороной договора.

Регистрирующий орган не формирует правоустанавливающие документы, не участвует в правоотношениях лиц, связанных с приобретением ими прав на объекты недвижимости. Регистрирующий орган от имени государства признает и подтверждает результат гражданских правоотношений в сфере оборота недвижимого имущества - возникшее право, обременения прав и т. д.

При этом, действия органа регистрации прав не признаны незаконными.

Незаконность действий (бездействия) органа регистрации прав должна быть подтверждена вступившим в законную силу решением суда о признании таких действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, условие о незаконности действий органа регистрации прав, необходимого для удовлетворения иска о взыскании убытков, отсутствует, что свидетельствует и об отсутствии его вины.

При этом вышеуказанные судебные акты по делу выводов о незаконности действий (бездействия) органа регистрации прав также не содержат.

В связи с чем, доводы истца о причинении ему вреда в результате ненадлежащего исполнения обязанностей государственными регистраторами Управления при проведении правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов не доказывают незаконность действий органа регистрации прав.

Кроме того, в производстве следственной группы следственной части следственного управления УВД по <адрес> ГУ МВД России по Краснодарскому краю находится уголовное дело , возбужденное ДД.ММ.ГГГГ, по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ.

Так в ходе предварительного следствия установлено, что неустановленные лица, путем использования подложных документов о правах на земельные участки и о местоположении координат их границ, представленных в органы регистрации прав, расположенных на территории <адрес> Краснодарского края, в период времени с 1998 г. по настоящее время, приобрели права собственности на 11 066 земельных участков, образованных вопреки имущественным интересам РФ за счет земель федеральной собственности, общей площадью 4 983,01 га.

Также установлено, что в период времени с 1998 года по настоящее время, неустановленные лица, действуя группой лиц по предварительному сговору на территории <адрес> Краснодарского края, имея умысел на мошенничество, т.е. на приобретение права на чужое имущество, из корыстных побуждений, путем обмана сотрудников Управления Росреестра по Краснодарскому краю в <адрес> и сотрудников Сочинского отдела (филиала) ФГУ «Земельная кадастровая палата» Краснодарского края <адрес>, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий и желая их наступления, заведомо зная об отсутствии у органа местного самоуправления <адрес> законного права распоряжения федеральным имуществом, воспользовавшись тем, что уточнение границ земельных участков Сочинского национального парка МТУ Росимущества не проводилось, представили в Управление Росреестра по Краснодарскому краю в <адрес> и Сочинский отдел (филиал) ФГУ «Земельная кадастровая палата» Краснодарского края <адрес> подложные документы о наличии прав на земельные участки, расположенные на территории <адрес> Краснодарского края, и недостоверные сведения о местонахождении границ указанных земельных участков, что повлекло незаконную постановку на кадастровый учет 11 066 земельных участков и последующее осуществление государственной регистрации права собственности, которые выбыли из федеральной собственности в пользу третьих лиц, тем самым приобрели путем обмана право собственности на имущество РФ.

Таким образом, отсутствует прямая причинно-следственная связь между действиями органа регистрации прав и наступившим имущественным вредом (убытками) у истца в заявленном размере.

Причинная связь между противоправным действием (бездействием) причинителя и наступившим вредом является обязательным условием наступления деликтной ответственности и выражается в том, что противоправное действие (бездействие) предшествует наступлению вреда, и                порождает такое наступление.

Под причинно-следственной связью понимается объективная категория, существующая между фактом причинения вреда (убытков) и незаконными решениями, действиями.

Исходя из общего смысла статей 15, 16 ГК РФ, причина выступает как активное начало, при наличии определенных условий с необходимостью порождающее, вызывающее к жизни другое юридическое явление, называемое следствием. Чтобы считаться доказанной, причинно-следственная связь между указанными событиями должна быть существенной, устойчивой и определяющей.

Чтобы выступать необходимым элементом юридического состава, причинно-следственная связь между действиями государственного органа (должностного лица) и негативными последствиями, возникшими у истца, должна быть прямой (непосредственной), то есть именно незаконные действия ответчика должны быть непосредственной причиной возникновения убытков у истца.

Прямая связь имеет место, когда в цепи последовательно развивающихся событий между правонарушением и убытками не существует каких - либо посторонних обстоятельств, влияющих на существование и размер убытков.

По смыслу вышеприведенных норм правонарушение государственного органа должно быть необходимым и достаточным условием для наступления убытков, единственной причиной, порождающей их наступление. Вместе                     с тем, в данном случае действия, направленные на причинение вреда совершены недобросовестной стороной по сделке, а не регистрирующим органом.

Отсутствие судебного акта, устанавливающего вину регистрирующего органа, прямой причинно-следственной связи между действиями регистрирующего органа и наступившими последствиями, как необходимого элемента состава убытков исключает возможность применения к ответчику заявленной истцом гражданско-правовой ответственности.

Согласно ч.3 ст. 56 ГПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.

С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд считает, что истцом не доказан факт причинения ей убытков в результате действий Управлением Росреестра по КК, в связи с чем, не находит оснований для удовлетворения требований.

В связи с отказом в удовлетворении требований о взыскании суммы ущерба, не подлежат удовлетворению и требования истца о взыскании судебных расходов.

Руководствуясь ст. ст. 198-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

          В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Управлению Федерального казначейства по Краснодарскому краю о возмещении ущерба - отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение месяца.

Председательствующий:

2-3291/2023 ~ М-1051/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гурьянова Юлия Валерьевна
Ответчики
Росреестр по КК
Управление федерального казначейства КК
Суд
Ленинский районный суд г. Краснодара
Судья
Моховой М.Б.
Дело на сайте суда
krasnodar-leninsky--krd.sudrf.ru
10.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.02.2023Передача материалов судье
14.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.02.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
07.04.2023Предварительное судебное заседание
18.05.2023Судебное заседание
18.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.06.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее