70RS0001-01-2023-004676-94
Дело № 2-356/2024 (2-3582/2023)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 января 2024 года Кировский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Романовой Ю.А.,
при секретаре Лебедевой Н.А.,
помощник судьи Костиков К.А.,
с участием истца Шмырина Е.С., представителя ответчика Останиной Е.В. по доверенности от 26.09.2023 (на 1 год),
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Шмыриной А.А., Шмырина Е.С. к администрации Кировского района Города Томска о ликвидации контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Шмырина А.А., Шмырин Е.С. (далее истцы) обратились в суд с иском к администрации Кировского района Города Томска (далее ответчик) о ликвидации контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов, компенсации морального вреда, в котором просят обязать администрацию Кировского района г. Томска ликвидировать контейнерную площадку /________/, расположенную между домами по адресу: /________/ /________/, /________/, /________/ взыскать с администрации Кирвоского района г. Томска 30000 рублей в возмещении компенсации морального вреда, причиненного вследствие неправильного размещения контейнерной площадки /________/. В обоснование исковых требований истцы указывают, что указанная контейнерная площадка ТКО и ГКО /________/, расположенная по адресу: /________/ /________/, нарушает требования п. 4 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» 2.1.3684-21, утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 (далее СаНПиН 2.1.3684-21), в связи с тем, что указанная контейнерная площадка находится на расстоянии 14,97 метров от дома, расположенного по адресу: /________/, /________/. Истцы указывают, что ввиду недостаточного расстояния от места расположения контейнерной площадки до жилого дома, где проживают истцы, последние испытывают неудобства от неприятного запаха разлагающихся остатков мусора, шума, создаваемого при складировании и вывозе мусорных отходов, а также от появившихся в связи с этим мелких грызунов в виде крыс, вследствие чего, истцы тратят денежные средства на дератизацию. 16.10.2023 Шмырина А.А. обратилась к администрации Кировского района г.Томска с досудебной претензией о ликвидации контейнерной площадки /________/, на что 01.11.2023 был получен ответ в виде отказа в ликвидации указанной контейнерной площадки, что послужило основанием для обращения с настоящим исковым заявлением в суд.
Истец Шмырина А.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о его времени и месте.
В судебном заседании истец Шмырин Е.С. подержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что является собственником дома, расположенного по адресу: /________/, /________/, данная контейнерная площадка находится в непосредственной близости от его дома на расстоянии 14,97 метров, что подтверждается информацией из Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Томска, это нарушает п.4 СаНПиН 2.1.3684-21 и ст. 42 Конституции Российской Федерации. Также пояснил, что с истцами проживает двое несовершеннолетних детей, у которых из-за сильных шумов и запаха, исходящих с контейнерной площадки, нарушено психоэмоциональное состояние.
В судебном заседании представитель ответчика Останина Е.В. возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку контейнерная площадка /________/, расположенная по адресу: /________/ /________/, установлена согласно акту о приемке выполненных работ /________/ /________/, соответствует требованиям п.4 СаНПиН 2.1.3684-21, поддержала ответ заместителя главы администрации Кировского района г.Томска от /________/ /________/-Э и ответ и.о. главы администрации Кировского района г. Томска от /________/ /________/-ж, пояснила, что в соответствии с требованиями допускается уменьшение расстояния между контейнерной площадкой и индивидуальным жилым домом, но не более 25% минимально допустимых величин.
Заслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, определив на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Истец Шмырина А.А. 16.10.2023 обратилась с досудебной претензией к администрации Кировского района г.Томска с требованием ликвидировать контейнерную площадку /________/, на что 01.11.2023 получила ответ в виде отказа ввиду отсутствия нарушений п.4 СаНПиН 2.1.3684-21.
Согласно статье 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статье 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения городских округов относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (часть 1). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (часть 3).
Статьями 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
В силу пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки). Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения должно быть не менее 20 м, но не более 100 м; до территорий медицинских организаций - не менее 25 м (пункт 2.2).
Согласно Правилам обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункты 4, 7).
В целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарного, эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления коммунальных отходов уполномоченный орган запрашивает заключение соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 6).
Истцы согласно выписке из ЕГРН от 11.02.22 являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: /________/ /________/.
Согласно ответу заместителя главы администрации Кировского района г.Томска от /________/ /________/-Э и ответу и.о. главы администрации Кировского района г. Томска от /________/ /________/-ж, в соответствии с пунктом 3 СаНПиН 2.1.3684-21 контейнерная площадка /________/ имеет твердое (бетонное) покрытие, ограждение с трех сторон, разделена на две части и имеет уклон для отведения талых и дождевых вод с контейнерной площадки. Муниципальным контрактом от 16.07.2021 выполнены работы по установке контейнерных площадок, отвечающих нормам СаНПиН и ГОСТ 12.3.009-76, ГОСТ 12.4.253-2013, что подтверждается актом /________/ от /________/ о приемке выполненных работ.
Ответом на обращение заместителя главы администрации Кировского района г.Томска от /________/ /________/-Э установлено, что при измерении расстояний от угла контейнерной площадки /________/ до угла ближайшего индивидуального жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: /________/, /________/, величина составила 17,89 метров.
В соответствии п.4 СаНПиН 2.1.3684-21 допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении № 1 к Санитарным правилам. Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении № 1 к Санитарным правилам. В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 10 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Таким образом, максимально допустимое расстояние от контейнерной площадки до индивидуального жилого дома, с учетом уменьшения расстояния не более чем на 25% от допустимых 20 метров составляет – 15 метров, расстояние 17,89 метров от контейнерной площадки /________/ до индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: /________/ /________/, не противоречит требованиям п.4 СаНПиН 2.1.3684-21.
Кроме того, судом учитывается, что истцами заявлено требование ликвидировать контейнерную площадку, а не перенести ее на другое расстояние.
В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцы, ссылаясь на необходимость проведения дератизации, появление грызунов вблизи их дома, шум от вывоза мусора в ночное время, распространение неприятного запаха от мусора, не представили соответствующих доказательств.
Дав оценку вышеуказанным обстоятельствам, в совокупности с представленными письменными доказательствами, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для ликвидации контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов /________/, расположенной по адресу: /________/, /________/, в связи с чем суд считает исковые требования в этой части не подлежащими удовлетворению.
Истцами заявлено требование о компенсации морального вреда в сумме 30000 руб.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно разъяснениям п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.). Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Как следует из текста искового заявления, размер компенсации морального вреда определен в связи с нарушением ответчиком права истцов на благоприятную окружающую среду.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает, что истцами не доказано превышение уровня загрязнения воздуха возле их дома вследствие нахождения контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов /________/, расположенной по адресу: /________/ /________/.
Кроме того, вопреки доводам истцов, их обращения в различные государственные органы не влечет за собой право на компенсацию морального вреда.
Истцами в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено доказательств, что действиями ответчика, выразившимися в размещении контейнерной площадки, причинены негативные последствия здоровью истцов.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения иска в части компенсации морального вреда в сумме 30000 руб. также отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 06.02.2024.