Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 13а-370/2022 от 25.02.2022

№13а-370/2022 (№2-1834/2020)

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

об освобождении от уплаты исполнительского сбора

10 марта 2022 года                                                       г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе

судьи Юртаевой О.А.

при секретаре Курикаловой Ю.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление правительства Еврейской автономной области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

у с т а н о в и л:

Правительство ЕАО обратилось в суд с заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора. Требование мотивировано тем, что 30.06.2020 Биробиджанским районным судом ЕАО вынесено решение в соответствии с которым правительство ЕАО обязано предоставить Шабалиной Ю.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правила и нормам, площадью не ниже установленных норм, в черте муниципального образования «Амурзетское сельское поселение» Октябрьского муниципального района ЕАО. 30.09.2021 судебным приставом исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО возбуждено исполнительное производство № 40069\21\27027-ИП. 25.11.2021 в правительство ЕАО из МОСП судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО поступило постановление судебного пристава исполнителя от 27.10.2021 № 27027\21\72600 о взыскании исполнительного сбора в размере 50 000 рублей. В силу объективных и непреодолимых обстоятельств правительство области в первоначально установленный срок не имело и до настоящего времени не имеет возможности предоставить жилое помещение Шабалиной Ю.С., и исполнить решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 30.06.2020. Считает, что указанные в заявлении обстоятельства свидетельствуют об отсутствии виновного противоправного бездействия правительства ЕАО в неисполнении решения суда. Просит суд освободить правительство ЕАО от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства от 30.09.2021 № 40069\21\27027-ИП по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Шипиловой С.А. от 27.10.2021 о взыскании исполнительного сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству неимущественного характера.

В судебное заседание представитель заявителя правительства ЕАО, заинтересованные лица УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО, судебный пристав-исполнитель Шипилова С. А., не явились, о месте и времени рассмотрения заявления извещены надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть заявление в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ч.3 ст. 363 КАС РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.

В соответствии с положениями ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника -гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации – 50 000 руб. (часть 3).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

Из материалов дела следует, что решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 30.06.2020 на правительство ЕАО возложена обязанность предоставить Шабалиной Ю.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, площадью не ниже установленных норм, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, в черте муниципального образования «Амурзетское сельское поселение» Октябрьского муниципального района ЕАО.

Судебным приставом исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО 28.09.2021 возбужденно исполнительное производство № 39122\21\27027-ИП.

27.10.2021 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств Шипиловой С. А. в рамках данного исполнительного производства вынесено постановление о взыскании с должника – правительства ЕАО исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок.

25.11.2021 года в правительство ЕАО поступило постановление судебного пристава-исполнителя от 27.10.2021 о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абз. 2 п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования.

Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.

При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.

Порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам, установлен Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов российской федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (приложение № 9 к государственной программе Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 296), действовавшими на момент возбуждении исполнительного производства.

Согласно указанным правилам, уровень софинансирования субсидии за счет средств федерального бюджета составляет 86 %.

Субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год Министерству образования и науки Российской Федерации на данные цели. Распределение субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации осуществляется с учетом: численности лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете на получение жилого помещения, в возрасте от 18 до 23 лет, в возрасте от 23 лет и старше (по данным сведений государственного статистического наблюдения (форма № 103-РИК); средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в конкретном субъекте Российской Федерации (устанавливается приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстроя Российской Федерации на определенный период)); социальной нормы площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемая для расчета размера субсидии, в размере 33 кв. метров (Закон ЕАО от 25.10.2007 № 226-03 «Об областных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг»).

Перечень главных администраторов доходов областного бюджета утвержден законом ЕАО от 10.12.2019 № 498-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», согласно которому комитет социальной защиты населения правительства ЕАО является администратором доходов областного бюджета в части субсидии из федерального бюджета на предоставление жилых помещений детям-сиротам. Главными распорядителями средств областного бюджета в части расходов на предоставление жилых помещений детям-сиротам являются управление архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области и комитет по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области.

Согласно Федеральному закону от 06.12.2021 № 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» для ЕАО на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на 2022 год предусмотрены денежные средства в размере 89 325,7 тыс. руб. Законом ЕАО от 29.12.2020 № 661-ОЗ «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», на указанные нужды предусмотрено 9 242,7 тыс. руб.

В целях соблюдения установленного уровня софинансирования указанного расходного обязательства автономии (10 %), законом ЕАО от 14.12.2021 № 49-03 «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» были предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 9 925,1 тыс. рублей.

Между Министерством просвещения Российской Федерации и правительством Еврейской автономной области 24.12.2021 заключено соглашение о предоставлении в 2022 году субсидии из федерального бюджета областному бюджету на предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, в соответствии с которым правительство автономии должно приобрести 33 жилых помещения.

Приобретение жилых помещений осуществляется комитетом по управлению государственным имуществом правительства Еврейской автономной области согласно Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». После приобретения жилых помещений в соответствии с постановлением правительства Еврейской автономной области от 04.06.2013 № 244-пп «О реализации закона ЕАО от 28.03.2014 № 488-03 «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ЕАО» комитету по управлению государственным имуществом правительства ЕАО необходимо будет произвести следующие действия: включить в установленном порядке в реестр государственного имущества области приобретенные жилые помещения; подготовить проект решения правительства области о включении в специализированный жилищный фонд области приобретенных жилых помещений, находящихся в государственной собственности области, и закреплении приобретенных жилых помещений за управлением жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства области на праве оперативного управления; оформить соответствующие документы по закреплению приобретенных жилых помещений за управлением жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства области.

Управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства области заключает договоры найма специализированных жилых помещений с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставляет приобретенные жилые помещения, включенные в специализированный жилищный фонд области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не позднее двух месяцев после включения приобретенных жилых помещений в специализированный жилищный фонд области.

Системное толкование приведенных норм права в совокупности с обстоятельствами, установленными в ходе рассмотрения настоящего дела, позволяют сделать вывод о том, что в действиях должника по исполнительным производствам о предоставлении жилых помещений – правительства ЕАО отсутствуют виновные умышленные действия, либо бездействие, направленные на неисполнение судебного акта.

Указанные обстоятельства с точки зрения положений процессуального законодательства, регулирующего вопросы вступления в законную силу и исполнения решении суда, а также норм Федерального закона от 02.102007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд, считает, что имеются основания для освобождения должника от исполнительского сбора, поскольку финансирование обязательств по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот, осуществляется за счет средств областного бюджета, исполнение требований исполнительного документа возможно на основании государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует финансирования, а также соблюдения установленных процедур, порядка и сроков.

При указанных обстоятельствах, суд находит заявление правительства ЕАО обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-200 КАС РФ, суд -

О п р е д е л и л:

Заявление правительства Еврейской автономной области об освобождении от уплаты исполнительского сбора - удовлетворить.

Освободить правительство Еврейской автономной области от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного судебным приставом исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Шипиловой С. А. от 27.10.2021 по исполнительному производству № 40069\21\27027-ИП от 30.09.2021.

Определение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.

Судья                                                                               О.А. Юртаева

13а-370/2022

Категория:
Другие
Статус:
Удовлетворено
Истцы
Информация скрыта
Суд
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области
Судья
Юртаева Ольга Анатольевна
Дело на странице суда
birobidzhansky--brb.sudrf.ru
28.02.2022Материалы переданы в производство судье
01.03.2022Решение вопроса о принятии к производству
10.03.2022Судебное заседание
11.03.2022Материалы сданы в отдел судебного делопроизводства
07.04.2022Материал оформлен
07.04.2022Материал передан в архив
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее