Дело № 12-244/2020
РЕШЕНИЕ
г. Новый Уренгой, мкр. Советский, 9/1А 24 ноября 2020 года
Судья Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Черепанов А.В., рассмотрев жалобу АО «Уренгойгорводоканал» на постановление главного специалиста Новоуренгойского межрайонного отдела государственного экологического надзора управления государственного экологического надзора департамента – государственным инспектором Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды от 16.09.2020 г. [суммы изъяты] по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ в отношении АО «Уренгойгорводоканал»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного специалиста Новоуренгойского межрайонного отдела государственного экологического надзора управления государственного экологического надзора департамента – государственным инспектором Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды от 16.09.2020 г. №294 АО «Уренгойгорводоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 160000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, АО «Уренгойгорводоканал» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить производство по делу прекратить.
На рассмотрение дела представитель АО «Уренгойгорводоканал» не явился, извещен надлежащим образом.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.4 ст.8.13 КоАП РФ Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - ФЗ от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ) юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
В силу статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В силу пункта 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается, в том числе, осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с ФЗ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ); осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.
Из материалов дела следует, что АО «УГВК» имеет решение о предоставлении водного объекта в пользование [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ допустившим нарушение условий охраны водных объектов, при сборе загрязняющих веществ в реку Хэнуяха (бассейн реки Пур).
Сброс очищенных сточных вод осуществляется от канализационных очистных сооружений биологической очистки КОС -800, расположенных в районе Коротчаево г. Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа.
В соответствии со сведениями полученными в результате учета качества сточных (дренажных) вод за 2 квартал 2020 представленным АО «Уренгойводоканал», установлены факты превышения нормативов.
Согласно ч.4 ст. 35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Таким образом, АО «УГВК» в нарушении требований ч.4 ст. 35, ч.4, ч.6 ст. 56 Водного кодекса РФ, за что предусмотрена ответственность в соответствии с ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
Факт совершения АО «УГВК» административного правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении; решением о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ; приказом от 17.12.2014 г. №376 «Об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты»; отчет АО «УГВК» за 2 квартал 2020 года о выполнении плана водохозяйственных мероприятий по охране водных объектов.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Действия АО «Уренгойгорводоканал» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства об охране водных объектов.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Состояние канализационно-очистных сооружений (далее КОС), которое не позволяет соблюдать установленные нормативы, основанием для освобождения от ответственности не является. АО «Уренгойгорводоканал», являясь коммерческой организацией и эксплуатируя КОС в предпринимательской деятельности, обязано соблюдать экологические требования и не допускать поступление в окружающую среду вредных веществ. Техническое состояние канализационно-очистных сооружений и их необходимое содержание в этих целях, является предпринимательским риском общества, и не исключает привлечение общества к административной ответственности.
Материалы дела позволили должностному лицу сделать вывод о том, что обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, доводы жалобы о том, что общество не является субъектом вмененного административного правонарушения, несостоятельны и не подтверждены материалами дела.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом обстоятельств правовым основанием к отмене принятого по делу постановления не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
При этом, назначенное должностным лицом наказание в виде штрафа, по мнению судьи подлежит изменению.
В силу части 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При этом согласно части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В ходе рассмотрения дела представлены доказательства имущественного и финансового положения АО «УГВК». Общество несет существенные финансовые затраты не только за привлечение к административной ответственности но и за ежегодную плату за негативное воздействие на окружающую среду, за сверхнормативные сбросы в водные объекты, в связи с чем имеются основания для назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа.
Судья, при назначении наказания учитывает характер деяния, имущественное и финансовое положение юридического лица, характер совершенного правонарушения, считает необходимым назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа.
Руководствуясь ст. ст. 30.6.-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Изменить постановление главного специалиста Новоуренгойского межрайонного отдела государственного экологического надзора управления государственного экологического надзора департамента – государственным инспектором Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды от 16.09.2020 г. [суммы изъяты] по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ в отношении АО «Уренгойгорводоканал» в части назначения административного наказания.
Назначить АО «Уренгойгорводоканал» по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ наказание в виде штрафа в размере 75000 рублей.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.В. Черепанов