Дело №2-466/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Знаменка, Тамбовской области 24 августа 2020 г.
Знаменский районный суд Тамбовской области в составе председательствующего судьи Тройновой М.С., при секретаре Егоровой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства обороны РФ к Позднякову Н.И., Поздняковой М.А. о прекращении права пользования служебным жилым помещением и выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения,
при участии в качестве органа, дающего заключение по делу прокурора Знаменского района Тамбовской области Ельцова А.Н.,
установил:
Министерство обороны РФ обратилось в суд с иском к Позднякову Н.И. и Поздняковой М.А. о прекращении права пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что указанное жилое помещение находится в собственности РФ, закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ и постановлением Администрации Знаменского района Тамбовской области от 27.05.1994 г. №126 отнесено к числу служебных жилых помещений. Документы, послужившие основанием для вселения ответчиков в спорное жилое помещением, у Министерства обороны РФ отсутствуют. По сообщению командира войсковой части 14272 ответчики в трудовых отношениях с Минобороны России не состоят, связь с Вооруженными силами РФ утратили. Письмом ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Позднякову Н.И. было направлено уведомление о необходимости предоставления документов, подтверждающих основания проживания в спорном жилом помещении либо об освобождении незаконно занимаемого служебного жилого помещения. В нарушение законного требования собственника жилого помещения спорное жилое помещение не освобождено, требование об освобождении квартиры ответчиками не выполнено, документы, подтверждающие освобождение жилого помещения не представлены. Учитывая, что Министерство обороны РФ лишено возможности распоряжаться принадлежащим ему имуществом, указанное имущество подлежит истребованию у ответчиков.
В качестве правовых норм, в иске указаны ст.ст. 1,15 Федерального закона от 31.05.1996 г. №61-ФЗ «Об обороне», ст.ст. 125, 209, 214, 304 ГК РФ, ст.ст. 30, 93 ЖК РФ.
Истец Министерство обороны РФ, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направил, представителем Бычковой Е.Н. заявлено ходатайство о проведении судебного заседания без участия представителя, исковые требования к ответчикам просит удовлетворить в полном объеме.
Ответчики Поздняков Н.И. и Позднякова М.А. в судебном заседании возражали против требований Министерства обороны РФ, пояснили, что ордеров им не выдавали.
Представитель ответчиков Поздняков В.Н. в судебном заседании требования истца не признал, пояснив, что ответчики прибыли на работу в войсковую часть Поздняков Н.И. в ДД.ММ.ГГГГ., Позднякова М.А. в ДД.ММ.ГГГГ Сначала им было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>-1, <адрес>, впоследствии ДД.ММ.ГГГГ Позднякову В.Н. и членам его семьи было предоставлено спорное жилое помещение. Поздняков Н.И. проработал в части более 50 лет, вышел на пенсию по старости.
Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного заседания, третьи лица: войсковая часть 14272, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения», ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ своих представителей в судебное заседание не направили.
В отзыве представитель ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Иванова А.Ю. просила требования Министерства обороны РФ удовлетворить в полном объеме, провести судебное заседание в отсутствие представителя.
Прокурор Знаменского района Тамбовской области Ельцов А.Н. в ходе судебного разбирательства в порядке, предусмотренном ст. 45 ГПКРФ, исходя из представленных и исследованных в судебном заседании доказательств, считает требования истца не подлежащими удовлетворению, так как ответчики являются пенсионерами по старости, вселились в спорное жилое помещение на законных основаниях, не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, так как поставлены на учет и признаны нуждающимися, являются пенсионерами, ранее находились в трудовых отношениях с истцом.
Изучив материалы рассматриваемого дела, заключение прокурора, проверив приведенные выше доводы сторон, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Постановлением Администрации Знаменского района Тамбовской области от 27.05.1994 г. №126 в число служебных жилых помещений закрытого <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>. Данное полномочие осуществлено в соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшего на момент принятия данного решения, то есть в соответствии с законом. Данное постановление никем не оспорено, незаконным не признано и действует на момент рассмотрения дела судом.
В силу пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к этому постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно пункту 2 раздела II приложения N 1 к постановлению от 27.12.1991 N 3020-1 имущество вооруженных сил относится исключительно к федеральной собственности.
Пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" также предусмотрено, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Все недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>, в том числе и спорная квартира № в доме № в соответствии с распоряжением Министра обороны Российской Федерации №3274-р от 28.07.2003 г. было закреплено на праве оперативного управления за 198 квартирно-эксплуатационной частью района, которая впоследствии переименована в ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (приказ Министра обороны Российской Федерации №756 от 05.07.2010 г.). Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ №3253 от 30.12.2016 г. недвижимое имущество – жилые дома, расположенные по адресам: <адрес>, в том числе и спорная квартира, закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ и находятся у последнего на балансе.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" право собственности Российской Федерации на вышеуказанное имущество является ранее возникшим и признается юридически действительным при отсутствии их регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ст. 125 ГК РФ).
Полномочия Министерства обороны Российской Федерации определены Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, утвердившим Положение о Министерстве обороны Российской Федерации. Согласно пункту 1 Положения о Министерстве обороны, Министерство обороны является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных ему организаций.
Таким образом, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> относится к федеральной собственности в силу закона, включено в число служебных и закреплено за подведомственной Министерству обороны РФ организацией на вещном праве. И как следствие, Министерство обороны РФ вправе выступать в суде в качестве истца по настоящему иску, направленному на защиту имущественных прав Российской Федерации в отношении спорной квартиры.
Согласно записям трудовой книжки Позднякова Н.И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в войсковой части 14272 в должности кочегара, уволен по ст.31 КЗоТ РФ.
Согласно сообщению Жилищно-коммунальной службы №7 филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление по воздушно-космическим силам» от ДД.ММ.ГГГГ №, сведениями о том, когда и кем был открыт лицевой счет в отношении квартиры № в № по <адрес> и выдавался ли ордер на указанное жилье ответчикам ЖКС №7 не располагает, так как жилые дома переданы ЖКС №7 филиала ФГБУ «ЦКЖУ» Минобороны России по ВКС с ДД.ММ.ГГГГ Ордер на указанное жилое помещение в архиве Домоуправления отсутствует.
Согласно копии выписки по лицевому счету Жилищно-коммунальной службы №7 филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление по воздушно-космическим силам» от ДД.ММ.ГГГГ №, квартира по адресу: <адрес> принадлежит нанимателю Позднякову Н.И.
Согласно копии выписки из домовой книги Жилищно-коммунальной службы №7 филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление по воздушно-космическим силам» от ДД.ММ.ГГГГ №, копиями паспортов ответчиков раздела «место жительства», по адресу: <адрес> зарегистрированы и проживают Поздняков Н.И. и Позднякова М.А.
Ст. 47 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорного правоотношения, было предусмотрено, что на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Нормами ст.ст. 105, 106 ЖК РСФСР предусматривалось, что служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. Таким образом, основанием для вселения в жилое помещение являлся ордер.
Между тем, отсутствие у гражданина ордера на занятие жилого помещения при вселении в жилое помещение, исполнение обязанностей нанимателя само по себе не может служить препятствием к возникновению у ответчиков права пользования жилым помещением, поскольку надлежащее оформление вселения являлось обязанностью владельца жилого фонда. Установленные судом обстоятельства вселения ответчиков в спорную квартиру в 1975 году, несение ими расходов по оплате коммунальных услуг означают, что для ответчиков возникли фактические жилищные правоотношения.
В силу ч. 1 ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду.
Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений (ст. 99 ЖК РФ).
Как следует из ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно ч. 3 ст. 101 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения.
В силу п. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по даннымдоговорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 настоящего Кодекса и ч. 2 настоящей статьи.
В случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда (ч. 1 ст. 35 ЖК РФ).
По смыслу приведенных выше норм права, предоставление служебного жилого помещения военнослужащим, в том числе гражданского персонала Вооруженных Сил РФ взаимоувязано с наличием отношений с организацией, предоставившей такое жилье, а прекращение этих отношений служит основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, за исключением случаев, перечисленных в законе.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", в соответствии с ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договора найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 ЖК РФ.
В этой связи по делам овыселенииграждан из специализированных жилых помещений (ст. 103 ЖК РФ) судам необходимо иметь в виду, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений граждане, перечисленные в пунктах 1 - 4 ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, при условии, что они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу п. 2 ч.2 ст.103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в частности, пенсионеры по старости.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статья 13 Федерального закона от 29.12.2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» предусматривает, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят в соответствии с п.1 ч.1 ст. 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ.
В п. 43 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» разъяснено, что ст. 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены ст. 108 и 110 ЖК РСФСР.
Учитывая, что спорное жилое помещение было предоставлено Позднякову Н.И. и членам его семьи до введения в действие ЖК РФ, то на возникшие правоотношения распространяют свое действие указанные выше положения закона.
Право на дополнительные гарантии в виде невозможности выселения без предоставления другого жилого помещения должно возникнуть в силу ст. 108 ЖК РСФСР к моменту введения в действие ЖК РФ – 01.03.2005 г.
Согласно ст. 110 ЖК РСФСР не могли быть выселены без предоставления другого жилого помещения лица, перечисленные в ст. 108 ЖК РСФСР, в том числе лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих") (п. 6).
Пункт 6 ст. 108 ЖК РСФСР в редакции, действовавшей до вступления в законную силу Федерального закона от 25.07.2002 N 116-ФЗ, с учетом установленного ст. 3 Федерального закона от 20.07.2004 г. №71-ФЗ порядка выселения лиц, указанных в п. 6 ст. 108 ЖК РСФСР, предусматривал, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в ст. 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет.
Как было установлено в судебном заседании Поздняков Н.И. отработал в войсковой части 14272 более 10 лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности кочегара, является пенсионером по старости с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается удостоверением №, справкой УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, не имел и не имеет в собственности жилых помещений, что подтверждается уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ, сведениями ТОГУП «Тамбов-недвижимость» и ГУПТИ Тамбовской области, постановлением администрации Воронцовского сельсовета Знаменского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ № Поздняков Н.И. поставлен на учет и признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, судом установлено наличие совокупности предусмотренных законом условий, при которых ответчик Поздняков Н.И. не может быть выселен из занимаемого служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Между Поздняковым Н.И. и Поздняковой М.А. заключен брак, что подтверждается свидетельством о браке № от ДД.ММ.ГГГГ Позднякова М.А. в данном случае является членом семьи нанимателя, является пенсионером по старости с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается удостоверением №, справкой УПФР в г. Котовске Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ №, постановлением администрации Воронцовского сельсовета Знаменского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ № поставлена на учет и признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, не имела и не имеет в собственности жилых помещений, что подтверждается уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ, сведениями ТОГУП «Тамбов-недвижимость» и ГУПТИ Тамбовской области, проживает совместно с Поздняковым Н.И., и как следствие, в силу п. 2 ч.2 ст.103 ЖК РФ, также не подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Министерства обороны РФ к Позднякову Н.И., Поздняковой М.А. о прекращении права пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, выселении Позднякова Н.И., Поздняковой М.А. из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения – отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Знаменский районный суд Тамбовской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья М.С. Тройнова
Мотивированное решение составлено 31 августа 2020 года.
Судья /подпись/ М.С. Тройнова