Судья: Абишев М.С. адм. дело № 33а-4248/2023
(2а-2056/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02.05.2023 г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Ромадановой И.А., Роменской В.Н.,
при секретаре Алиеве Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области на решение Красноярского районного суда Самарской области от 29 декабря 2022 года по административному делу № 2а-2056/2022 по административному исковому заявлению Парфенова О.В. к администрации городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области об оспаривании решения органа местного самоуправления, обязать устранить допущенные нарушения.
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ромадановой И.А., доводы представителя административного истца Котина Д.В., судебная коллегия
установила:
Административный истец Парфенов О.В. обратился в суд с административным иском к администрации г.п. Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области о признании незаконным постановления администрации городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области от 24.10.2022 № об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов и обязании администрации городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области возобновить рассмотрение заявления от 23.09.2022 (входящий № №) о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 23.09.2022 в адрес Администрации городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области им было подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, относящегося к не разграниченной государственной собственности, без проведения торгов, в аренду, площадью 295 кв.м., категорией земель - земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>
24.10.2022 административный ответчик вынес Постановление за № «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов» по следующим основаниям:
- п. 6, ст. 11.9, пп. 3 п. 16 ст. 11.10, пп. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, в соответствие с которыми образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Кодексом и другими федеральными законами, не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
- согласно СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройки юродских и сельских поселений, ширина улиц и дорог местного значения должна составлять от 15 до 30 метров. <адрес> является автомобильной дорогой местного значения, по которой проходит «школьный маршрут» и формирование участка приведет к сужению улицы.
- пп.1 ст.39.16 Земельного кодекса РФ - с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение участка без проведения торгов.
- к заявлению не предоставлен Акт согласования границ, согласованный с Администрацией г.п. Новосемейкино.
- вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № «размещение магазина», а цель испрашиваемого участка «для ведения личного подсобного хозяйства» и данный вид использования отсутствует в перечне ВРИ территориальной зоны Ж1.
Истец, полагая, что данный отказ не соответствует законодательству и фактически привел к нарушению его прав по предоставлению испрашиваемого земельного участка в аренду, обратился в суд с данным административным исковым заявлением.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просил суд признать постановление администрации городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области о признании незаконным постановления № от 24.10.2022 года «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов»– незаконным, нарушающим его права и свободы и создающим препятствия к осуществлению его прав и свобод, и обязать администрацию г.п. Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов истца и продолжить работу по заявлению истца.
Решением Красноярского районного суда Самарской области от 29.12.2022 постановлено:
« Административные исковые требования Парфенова О.В. к администрации г.п. Новосемейкино м.р. Красноярский Самарской области об оспаривании решения органа местного самоуправления, обязании устранить допущенные нарушения удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации городского поселения Новосемейкино м.р. Красноярский Самарской области от 24.10.2022 № об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов.
Обязать администрацию городского поселения Новосемейкино м.р. Красноярский Самарской области возобновить рассмотрение заявления Парфенова О.В. от 23.09.2022 (входящий №) о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов» (л.д.76-80).
В апелляционной жалобе администрация городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме (л.д. 82-85).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечению доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Представитель административного истца Парфенова О.В. – Котин Д.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное. Доводы апелляционной жалобы считает несостоятельными.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Согласно пп. 2 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22, 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пп. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Согласно ст. 9.1. Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД (ред. от 13.07.2022) "О земле" Гражданин вправе приобрести без проведения торгов в аренду в первоочередном порядке земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, размер которого менее минимальных размеров земельных участков, установленных статьей 13 настоящего Закона для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства, в случае одновременного соблюдения следующих условий:
1) отсутствие споров о границах земельного участка со смежными землепользователями. При этом гражданином представляется акт согласования местоположения границ испрашиваемого земельного участка, оформленный в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
2) наличие общей границы с земельным участком, которым гражданин обладает на праве собственности, или постоянного (бессрочного) пользования, или пожизненного наследуемого владения;
3) ранее заявителю земельный участок по основанию, предусмотренному в настоящей статье, в границах муниципального района (городского округа), в котором испрашивается земельный участок, не предоставлялся.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Парфенов О.В. имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 15.03.2013, сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные», границы земельного участка уточнены и обозначены на местности, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 47-49).
23.09.2022 Парфенов О.В. обратился в администрацию городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов, расположенного по адресу<адрес>
К заявлению была приложена схема расположения на кадастровом плане территории, площадь образуемого участка 295 кв.м.
24.10.2022 административным ответчиком вынесено Постановлением № «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов».
Основанием для отказа Парфенову О.В. послужило:
- п. 6, ст. 11.9, пп. 3 п. 16 ст. 11.10, пп. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, в соответствие с которыми образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Кодексом и другими федеральными законами, не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
- согласно СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройки юродских и сельских поселений, ширина улиц и дорог местного значения должна составлять от 15 до 30 метров. <адрес> является автомобильной дорогой местного значения, по которой проходит «школьный маршрут» и формирование участка приведет к сужению улицы;
- пп.1 ст.39.16 Земельного кодекса РФ - с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение участка без проведения торгов;
- к заявлению не предоставлен Акт согласования границ, согласованный с Администрацией г.<адрес>;
- вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № «размещение магазина», а цель испрашиваемого участка «для ведения личного подсобного хозяйства» и данный вид использования отсутствует в перечне ВРИ территориальной зоны Ж1.
Судом первой инстанции установлено, что согласно схемы расположения земельного участка следует, что земельный участок с кадастровым номером № и испрашиваемый земельный участок площадью 295 кв.м. имеют общую границу (являются смежными). Испрашиваемый земельный участок площадью 295 кв.м. граничит с земельным участком с кадастровым номером № имеющим уточненные границы, то есть согласование не требуется (л.д. 14). Административный истец вправе обратится с заявление о предоставлении земельного участка.
Земельный участок с кадастровым номером № имеет вид разрешенного использования – размещение магазина, испрашиваемый земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, Парфенов О.В. обратился за предоставлением в аренду земельного участка, а не для перераспределения земельных участков. Земельные участки являются смежными, имеющими индивидуальные характеристики. Земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1.
Из представленных сведений административным ответчиком следует, что <адрес> - это автомобильная дорога местного значения, 4 категории, имеет 2 полосы движения.
Из заключения кадастрового инженера ООО «Земельный центр» следует, что образуемый земельный участок ни в каких точках не накладывается и не пересекает <адрес> с асфальтовым покрытием и не приведет к ее сужению, испрашиваемый участок используется, на нем имеется нежилое некапитальное строение, принадлежащее административному истцу.
На день подачи заявления и на момент вынесения оспариваемого постановления действовал СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Актуализированная редакция СНиП 2.07.01.-89*(утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 №1034/пр (ред.31.05.2022).
Как указано в ч.1 Свода правил областью применения настоящего свода правил Настоящий свод правил направлен на обеспечение градостроительными средствами безопасности и устойчивости развития муниципальных образований, охрану здоровья населения, рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды, сохранение памятников истории и культуры, защиту территорий поселений от неблагоприятных воздействий природного и техногенного характера, а также на создание условий для реализации определенных законодательством Российской Федерации социальных гарантий граждан, включая маломобильные группы населения (МГН), в части обеспечения объектами социального и культурно-бытового обслуживания, инженерной и транспортной инфраструктуры и благоустройства.
Требования настоящего свода правил с момента его ввода в действие предъявляются к вновь разрабатываемой градостроительной и проектной документации, а также к иным видам деятельности, приводящим к изменению сложившегося состояния территории, недвижимости и среды проживания.
Из данного документа следует, что расчетные параметры улиц и дорог для средних и малых городов следит принимать по таблице 11.2а., где указана ширина улиц и дорог в красных линиях для местного значения -10-20 м.
Административным ответчиком не предоставлено доказательств, что произойдет сужение <адрес>, и обстоятельство наложения земельного участка на места общего пользования.
Красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации ).
Документов отображающих нанесенные красные линии административным ответчиком не предоставлено.
Разрешая административные исковые требования, суд пришел к правильному выводу, что ответчиком не представлено суду достоверных сведений, что основания заложенные в постановлении от 24.10.2022 года № обоснованы, в связи с чем, административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В целях восстановления нарушенных прав административного истца суд обоснованно, в соответствии с положениями статьи 227 КАС РФ, возложил на Администрацию г.п. Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов истца и продолжить работу по заявлению истца от 23.09.2022 (входящий №)
Таким образом, при разрешении спора, судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.
Мотивы, по которым суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у судебной коллегии не имеется оснований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования судом первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем, не влияют на правильность принятого решения и не могут служить основанием к отмене решения суда.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноярского районного суда Самарской области от 29.12.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: