Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3061/2023 ~ М-2695/2023 от 28.06.2023

№ 2-2120/2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

«04» июля 2023 года г. Ростов-на-Дону

Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Агрба Д.А.

при секретаре судебного заседания Ласенко Е.И.

с участием представителя истца - ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» Аникиной Л.В., действующей на основании доверенности, ответчика Вострикова Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» к Вострикову Ю. В. об отмене решения о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, обязании сдать удостоверение ветерана боевых действий,

у с т а н о в и л:

ФКУ "Военный комиссариат Ростовской области" обратилось в суд с иском к Вострикову Ю.В. об отмене решения военного комиссариата Ростовской области от 19 сентября 2005 года о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, о возложении обязанности сдать удостоверение в обоснование заявленных требований ссылаясь на следующие обстоятельства. В связи с обращением Вострикова Ю.В. о выдаче дубликата удовлетворения ветерана боевых последнему отказано в выдаче такого удостоверения в связи с отсутствием документов, подтверждающих непосредственное участие истца в боевых действиях в период прохождения им военной службы. Отсутствуют приказы, изданные командиром (начальником) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие период выполнения Востриковым Ю.В. задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской республике в период с декабря 1994 года по декабря 1996 года, сведения о награждении его за участие в боевых действиях, равно как и сведения о получении истцом ранений, контузий или увечий в ходе участий в боевых действиях; представленные истцом документы могут подтвердить факт нахождения его на территории Чеченской Республики в юридический значимый период, однако достаточных данных о непосредственном участии истца в боевых действиях, в соответствии с требованиями Федерального закона "О ветеранах", в представленных материалах не содержится. Сам по себе факт нахождения военнослужащего на территории Чеченской республики в период с 01 июня 1996 года по 17 июля 1996 года без его участия в боевых действия, не может являться основанием для выдачи ему удостоверения ветерана боевых действий, а наличие оснований для выдачи такого удостоверения должно подтверждаться приказами командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к выполнению специальных задач в зоне чрезвычайного положения на территории Чеченской республики, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих при выполнении специальных задач в зоне чрезвычайного положения.

В судебном заседании представитель истца по доверенности заявленные исковые требования поддержала и просила их удовлетворить, дав пояснения аналогичные доводам иска.

Ответчик заявленные исковые требования не признал, просил в иске истцу отказать, ссылаясь на то, что в период прохождения срочной службы истец был направлен в Чеченскую республику для выполнения специальных задач в зоне чрезвычайного положения на территории Чеченской республики, где находился в период с 01 июня 1996 года по 19 июля 1996 года и принимал непосредственное участие в боевых действиях, поэтому ему в 2005 году выдано оспариваемое удостоверение ветерана боевых действий.

    Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, полагает заявленные требования неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" определяет категорию лиц, отнесенных к ветеранам боевых действий.

В разделе III приложения к Закону РФ "О ветеранах" применительно к территории Чеченской Республики и Северо-Кавказскому региону указаны два периода ведения боевых действий, в том числе: в случае выполнения задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающей к ней территориях РФ, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.

Судом установлено, что в период прохождения срочной службы истец направлялся для выполнения специальных задач в зоне чрезвычайного положения на территории Чеченской республики, где находился в период с 01 июня 1996 года по 19 июля 1996 года. Ответчик проходил службу в составе войсковой части 66431.

Указанное подтверждается архивной справкой филиала ЦАМО от 11 июля 2023 года, полученной на запрос суда.

Из указанной справки следует, что в Приказе командира войсковой части 66431 по общим вопросам № 544 от 04 ноября 1996 года «Об исчислении выслуги лет и выплате денежного содержания военнослужащим по призыву войсковой части 66431, принимавшим участие в боевых действиях на территории ЧР сентябрь и октябрь 1996 года, в соответствии с указом президента РФ № 2166 от 9.12.1994 и постановлением правительства РФ № 1360 от 9.12.1994 о выполнении специальных задача в зоне чрезвычайного положения на территории ЧР нижепоименованному личному составу засчитана выслуга лет в льготном исчислении и установлен повышенный оклад денежного содержания за исполнение служебных обязанностей в районе боевых действий за сентябрь и октябрь 1996 года, рядовой Востриков Ю..В. с 01 июня 1996 года по 19 июля 1996 года.

Из этой же справки следует, в перечне органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск Российской Федерации, принимавших (принимающих) участие и привлекаемых к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике, значится: включить в личный состав войсковой части 66431, период участия 09.12.1994 – 11.10.1996. Основание: директива Генерального штаба Вооруженных сил РФ от 24.10.2002 .

Таким образом, судом установлено, что истец был в списках личного состава данной войсковой части 66431 в период с 01 июня 1996 года по 19 июля 1996 года и выполнял специальные задачи в зоне чрезвычайного положения на территории Чеченской республики.

Заявляя настоящие требования, представитель ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» ссылался на отсутствие документов о непосредственном участии Вострикова Ю.В. в боевых действиях по выполнению задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, поскольку приказы об участии истца в боевых действиях, утвержденных командующим генеральным штабом, отсутствуют и на хранение в Центральный архив МО России не поступали.

Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, и определен круг лиц, относящихся к данной категории.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 3 названного федерального закона к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приведен в приложении к Федеральному закону "О ветеранах".

Согласно разделу III этого перечня (в редакции Федерального закона от 2 октября 2008 г. N 166-ФЗ) к числу территорий и периодов ведения боевых действий отнесены, в том числе, выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.12.1995 N 1210 "Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике" к зоне, на которую распространяется действие Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", отнесена вся территория Чеченской Республики.

Во исполнение положений Федерального закона "О ветеранах" Правительство Российской Федерации Постановлением от 19.12.2003 N 763 утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета данного удостоверения.

В силу пункта 2 Инструкции выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

Согласно п. 3 Приложения к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 15.03.2004 N 77 "О порядке выдачи удостоверения ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации" выдача удостоверений лицам, указанным в пункте 1 настоящей Инструкции, производится при наличии документов подтверждающих прохождение ими военной службы (работу) в органах военного управления, соединениях, воинских частях, организациях, входящих в перечень органов военного управления, соединений, воинских частей и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, Железнодорожных войск Российской Федерации, принимавших участие и привлекавшихся к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, или в перечень воинских частей, подразделений и групп Вооруженных Сил Российской Федерации, Железнодорожных войск Российской Федерации, входивших в состав Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации с августа 1999 года.

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15.03.2004 N 77 утратил силу в 2009 году в связи с изданием Приказа Министра обороны Российской Федерации от 02.11.2009 N 1177, которым утверждена новая инструкция о порядке выдачи удостоверения ветерана боевых действий Вооруженных Силах Российской Федерации.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11.08.2012 N 2288 утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 Порядка выдача удостоверений осуществляется лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны Российской Федерации (Министерством обороны СССР) либо упраздненным государственным органом, функции которого в установленной сфере деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.

В пункте 9 Порядка установлено, что для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий, в обращении, кроме фамилии, имени и отчества заявителя, указываются для военнослужащих - личный номер, воинское звание, дата рождения, занимаемая воинская должность, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии с разделом III перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону "О ветеранах").

К обращению о выдаче удостоверения ветерана боевых действий согласно п. 9 Порядка лицами, выполнявшими задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, прикладываются документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей, - выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения задач указанными лицами, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.

Между тем, с учетом правовой позиции приведенной в Определении Конституционного Суда РФ от 12.04.2005 N 128-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запросов Курского гарнизонного военного суда о проверке конституционности пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 27 ноября 2002 года "О внесении изменений и выполнений в Федеральный закон "О ветеранах" и Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2001 г. N 896 "О зонах вооруженного конфликта", по смыслу статей 118 (части 1 и 2), 120, 126 и 127 Конституции Российской Федерации, о том, что, осуществляя выбор подлежащих применению норм, суды должны исходить из того, что новое правовое регулирование, если оно снижает уровень гарантий и компенсаций, во всяком случае, не может быть распространено на правоотношения, сложившиеся в период действия прежнего правового регулирования.

Таким образом, в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, а также в период с августа 1999 года по декабрь 2001 года действовали одни и те же правовые нормы, предоставляющие одинаковые гарантии и компенсации военнослужащим, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации.

На основании Федерального закона от 25.07.1998 N 330-ФЗ "О борьбе с терроризмом" Указом Президента Российской Федерации от 22.01.2001 N 61 "О мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" (с последующими изменениями) для непосредственного руководства специальными силами и средствами по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, создан Региональный оперативный штаб. На Региональный оперативный штаб возложено руководство и управление специальными силами и средствами. Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, входящие в состав специальных сил, подчиняются руководителю Регионального оперативного штаба, который принимает решение об их использовании.

При таких обстоятельствах, требования абз. 6 п. 9 Приложения к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 11.08.2012 г. N 2288 о необходимости предоставления заявителем выписок из приказов командиров воинских частей, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды его участия в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба не могут быть признаны обоснованными, поскольку Региональный оперативный штаб был создан на основании Федерального закона от 25.07.1998 N 330-ФЗ "О борьбе с терроризмом" Указом Президента Российской Федерации от 22.01.2001 N 61 "О мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" (с последующими изменениями), начал осуществлять согласование приказов значительно позже, а время выполнения ответчиком задач охватывает более ранний период (июнь-июль 1996 года).

Новое правовое регулирование, закрепленное в абз. 6 п. 9 Приложения к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 11.08.2012 N 2288 не может быть распространено на правоотношения, сложившиеся в период действия прежнего правового регулирования - п. 3 Приложения к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 15.03.2004 г. N 77.

При этом требования п. 3 Приложения к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 15.03.2004 N 77 заявителем выполнены, так как истцом представлены документы, подтверждающие прохождение им военной службы в воинской части Вооруженных сил Российской Федерации, входившей в печень органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций ВС РФ, железнодорожных войск РФ, принимавших (принимающих) участие и привлекаемых к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в Чеченской республике.

Таким образом, доводы стороны истца, о том, что ответчик не предоставил соответствующих доказательств о непосредственном его участии в боевых действиях в спорный период, являются несостоятельными.

Кроме того, надлежащими доказательствами выполнения задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, в соответствии с п. 3 Инструкции являются не только выписки из приказов начальников (командиров), но и соответствующие записи в удостоверениях личности, военных билетах.

Ссылка истца на постановление Правительства РФ от 31.03.1994 N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" также не подтверждает обоснованность его доводов о том, что представленные ответчиком доказательства не могут признаваться надлежащими доказательствами факта непосредственного участия ответчика в боевых действиях на территории Чеченской Республики.

Действительно, в соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 31.03.1994 N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" дополнительные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", предоставляются только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации), при этом периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

Между тем, пунктом 5 постановления Правительства РФ от 31.03.1994 N 280 Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной пограничной службе - Главному командованию Пограничных войск Российской Федерации, другим министерствам и ведомствам, в которых законом предусмотрена военная служба, было предписано:

определить перечни воинских частей, подразделений, штабов, оперативных и иных групп, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах;

установить порядок предоставления дополнительных отпусков военнослужащим и сотрудникам, проходящим военную службу (службу) на территориях государств Закавказья, Прибалтики, Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах;

представить в 3-месячный срок в установленном порядке предложения об установлении максимальных сроков непрерывного прохождения военнослужащими военной службы за пределами Российской Федерации, а также направления (командирования) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

В соответствии со ст. 60 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства дела, которые, в соответствии с законом, должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Таким образом, непосредственное участие военнослужащих и иных лиц в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей при разрешении дела судом может быть подтверждено только определенными средствами доказывания.

Отказывая в удовлетворении иска, суд исходит из доказанности факта непосредственного участия истца в боевых действиях в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике.

В период прохождения истцом срочной службы, с 01 июня 1996 года по 19 июня 1996 года, истец находился в составе войсковой части 66431 на территории Чеченской Республики, где выполнял задачи по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований. При этом войсковая часть 66431 включена в перечень органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций ВС РФ, железнодорожных войск РФ, принимавших (принимающих) участие и привлекаемых к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в Чеченской республике,

Факт нахождения истца в указанный период в служебной командировке на территории Чеченской Республики и его непосредственного участия в боевых действиях подтвержден совокупностью письменных доказательств.

В военном билете истца серии в разделе 17 имеется запись о том, что он принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики с 01 июня 1996 года по 19 июля 1996 года в составе войсковой части N 66431. Кроме того, согласно справке, выданной 03 апреля 1997 года командиром войсковой части 66431 истец в период с 01 июня 1996 года по 19 июля 1996 года в составе войсковой части N 66431 выполнял задачи в условиях вооруженного конфликта на территории Чеченской республики.

Доказательств тому, что информация об участии истца в боевых действиях на территории Чеченской Республики, изложенная в военном билете истца и в справке, не соответствует действительности, ответчиком не представлено. Оснований сомневаться в достоверности указанных доказательств у суда не имеется.

При указанных обстоятельствах, поскольку факт участия истца в боевых действиях на территории Чеченской Республики в период служебной командировки с 01 июня 1996 года по 19 июля 1996 года в составе войсковой части 66431 нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, поэтому суд не находит правовых основания для удовлетворения заявленных истцом требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» к Вострикову Ю. В. об отмене решения о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, обязании сдать удостоверение боевых действий оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено 28 июля 2023 года.

2-3061/2023 ~ М-2695/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ФКУ "Военный комиссариат Ростовской области"
Ответчики
Востриков Юрий Владимирович
Суд
Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону
Судья
Агрба Диана Абхазгиреевна
Дело на сайте суда
oktyabrsky--ros.sudrf.ru
28.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.06.2023Передача материалов судье
29.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.07.2023Судебное заседание
28.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.09.2023Дело оформлено
22.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее