Судебный акт #1 (Решение) по делу № 7-202/2023 от 17.08.2023

№ 7-202/2022

УИД 38RS0030-01-2022-003969-07

Р Е Ш Е Н И Е

20 сентября 2023 г. г. Иркутск

Судья Иркутского областного суда Глотова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО1 на постановление судьи Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 24 июля 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Усть-Илимская городская больница»,

У С Т А Н О В И Л :

постановлением судьи Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 24 июля 2023 г. областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Усть-Илимская городская больница» (далее - ОГБУЗ «Усть-Илимская городская больница») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, защитник ФИО1 просит об отмене постановления судьи городского суда, как незаконного и необоснованного. В обоснование доводов жалобы указывает, что для проведения санитарно-эпидемиологического обследования, по результатам проведения которого выявлены нарушения, явившиеся поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, отсутствовали законные основания, предусмотренные Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в связи с чем указывает, что акт обследования является недопустимым доказательством. Приводит довод о необоснованности вменения ряда нарушений в отношении отдельных пациентов.

Законный представитель ОГБУЗ «Усть-Илимская городская больница», защитники ФИО1, ФИО2, ФИО3, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения Иркутским областным судом жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявили, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие названных лиц.

Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ) на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункты 1 и 3 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ).

Согласно пункту 2 Указа Губернатора Иркутской области от 12 октября 2020 г. № 279-уг «О режиме функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Иркутская область определена территорией, на которой предусматривается комплекс ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 года N 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 г. № 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», пунктом 3.5 которых установлено, что медицинская организация, установившая предварительный или заключительный диагноз COVID-19, направляет в установленном порядке в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), по месту выявления заболевания, экстренное извещение в отношении пациента, у которого выявлено заболевание COVID-19.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 4 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» (далее - СанПиН 3.3686-21).

Согласно пункту 24 СанПиН 3.3686-21 о каждом случае инфекционной болезни, носительства возбудителей инфекционной болезни или подозрения на инфекционную болезнь, а также в случае смерти от инфекционной болезни медицинские работники обязаны в течение 2 часов сообщить по телефону, а затем в течение 12 часов в письменной форме (или по каналам электронной связи) представить экстренное извещение в территориальный орган, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по месту выявления больного (независимо от места его постоянного пребывания).

Для обеспечения оперативной передачи информации о пациенте территориальным органам, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, может быть предоставлен доступ к территориальным медицинским информационным системам (пункт 25 СанПиН 3.3686-21).

В соответствии с пунктом 31 СанПиН 3.3686-21 эпидемиологический анамнез собирается медицинским работником. При сборе эпидемиологического анамнеза устанавливают: место и время контакта с источником (человеком или животным) инфекционного заболевания или фактора его передачи (сырьем животного происхождения, употребления недоброкачественной воды или пищевых продуктов); нахождения на территории, где регистрировалась неблагополучная эпидемиологическая обстановка, потенциальных эпизоотических очагах; факта укусов животных, насекомых, членистоногих, нахождения в природных условиях; факта получения травм, ожогов, ран, проведения медицинских парентеральных манипуляций; сведения об иммунизации, реакции на введение вакцин. Данные эпидемиологического анамнеза вносятся в медицинские документы больного

Как следует из материалов дела и установлено судьей городского суда, в ходе санитарно-эпидемиологического обследования, проведенного в период с 13 октября 2022 г. по 21 октября 2022 г. на основании распоряжении начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе от 13 октября 2022 г в отношении ОГБУЗ «Усть-Илимская городская больница», расположенного по адресу: <адрес изъят>, установлено, что ОГБУЗ «Усть-Илимская городская больница» допустило нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в период осуществления на территории Иркутской области ограничительных мероприятий, предотвращающих возникновение угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, введенного Указом Губернатора Иркутской области от 12 октября 2020 г. № 279-уг.

Выявлены следующие нарушения:

1) в нарушение требований пункта 3.5 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и пункта 24 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», предусматривающих обязанность организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, в течение 2 часов по телефону, а затем в течение 12 часов в письменной форме (или по каналам электронной связи) с момента выявления заболевания сообщить о каждом случае инфекционной (паразитарной) болезни или подозрения на нее, в течение сентября 2022 года ОГБУЗ «Усть-Илимская городская больница» несвоевременно направлялись экстренные извещения в отношении следующих лиц с положительным результатом обследования на COVID-2019:

- ФИО4 (диагноз установлен 9 сентября 2022 г., а экстренное извещение Номер изъят направлено 12 сентября 2022 г., то есть на третьи сутки);

- ФИО5 (диагноз установлен 22 сентября 2022 г., а экстренное извещение Номер изъят направлено 27 сентября 2022 г., то есть на пятые сутки);

- ФИО6 (диагноз установлен 09 сентября 2022 г., а экстренное извещение Номер изъят направлено 12 сентября 2022 г., то есть на третьи сутки);

- ФИО7 (диагноз установлен 2 сентября 2022 г., а экстренное извещение Номер изъят направлено 5 сентября 2022 г., то есть на третьи сутки);

- ФИО8 (диагноз установлен 31 августа 2022 г., а экстренное извещение Номер изъят направлено 6 сентября 2022 г., то есть на шестые сутки);

- ФИО9 (диагноз установлен 8 сентября 2022 г., а экстренное извещение Номер изъят направлено 12 сентября 2022 г., то есть на четвертые сутки);

- ФИО10 (диагноз установлен 9 сентября 2022 г., а экстренное извещение Номер изъят направлено 15 сентября 2022 г., то есть на шестые сутки);

- ФИО11 (диагноз установлен 15 сентября 2022 г., а экстренное извещение Номер изъят направлено 19 сентября 2022 г., то есть на четвертые сутки);

- ФИО12 (диагноз установлен 17 сентября 2022 г., а экстренное извещение Номер изъят направлено 20 сентября 2022 г., то есть на третьи сутки);

- ФИО13 (диагноз установлен 15 сентября 2022 г., а экстренное извещение Номер изъят направлено 19 сентября 2022 г., то есть на четвертые сутки).

2) в нарушение требований пункта 25 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» медицинские работники ОГБУЗ «Усть-Илимская городская больница», установив диагноз инфекционного заболевания - новая коронавирусная инфекция у пациентов ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО11, ФИО12, ФИО13 в течение 12 часов с момента установления диагноза новая коронавирусная инфекция, не воспользовались предоставленным доступом к территориальной медицинской информационной системе для обеспечения оперативной передачи информации о пациенте – экстренных извещений о пациентах с установленным диагнозом новая коронавирусная инфекция;

3) в нарушение требований пункта 31 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» медицинскими работниками ОГБУЗ «Усть-Илимская городская больница» при осмотре инфекционных больных ФИО11, ФИО14 не собраны сведения об эпидемиологическом анамнезе, данные которого не внесены в медицинские документы больных, медицинские карты на указанных стационарных больных не заведены.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: письмом заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Иркутской области от 7 октября 2022 г. (л.д. 5); копией распоряжения начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе от 13 октября 2022 г. о проведении эпидемиологического расследования очага инфекционного (паразитарного) заболевания (л.д. 6); копией акта санитарно-эпидемиологичесого обследования от 21 октября 2022 г. (л.д. 7); копиями экстренных извещений и иных медицинских документов (л.д. 10-33); протоколом об административном правонарушении Номер изъят от 1 ноября 2022 (л.д. 51-54) и другими материалами дела.

Вышеперечисленным доказательствам, отвечающим требованиям статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьей городского суда на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, с соблюдением правил статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дана надлежащая правовая оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В ходе производства по делу установлено, что ОГБУЗ «Усть-Илимская городская больница» не приняты все зависящие от него меры по соблюдению санитарных правил, выполнению санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.

Вывод судьи городского суда о наличии в деянии ОГБУЗ «Усть-Илимская городская больница» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом исключения из объема предъявленного обвинения нарушения требований заполнения бланков первичной медицинской документации – экстренных извещений об установлении инфекционного заболевания формы № 058У, утвержденных приказом Минздрава СССР от 4 октября 1980 г. № 1030, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Доводы жалобы о недоказанности вины ОГБУЗ «Усть-Илимская городская больница» в совершении вмененного административного правонарушения направлены на иную оценку исследованных доказательств, установленные обстоятельства и выводы о виновности привлекаемого к административной ответственности лица в совершении указанного административного правонарушения не опровергают.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ОГБУЗ «Усть-Илимская городская больница», несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку в стране, в которой больница продолжала оказание медицинской помощи больным, тем не менее имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, однако не приняла все зависящие от нее меры по их соблюдению.

Довод жалобы о том, что результат проверочных мероприятий оформлен актом санитарно-эпидемиологического обследования, а не актом эпидемиологического расследования очага инфекционного (паразитарного) заболевания, как на то указано в распоряжении начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе от 13 октября 2022 г., основанием для отмены состоявшегося по делу судебного акта не является, поскольку, как верно указал судья городского суда, из материалов дела следует, что в отношении ОГБУЗ «Усть-Илимская городская больница» в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ было проведено санитарно-эпидемиологическое расследование лабораторно подтвержденных случаев инфекционного (паразитарного) заболевания, по результатам проведения которого составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Закрепление по результатам эпидемиологического расследования выявленных нарушений в акте, поименованном актом санитарно-эпидемиологического обследования, не свидетельствует о нарушении порядка проведения такого мероприятия, как эпидемиологическое расследование очага инфекционного (паразитарного) заболевания.

Также судьей городского суда обоснованно в постановлении указано на допустимость акта, как доказательства по данному делу об административном правонарушении.

Доводы рассматриваемой в Иркутском областном суде жалобы защитника ФИО1, включая несогласие с вменением ряда нарушений в отношении отдельных пациентов, а также иные доводы аналогичны тем, которые являлись предметом рассмотрения судьи городского суда и обоснованно признаны несостоятельными по основаниям, изложенным в постановлении по делу об административном правонарушении. Не согласится с выводами судьи городского суда оснований не имеется.

В период, относящейся к событию вмененного административного правонарушения, Иркутская область являлась территорией, на которой действует комплекс ограничительных и иных мероприятий, направленных на борьбу с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19) (Указ Губернатора Иркутской области от 12.10.2020 N 279-уг (ред. от 27.05.2022) «О режиме функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»).

Вмененное ОГБУЗ «Усть-Илимская городская больница» нарушение санитарных правил в период ограничительных и иных мероприятий, введенных вышеназванным Указом Губернатора Иркутской области, представляет опасность для окружающих, образует объективную сторону части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, действия ОГБУЗ «Усть-Илимская городская больница» правильно квалифицированы по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с нормами названного Кодекса и законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Административное наказание ОГБУЗ «Усть-Илимская городская больница» в виде штрафа назначено в пределах санкции части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с применением частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении наказания судья городского суда с учетом источника финансирования учреждения здравоохранения, в целях защиты законных экономических интересов юридического лица, пришел к выводу о назначении административного штрафа в размере ниже низшего предела. Назначенное наказание является справедливым и соразмерным содеянному.

Постановление о привлечении ОГБУЗ «Усть-Илимская городская больница» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 – 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного постановления, не установлено, оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решиЛ:

постановление судьи Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 24 июля 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Усть-Илимская городская больница» оставить без изменения, жалобу защитника ФИО1 - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья С.А. Глотова

7-202/2023

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ОГБУЗ "Усть-Илимская городская больница"
Другие
Куприянов А.А.
Гвоздик Т.Е.
Никитина Л.А.
Суд
Иркутский областной суд
Судья
Глотова Светлана Александровна
Статьи

ст.6.3 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
oblsud--irk.sudrf.ru
18.08.2023Материалы переданы в производство судье
20.09.2023Судебное заседание
11.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.10.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее