Дело №
55RS0№-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Реморенко Я.А.,
при секретаре Абубакировой К.Р.,
при помощнике судьи Бондаренко И.А.,
рассмотрел в г. Омске в открытом судебном заседании 23 марта 2022 года гражданское дело по заявлению администрации Омского муниципального района Омской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Омского муниципального района Омской области обратилась в Омский районный суд Омской области с заявлением о признании права собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества - газопровод с кадастровым номером газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 320 м, расположенный по адресу: <адрес>; газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 625 м, расположенный по адресу: <адрес>; газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 17288 м, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> указывает, что с момента постановки на учёт указанного бесхозяйного объекта недвижимого имущества прошло более года, никто своих прав на данные объекты не заявил. Просит признать право муниципальной собственности за Омским муниципальным районом <адрес> на бесхозяйные объекты недвижимого имущества - газопровод с кадастровым номером газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 320 м, расположенный по адресу: <адрес>; газопровод с кадастровым номером № протяженностью 625 м, расположенный по адресу: <адрес>; газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 17288 м, расположенный по адресу: <адрес>.
Определением Омского районного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ требования администрации Омского муниципального района Омской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости - газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 17288 м, расположенный по адресу: <адрес> выделены в отдельное производство.
Представитель заявителя администрации Омского муниципального района Омской области Парамут Т.Н. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представители заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области, Территориального управления федерального агентства по управления государственным имуществом в Омской области, Министерства имущественных отношений Омской области, Администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Определением Омского районного суда Омской области от 04.02.2022 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь», бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области «Усть-Заостровский сельскохозяйственный техникум», ООО «Газпром межрегионгаз», дачное некоммерческое партнерство «Сириус», Кириченко Н.А., Яковлева Е.С., Колоколов В.Г., которые в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, возражений относительно удовлетворения требований заявителя в материалы дела не представили.
Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов защиты.
В пункте 59 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.
Статьей 7 названного выше названного Федерального закона предусмотрено, что организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Статья 2 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» устанавливает понятие охранной зоны газопровода - зона с особыми условиями использования территории, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
Кроме того, в преамбуле названного нормативно-правового акта указано, что настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Таким образом, названный закон распространяет свое действие на безопасность государства, исключая аварийных ситуаций на опасных производственных объектах, обеспечивая безопасность к предметам ведения Российской Федерации.
В свою очередь требования администрации Омского муниципального района Омской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости - газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 320 м, расположенный по адресу: <адрес>; газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 625 м, расположенный по адресу: <адрес>; - направлены на обеспечение мониторинга и готовности эксплуатации опасного производственного объекта в рамках наделенных полномочий органов местного самоуправления.
По информации, представленной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области, в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о принятии на учёт бесхозяйного объекта недвижимого имущества - газопровода с кадастровым номером №, протяженностью 320 м, расположенный по адресу: <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ - в отношении газопровода с кадастровым номером №, протяженностью 625 м, расположенный по адресу: <адрес>.
По информации, представленной департаментом имущественных отношений администрации города Омска от 30.12.2021 № №, газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 320 м, расположенный по адресу: <адрес>; газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 625 м, расположенный по адресу: <адрес>; в реестре муниципального имущества не значатся, собственностью города Омска не являются.
Из информации, представленной Министерством имущественных отношений Омской области 24.12.2021 года № №, в Едином банке данных объектов собственности Омской области отсутствует информация о газопроводе с кадастровым номером №, протяженностью 320 м, расположенный по адресу: <адрес>; и о газопроводе с кадастровым номером №, протяженностью 625 м, расположенный по адресу: <адрес>.
По информации, представленной Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области 29.12.2021 года, объекты недвижимости - газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 320 м, расположенный по адресу: <адрес>; газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 625 м, расположенный по адресу: <адрес>; в реестре федерального имущества Омской области не состоят.
Вместе с тем, как следует из ответа, представленного ООО «Межоблгаз» от 10.01.2022 года №4, о том, что данная организация не осуществляет обслуживание газопровода с кадастровым номером 55:20:230101:5779, протяженностью 320 м, расположенный по адресу: <адрес>, переулок Степной; и газопровода с кадастровым номером 55:20:000000:7033, протяженностью 625 м, расположенный по адресу: <адрес>.
Из ответа АО «Омскоблгаз», предоставленного 17.01.2022, следует, что газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 320 м, расположенный по адресу: <адрес>; и газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 625 м, расположенный по адресу: <адрес>; на техническом обслуживании АО «Омскоблгаз» не находятся, право собственности на указанный объект не зарегистрированы.
Исходя из отзыва на заявления АО «Омскгазстройэксплуатация» притязаний в отношении объектов - газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 320 м, расположенный по адресу: <адрес>; газопровод с кадастровым номером №, протяженностью 625 м, расположенный по адресу: <адрес>; - не имеет.
Исходя из содержания и смысла пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации целью обращения лица, право которого нарушено, в суд является восстановление нарушенного права этого лица.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, установленными данной нормой, в том числе, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, а также иными способами, установленными законом.
Способ защиты своих прав и законных интересов является исключительным способом и применяется в случае, если иные способы не приведут к более быстрому и эффективному восстановлению нарушенных, либо оспариваемых прав и интересов.
Выбор способа защиты гражданских прав является прерогативой истца.
Заявителем выбран способ защиты права путем обращения в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.11.2013 № 701 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет: органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований; исполнительного органа государственной власти городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов. Заявление подается по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку. Заявление представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявителем лично, посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении либо в форме электронных документов, электронных образов документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, в порядке, установленном Законом для представления заявления о государственной регистрации прав (пункт 8 названного Порядка).
Согласно пункту 22 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей в принятии на учет объекта недвижимого имущества должно быть отказано, если: собственник объекта недвижимости представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение (в собственность); собственник представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление о том, что им ранее не совершались действия, направленные на отказ от права собственности, и (или) он не выражал волеизъявления об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества; в течение указанного в уведомлении о приостановлении срока собственник объекта недвижимого имущества не представит никакого письменного сообщения (заявления) или организация связи сообщит о невозможности вручения уведомления в связи с отсутствием адресата по указанному в нем адресу и, кроме того, орган местного самоуправления (исполнительный орган государственной власти городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) также не представит составленного в письменной форме заявления собственника об отказе от права собственности; по истечении срока, указанного в заявлении о приостановлении принятия на учет объекта недвижимого имущества, лицо, ходатайствовавшее о приостановлении, не представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление об устранении указанных им ранее причин; от права собственности на объект недвижимости отказались не все участники общей собственности; в результате принятых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, мер по получению дополнительных сведений и на основании представленных заявителем дополнительных доказательств не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным или лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта.
Указанные обстоятельства установлены регистрирующим органом не были.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь, что прямо предусмотрено пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что спорный объект недвижимости не имеет собственника и принят на учёт в установленном порядке, органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество - Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области.
С учетом вышеприведенных норм права при обстоятельствах рассматриваемого дела, поскольку с момента постановки спорного недвижимого объекта на учет в качестве бесхозяйного прошло более года и собственник данного объекта не выявлен, какие - либо лица на спорный объект также не претендуют, суд приходит к выводу, что в данном случае отсутствует спор о праве, в связи с чем имеются основания для удовлетворения заявленных требований администрации Омского муниципального района Омской области.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ 320 ░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ 625 ░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 31 ░░░░░ 2022 ░░░░.