дело № 2-1-397/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Козьмодемьянск 08 апреля 2019 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Шаховой К.Г., при секретаре судебных заседаний Зайковской И.А.,
с участием представителя истца Микеркина А.П. Толстова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Микеркина А.П. к администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район», администрации муниципального образования «Виловатовское сельское поселение» о признании права собственности на жилой дом и земельные участки в порядке наследования,
установил:
Микеркин А.П. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» о признании в порядке наследования права собственности на жилой дом площадью 52,8 кв.м и земельный участок площадью 3500 кв.м с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>, земельный участок площадью 6000 кв.м, расположенный примерно в 200 м по направлению на северо-запад от ориентира по адресу: <адрес>, указав в обоснование иска, что является наследником своей матери ФИО4, умершей ДД.ММ.ГГГГ После смерти ФИО4 осталось указанное имущество, перешедшее фактически во владение истца, который как единственный наследник по закону принял наследство, тем самым приобрел право собственности на спорные жилой дом и земельные участки в порядке наследования.
В суд истец Микеркин А.П., будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства, не явился, его представитель по доверенности Толстов С.В. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Ответчик администрация муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» представителя в суд не направила, о времени и месте судебного разбирательства извещена, в направленном в суд заявлении просила рассмотреть заявленные требования в ее отсутствие, заявила о том, что не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
Привлеченная к участию в деле в качестве ответчика администрация муниципального образования «Виловатовское сельское поселение» представителя в суд не направила, о времени и месте судебного разбирательства извещена, в направленном в суд заявлении просила рассмотреть заявленные требования в ее отсутствие, против удовлетворения заявленных требований не возражала.
Третье лицо нотариус Козьмодемьянского нотариального округа в суд не явился, о судебном разбирательстве извещен, возражений по существу иска не выразил.
На основании статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.
Выслушав объяснения представителя истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 1113, 1114 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) наследство открывается со смертью гражданина. Днем открытия наследства является день смерти гражданина.
В силу статьи 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом
Наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 ГК РФ. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства (статья 1141 ГК РФ).
Согласно статье 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Судом установлено, что истец Микеркин А.П. приходится сыном ФИО4, умершей ДД.ММ.ГГГГ в г. ФИО2 (свидетельство о смерти серии 1-ЕС № от ДД.ММ.ГГГГ), т.е. относится к наследникам первой очереди.
В соответствии со статьей 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу статьи 1181 ГК РФ принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется. При наследовании земельного участка или права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству переходят также находящиеся в границах этого земельного участка поверхностный (почвенный) слой, водные объекты, находящиеся на нем растения, если иное не установлено законом.
Из материалов дела следует, что на основании постановлений Виловатовской сельской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 на праве пожизненного наследуемого владения для ведения личного подсобного хозяйства предоставлены земельный участок площадью 0,35 га по адресу: <адрес> земельный участок площадью 6000 га, расположенный примерно в 200 м на северо-запад от ориентира по адресу: <адрес>
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок площадью 3500 кв.м расположен на землях населенного пункта с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства, земельный участок площадью 6000 кв.м входит в состав земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства.
Как следует из технического паспорта, подготовленного ДД.ММ.ГГГГ для постановка объекта недвижимости на государственный кадастровый учет, на земельном участке с кадастровым номером № расположен жилой <адрес> года постройки площадью 52,8 кв.м, которому на основании распоряжения Виловатовской сельской администрации присвоен адрес: <адрес>
По сведениям Виловатовской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ №, названный жилой дом на основании сведений похозяйственных книг принадлежал ФИО4, после смерти которой жилым домом и земельным участком по указанному адресу пользуется ее сын Микеркин А.П.
Абзацами 1 - 3 пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ предусмотрено, что если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация права собственности на указанные земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
Поскольку спорные земельные участки были предоставлены наследодателю компетентным органом до введения в действие Земельного кодекса РФ (до 30 октября 2001 г.), эти земельные участки считаются предоставленными ФИО4 на праве собственности.
Далее в соответствии с правилами статей 130 и 131 ГК РФ право собственности наследодателя подлежало регистрации, но ФИО4. при жизни не обращалась за совершением регистрационных действий.
Отсутствие предусмотренной статьей 131 ГК РФ обязательной регистрации прав на недвижимое имущество, перешедшее по наследству, ограничивает возможности распоряжаться этим имуществом (продавать, дарить и т.п.), но никак не влияет, согласно названным выше требованиям закона, на факт принадлежности этого имущества на праве собственности лицу, получившему его в порядке наследования.
Из разъяснений, данных в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», следует, что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
То обстоятельство, что регистрация права собственности наследодателя на спорные земельные участки произведена не была, с учетом указанных выше требований закона не может рассматриваться как основание для исключения спорных объектов недвижимости из состава наследственного имущества, оставшегося после смерти ФИО4
В соответствии со статьей 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен был его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. При этом принятие наследства одним или несколькими наследниками не означает принятия наследства остальными наследниками.
Статья 1153 ГК РФ предусматривает способы принятия наследства путем фактического вступления во владение наследственным имуществом или подачей нотариальному органу по месту открытия наследства заявления о принятии наследства.
Из материалов наследственного дела №, заведенного после смерти ФИО4, следует, что ее сын Микеркин А.П. принял наследство, обратившись к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону.
Пунктом 4 статьи 1152 ГК РФ предусмотрено, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
При таких обстоятельствах в связи с установлением судом факта принятия истцом наследства, состоящего в том числе из спорных жилого дома и земельных участков, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования и признать в порядке наследования за ФИО1 право собственности на жилой дом площадью 52,8 кв.м и земельный участок площадью 3500 кв.м с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>, а также земельный участок площадью 6000 кв.м с кадастровым номером №, расположенный примерно в 200 м по направлению на северо-запад от ориентира по адресу: <адрес>
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Микеркина А.П. удовлетворить.
Признать в порядке наследования право собственности Микеркина А.П. на жилой дом площадью 52,8 кв.м и земельный участок площадью 3500 кв.м с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>, земельный участок площадью 6000 кв.м с кадастровым номером №, расположенный примерно в 200 м по направлению на северо-запад от ориентира по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд в течение месяца дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Шахова К.Г.
решение принято в окончательной форме 09 апреля 2019 г.