Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Южа Ивановской области 07 августа 2024 года
Палехский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Пятых Л.В., с участием:
истца ФИО1,
представителя ответчика ОБУЗ «Южская ЦРБ» ФИО5., действующей по доверенности;
представителя третьего лица отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Ивановской области ФИО4, действующей по доверенности,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к областному бюджетному учреждению здравоохранения «Южская центральная районная больница» о праве на получение специальной социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением (с учетом последующих уточнений) к Областному бюджетному учреждению здравоохранения «Южская центральная районная больница» (далее по тексту ОБУЗ «Южская ЦРБ») о защите права на получение специальной социальной выплаты предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 г. N 2568 "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования".
Как следует из представленного заявления, истец осуществляет трудовую деятельность в ОБУЗ «Южской ЦРБ» в штатной должности медицинской сестры врачебной комиссии, отнесенной к среднему медицинскому персоналу. При наличии условий, предусмотренных п.п. «д» п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 г. № 2568, получив право на специальную социальную выплату с 01.01.2023 года, вплоть до февраля 2024 года работодателем она была включена в реестры работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, и получала таковую, однако с марта 2024 года ответчиком во включении ее в указанные реестры отказано, со ссылкой на изменения условий получения мер социальной поддержки, внесенные постановлением Правительства РФ от 20.03.2024 года №343.
Считая необоснованными действия ответчика, руководствуясь положениями постановления Правительства РФ от 31.12.2022 года №2568, постановления Правительства РФ от 20.03.2024 года, истец просит:
обязать ОБУЗ «Южская ЦРБ» включить ФИО1 в реестр медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 года № 2568 "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования" с ДД.ММ.ГГГГ, и направить данный реестр в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ивановской области для осуществления выплат.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что вплоть до марта 2024 года она была включена ответчиком в реестры, направляемые в отделение Фонда пенсионного и социального страхования, и получала указанную специальную социальную выплату, однако с марта 2024 года была исключена из реестров.
Представитель ответчика ОБУЗ «Южская ЦРБ» Фёдорова Ю.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала, в обоснование к чему указала о том, что в связи с изменениями, внесенными постановлением от 20.03.2024 года №343-ФЗ в постановление Правительства РФ от 31.12.2022 года №2568, новая редакция п. 2 указанного Постановления предусматривает установление специальной социальной выплаты «категориям медицинских работников, оказывающим медицинскую помощь..». Тогда как должность истца «медицинская сестра врачебной комиссии» не предусматривает оказание медицинской помощи в соответствии с определением, данным этому понятию Федеральным законом №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», и как следствие, истец не отвечает требованиям, установленным п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 года №2568.
Представитель привлеченного к участию в деле третьего лица Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Ивановской области Зиновьева О.В., в судебном заседании удовлетворению исковых требования возражала. Со ссылками на положения ст.ст. 32, 33 Федерального закона от 21.11.2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ», п.п. 2,4 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 года и Правила осуществления Фондом пенсионного и социального страхования РФ специальной социальной выплаты…, утвержденные постановлением Правительства РФ №2568 от 31.12.2022 года, указала о том, что должность истца «медицинская сестра врачебной комиссии» не поименована в Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 года № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников», и не относится к категориям медицинских работников, которые могут претендовать на получение специальных социальных выплат. Кроме того, указала, что истец в соответствии с должностной инструкцией не оказывает первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара в рамках программы обязательного медицинского страхования, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для включения ее в реестр медицинских работников, имеющих право на получение спорной социальной выплаты.
Представитель привлеченного к участию в деле третьего лица Департамента здравоохранения Ивановской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Заслушав истца, представителя ответчика, представителя третьего лица Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Ивановской области, допросив свидетеля ФИО3, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
в соответствии со ст. 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан в РФ), организация охраны здоровья основывается на функционировании и развитии государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения (ч. 2).
В соответствии с ч.3 ст. 29 указанного Федерального закона № 323-ФЗ, государственную систему здравоохранения составляют в том числе:
подведомственные федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов РФ медицинские организации и фармацевтические организации (п.п 3 ч. 3 ст. 29).
Частную систему здравоохранения составляют создаваемые юридическими и физическими лицами медицинские организации, фармацевтические организации и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья (ч. 5).
В силу п. 8 ст. 3, ст. 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" базовая программа обязательного медицинского страхования является составной частью программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством РФ.
К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере обязательного медицинского страхования относятся установление в территориальных программах обязательного медицинского страхования дополнительных объемов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования (п. 2 ст. 8 Федерального закона N 326-ФЗ).
Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в рамках реализации базовой программы в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования (ч. 9 ст. 35, ч. 1 ст.36 Закона об ОМС). При этом территориальная программа обязательного медицинского страхования может включать в себя перечень страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой (ч. 7 ст. 36 Закона об ОМС).
Объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования, распределяются решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь, а также потребности застрахованных лиц в медицинской помощи (ч.10 ст 36 Закона об ОМС).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 20 Закона об ОМС, медицинские организации обязаны бесплатно оказывать застрахованным лицам медицинскую помощь в рамках программ обязательного медицинского страхования.
Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ участниками обязательного медицинского страхования являются: территориальные фонды; страховые медицинские организации; медицинские организации.
С учетом изложенного областные бюджетные учреждения здравоохранения входят в государственную систему здравоохранения и участвуют в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования и (или) территориальной программы обязательного медицинского страхования.
В целях развития системы специализированного санитарно-эпидемиологического надзора и медико-санитарного обеспечения работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда согласно Указу Президента РФ от 11 октября 2004 г. № 1304 образовано Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА), подведомственное Минздравсоцразвития России. Положение о названном агентстве утверждено Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 г. N 206.
ФМБА России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, в том числе на объектах и территориях закрытых административно-территориальных образований, по перечню, утверждаемому Правительством РФ.
Правительство РФ распоряжением от 21.08.2006 г. № 1156-р утвердило перечень организаций и перечень территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России.
Финансовое обеспечение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, подведомственными Федеральному медико-биологическому агентству, включая предоставление дополнительных видов и объемов медицинской помощи, предусмотренных законодательством РФ, населению закрытых административно-территориальных образований, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, и работникам организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также в части расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную базовой программой обязательного медицинского страхования), осуществляется за счет бюджетных ассигнований Федерального бюджета.
Изложенное свидетельствует о том, что организации, подведомственные Федеральному медико-биологическому агентству, входят в государственную систему здравоохранения и могут участвовать в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования, территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также предоставлении дополнительных видов и объемов медицинской помощи, не включенной в базовую программу, на предусмотренных законодательством РФ определенных территориях, в организациях и их работникам.
Соответственно и медицинские работники (специалисты) организаций подведомственных Федеральному медико-биологическому агентству могут быть задействованы, как в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования и (или) территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также могут оказывать дополнительные виды и объем бесплатной медицинской помощи, не включенные в базовую программу, за счет бюджетных ассигнований Федерального бюджета.
Согласно абз.5 ч.1 ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Понятие заработной платы сформулировано в ч.1 ст. 129 ТК РФ, согласно которой она определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, в том числе на стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности.
Частью 2 ст. 72 Федерального закона 21.11.2011 N 323-ФЗ предусмотрено, что Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 N 2568 "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования" на федеральном уровне установлены меры дополнительной государственной социальной поддержки медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования (далее - постановление Правительства от 31.12.2022 N 2568)
При этом п. 2 данного Постановления установлено, что с 01.01.2023 специальная социальная выплата осуществляется следующим категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в том числе:
а) врачи центральных районных, районных и участковых больниц;
д) специалисты со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц;
з) младший медицинский персонал центральных районных, районных и участковых больниц;
к) младший медицинский персонал станций (отделений) скорой медицинской помощи;
л) медицинские сестры (фельдшеры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.
Постановлением Правительства РФ от 15.08.2023 № 1336 внесены изменения в п. 3 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568, в частности подпункт "а" изложен в следующей редакции: а) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием центральных районных, районных и участковых больниц. Указанные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.
Данными положениями Постановления № 2568 (в редакции, действующей до 21.03.2024) назначение специальной социальной выплаты медицинским работникам, указанным в подпунктах "а", "д" п. 2, не поставлено в зависимость от осуществления такими работниками трудовой деятельности по оказанию медицинской помощи, входящей в состав программы обязательного медицинского страхования. Названное условие отнесено Постановлением N 2568 именно к медицинскому учреждению. Сама медицинская организация должна входить в государственную и муниципальную систему здравоохранения и участвовать в реализации программ обязательного медицинского страхования (базовой либо территориальных).
Постановлением Правительства РФ от 20.03.2024 № 343 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ", медицинские работники, имеющие право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с п.2 Постановления N 2568, разделены на категории, указанные в п.п. "а-г", и в том числе:
- п. «а» врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием центральных районных, районных и участковых больниц, а также больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства, расположенных на отдельных территориях РФ, в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях, перечень которых утвержден распоряжением Правительства РФ от 21 августа 2006 г. N 1156-р;
- п. «д» - средний медицинский персонал центральных районных, районных и участковых больниц, а также больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства, расположенных на отдельных территориях РФ, в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях, перечень которых утвержден распоряжением Правительства РФ от 21 августа 2006 г. № 1156-р.
Разделение медицинских работников на категории работников центральных районных больниц, а также больниц и медико-санитарных частей, находящихся в ведении ФМБА, с учетом специфики деятельности ФМБА и предоставляемых медицинских услуг (в том числе не включенных в базовую программу ОМС, но гарантированных государством и финансируемых за счет бюджетных ассигнований) и обусловило иные изменения п.2 Постановления N 2568 (изложенного в редакции постановления Правительства РФ от 20.03.2024 N 343):
«"2. Установить с 1 января 2023 г. специальную социальную выплату следующим категориям медицинских работников, оказывающим медицинскую помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства), медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области:".
Из п. 2 и п.п. «д» п. 2 Постановления № 2568 (в новой редакции) не следует каких-либо дополнительных условий для получения специальной социальной выплаты медицинскими работниками (врачами и специалистами со средним медицинским образованием) центральных районных, районных и участковых больниц, при условии, что сама медицинская организация входит в государственную и муниципальную систему здравоохранения и участвует в реализации программ обязательного медицинского страхования (базовой либо территориальных).
Требований по непосредственному осуществлению медицинскими работниками, отнесенными к данной категории, программы обязательного медицинского страхования, оказанию специализированной либо первичной медико-санитарной помощи, выполнению трудовой функции в условиях стационара, либо иных критериев, не содержит ни Постановление № 2568, ни Разъяснения Министерства здравоохранения РФ по применению Постановления N 2568, утвержденные приказом от 10.03.2023 года N 99н.
Согласно п. 18 Постановления N 2568 Министерству здравоохранения РФ по согласованию с Министерством труда и социальной защиты РФ предписано давать разъяснения по применению настоящего постановления.
При этом в указанных Разъяснениях, утвержденных приказом от 10.03.2023 N 99н, отмечено, что при осуществлении специальной социальной выплаты, в том числе, учитывается, что специальная социальная выплата производится медицинским работникам, указанным в подпункте "д" пункта 2 Постановления N 2568, работающим в центральных районных, районных и участковых больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их филиалами, так и структурными подразделениями медицинских организаций (п.4).
Согласно п. 3 Разъяснений должности медицинских работников, а также должности руководителей медицинских организаций и их заместителей определены в номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Постановления N 2568 специальную социальную выплату осуществляет Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (в ред. от 20.03.2024).
Кроме того, вышеназванным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 года № 2568 утверждены Правила осуществления указанной выплаты (далее по тексту Правила).
Пунктом 2 Правил установлено, что выплата осуществляется работникам, занимающим штатные должности по состоянию на 01.01.2023, в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также вновь пришедшим на вакантные должности в медицинские организации.
Выплата перечисляется медработникам ежемесячно на основе данных медицинских организаций (пункт 3 Правил).
Начисление выплаты производится за календарный месяц исходя из исполнения работником трудовой функции, установленной трудовым договором, а также суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце. Расчет отработанного времени ведется с округлением до десятой части числа в большую сторону.
Из пунктов 4 - 7, 8, 10 Правил следует, что для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования РФ по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты (далее - реестр).
Реестр формируется с указанием сведений о медицинской организации периода, за который осуществляется специальная социальная выплата (календарный месяц), а также сведений по каждому работнику с указанием категории, должности (профессии), размера выплаты и т.д.
Специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования РФ в течение 7 рабочих дней со дня получения территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования РФ реестра.
Согласно п. 10 Правил N 2568 медицинская организация несет ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случаях, когда в I квартале 2023 года специальная социальная выплата не установлена медицинскому работнику, имеющему право на ее получение, по организационно-техническим и иным причинам, она подлежит выплате ему в полном объеме во II квартале 2023 года за период со дня возникновения права на нее.
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению при разрешении настоящего спора, являются: наличие у работника среднего медицинского образования и занятость по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в должности, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 года № 2568, а также исполнение работником трудовой функции, установленной трудовым договором, в соответствующем календарном месяце.
Основаниями начисления специальной социальной выплаты являются два критерия: вид больницы (центральная районная, районная, участковая) и требование к работе медицинской организации или ее структурных подразделений, расположенных в населенных пунктах с определенным количеством населения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ОБУЗ «Южская ЦРБ» является медицинской организацией - центральной районной больницей, входящей в государственную систему здравоохранения Ивановской области и участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, будучи включенной в перечень соответствующих организаций постановлением Правительства Ивановской области от 19.02.2024 года №50-П «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на территории Ивановской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов (в том числе с изменениями от 01.07.2024 года).
Согласно структуры ОБУЗ «Южской ЦРБ», утвержденной приказом Департамента здравоохранения Ивановской области №64 от 04.03.2019 года, поликлиника для взрослых, является структурным подразделением указанного учреждения (л.д.65-68), оказывающим лицензируемые виды медицинской деятельности в рамках обязательного медицинского страхования (л.д. 56-63).
К таким лицензируемым видам деятельности отнесены в том числе: экспертиза временной нетрудоспособности, экспертиза профессиональной пригодности, медицинские освидетельствования, медицинские и профилактические осмотры (л.д. 56-63).
Медицинский осмотр, в соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, не требует согласия обследуемого
Ст. 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" во взаимосвязи с другими положениями данного Федерального закона определяются статус и предназначение врачебной комиссии и консилиума врачей в системе организации оказания медицинской помощи.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (части 1 и 2).
В силу п. 2 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05 мая 2012 года N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации" врачебная комиссия медицинской организации (далее - врачебная комиссия) создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи гражданам.
Врачебная комиссия осуществляет функции, в том числе, принятие решений по вопросам профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в наиболее сложных и конфликтных ситуациях, требующих комиссионного рассмотрения; оценка качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов; принятие решения по вопросам назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами в соответствии с законодательством РФ; рассмотрение обращений (жалоб) по вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи граждан в медицинской организации; иные функции, предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ.
Врачебная комиссия (подкомиссия врачебной комиссии) состоит из председателя, одного или двух заместителей председателя, секретаря и членов комиссии.
Заседания врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) проводятся не реже одного раза в неделю на основании планов-графиков, утверждаемых руководителем медицинской организации.
В случае необходимости по решению руководителя медицинской организации могут проводиться внеплановые заседания врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии).
В ОБУЗ «Южская ЦРБ» порядок создания и деятельности врачебной комиссии утвержден приказом от ДД.ММ.ГГГГ.
К функциям врачебной комиссии ОБУЗ «Южской ЦРБ» отнесены в том числе: принятие решений по вопросам профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации и санитарно-курортного лечения граждан в наиболее сложных и конфликтных ситуациях (п.4.1 Порядка); принятие решений по вопросам назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами в соответствии с законодательством РФ (п. 4.12).
В составе врачебной комиссии значится секретарь врачебной комиссии (ВК)-медицинская сестра врачебной комиссии, а в случае ее отсутствия секретарь врачебной комиссии назначается из числа членов врачебной комиссии, либо функции секретаря могут выполняться самим председателем врачебной комиссии (п.5.5.
Как следует из приказа «о составе и периодичности работы врачебной комиссии ОБУЗ «Южской ЦРБ» периодичность проведения комиссии определена – 3 раза в неделю: понедельник, среда, пятница с 15.00 до 16.00 часов.
ФИО1 (добрачная фамилия <данные изъяты>) окончила ОГОУ СПО «Шуйский медицинский колледж, по специальности «Сестринское дело» и ДД.ММ.ГГГГ ей присвоена квалификация «Медицинская сестра», что подтверждается дипломом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 76).
Согласно удостоверению о повышении квалификации от ДД.ММ.ГГГГ, выданному Многопрофильным учебным центром дополнительного профессионального образования «Образовательный стандарт», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 прошла обучение по программе «Первичная медико-профилактическая помощь населению» (л.д. 77)
Согласно сертификата специалиста № от ДД.ММ.ГГГГ (действительного в течении 5 лет) ФИО1 допущена к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности по специальности «Сестринское дело» (л.д. 77).
На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 (ранее <данные изъяты> была принята в МБУЗ «Южская ЦРБ» на должность медицинская сестра по массажу с ДД.ММ.ГГГГ, постоянно по основному месту работы (л.д. 69). С ней заключен трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 70-71, 72-73).
На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ ответчик переведена на другую работу в поликлинике «Южской ЦРБ» по основному месту работы постоянно, в должности «Медицинская сестра врачебной комиссии» с ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует трудового договора № от 13.апреля 2012 года, а также дополнительного соглашения к данному договору от ДД.ММ.ГГГГ, договор заключен на неопределенный срок, в числе обязанностей работника значится добросовестное и в полном объеме исполнение трудовых обязанностей, предусмотренных данным договором, а также должностной инструкцией (п. 2.2. договора). Работнику установлен должностной оклад в размере <данные изъяты>, а также выплаты компенсационного характера, в том числе за работу с вредными и (или) опасными и иными условия труда в размере 15% от должностного оклада (<данные изъяты>), выплаты стимулирующего характера:
- за стаж непрерывной работы в размере 30% должностного оклада,
- за оказание амбулаторной помощи до <данные изъяты> из расчета на 1 ставку по результатам оценки деятельности в соответствии с такими показателями, как: выполнение нормативов объемов медицинской помощи на одну должность;
- за выполнение критериев оценки эффективности деятельности, таких как отсутствие: обоснованных жалобы на качество и объем оказания медицинской помощи; дефектов выполнения врачебных назначений; дефектов оформления медицинской документации, несоблюдение сроков предоставления отчетности, а также соблюдение норм медицинской этики и деонтологии по заключению врачебной комиссии (л.д. 75).
Указанная должность медицинской сестры врачебной комиссии, согласно должностной инструкции, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, предусматривает наличие среднего профессионального образования по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело» и сертификат специалиста по специальности «Сестринское дело», «Общая практика», «Сестринское дело в педиатрии» без предъявления требований к стажу работы.
Как следует из должностной инструкции, в должностные обязанности ФИО1 включены обязанности в том числе:
участвовать в организации работы врачебной комиссии; проводить заседания совместно с членами врачебной комиссии, согласно утвержденному графику; регулировать поток пациентов, в случае очного проведения врачебной комиссии; своевременно оформлять медицинскую документацию, касающуюся работы врачебной комиссии; готовить медицинскую документацию в МСЭ; вести статистическую отчетность по работе врачебной комиссии, вести мониторинг заболевших ОРЗ и СOVID-19; участвовать в организации диспансеризации и ведению отчетной документации льготной категории граждан; проводить санитарно-просветительскую работу по профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни; постоянно участвовать в профилактической работе подразделения, а именно – в подготовке и проведении профилактических медицинских осмотров, диспансеризации определенных групп взрослого населения, подготовке отчетной документации по данным мероприятиям, выполнение иных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией.
Вопреки утвержденному распорядку работы врачебной комиссии (3 дня в неделю по 1 часу), в соответствии с представленными ОБУЗ «Южская ЦРБ» в материалы дела табелями учета использования рабочего времени, количество рабочих дней ФИО1 в марте 2024 года составило 20 дней, в апреле 2024 года - 21 дней, в мае 2024 года – 20 дней, в июне 2024 года – 18 дней (л.д.86-91).
Как ранее действующей Номенклатурой должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 N 1183н, утратившим силу с 01.09.2023, так и действующей с настоящее время Номенклатурой должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.05.2023 N 205н, должность медицинской сестры врачебной комиссии не предусмотрена в числе должностей специалистов со средним профессиональным медицинским образованием (средний медицинский персонал).
Вместе с тем, ст. 57 ТК РФ устанавливает, что обязательным для включения в трудовой договор является в т.ч. трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Согласно ст. 195.1 ТК РФ квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника; профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
В соответствии со ст. 195.3 ТК РФ если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой указанной статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
Приказом Минздравмедпрома РФ от 18 января 1996 г. N 16 "О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения" утвержден Порядок составления штатного расписания учреждением здравоохранения.
Согласно п. п. 2, 5 этого Порядка штатная структура и штатное расписание разрабатываются учреждениями здравоохранения самостоятельно; порядок расположения структурных подразделений и должностей в них определяется руководителем учреждения здравоохранения на основании примерных форм штатного расписания, приведенных в приложениях.
Согласно п. 8 Приказа Минздравмедпрома РФ от 18.01.1996 N 16, наименования структурных подразделений и должностей в них пишутся в соответствии с номенклатурами врачебных и провизорских должностей, должностей среднего медицинского и фармацевтического персонала, перечнями должностей служащих и профессий рабочих, утвержденными в установленном порядке.
Постановлением Правительства Ивановской области от 30.12.2015 года №642-п учреждениям Ивановской области, подведомственным Департаменту здравоохранения Ивановской области, предписано привести в соответствие с утвержденной номенклатурой должностей медицинских работников и фармацевтических работников, должности медицинских работников, специалистов, занятых в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг (п. 4.2).
В соответствии с пп. 10, 13 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинским работником является физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность. При этом медицинская деятельность - это профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Пункт 10 ст. 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" раскрывает содержание понятия "медицинская деятельность".
Из взаимосвязанного толкования указанных норм следует, что понятие "медицинская деятельность" шире, чем понятие "медицинская услуга".
В соответствии со ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" право на осуществление медицинской деятельности в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.
Положениями Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н, установлены требования к квалификации медицинской сестры: среднее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Сестринское дело", "Общая практика", "Сестринское дело в педиатрии" без предъявления требований к стажу работы.
Согласно разд. 3.1 Профессионального стандарта "Медицинская сестра/медицинский брат", утвержденного Приказом Минтруда России от 31.07.2020 N 475н, к медицинской сестре предъявляются следующие квалификационные требования: среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности "Сестринское дело" или среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности "Лечебное дело" или "Акушерское дело" и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по специальности "Сестринское дело".
В разделе "Должностные обязанности" квалификационной характеристики медицинской сестры установлен перечень основных функций, которые могут быть поручены работнику, занимающему данную должность.
Кроме того, в данном профессиональном стандарте содержатся особые условия допуска к работе, в том числе наличие сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста по специальности "Сестринское дело".
В судебном заседании достоверно установлено, что ОБУЗ «Южская ЦРБ» является медицинской организацией, входящей в государственную систему здравоохранения, участвует в базовой программе обязательного медицинского страхования и территориальной программе обязательного медицинского страхования, оказывает первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, в которой истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время на основании трудового договора по основному месту работы занимает штатную должность.
Согласно справке территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области (Ивановостат) от 22.07.2024 года, на 01.01.2024 года численность населения Южского муниципального района составила 19.100 человек (л.д.).
ФИО1 работая в должности медицинской сестры врачебной комиссии ОБУЗ «Южской ЦРБ» в структурном подразделении «поликлиника» в <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, имея среднее медицинское образование, и выполнявшая свои трудовые функции, установленные трудовым договором, относящиеся к должности специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием (средний медицинский персонал), относится к категории среднего медицинского персонала центральной районной больницы, для которых подпунктом «д» п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 года N 2568 (в том числе в действующей редакции) установлена специальная социальная выплата, а потому подлежала включению работодателем весь спорный период времени (с марта 2024 года) в реестр работников, имеющих право на получение такой выплаты.
Неисполнение работодателем требований вышеуказанных нормативных правовых актов, предписывающих приведение в соответствие с утвержденной номенклатурой должностей медицинских работников и фармацевтических работников, должности медицинских работников, специалистов, занятых в сфере здравоохранения, в части не приведения наименования должности, занимаемой истцом «медицинская сестра врачебной комиссии» в соответствие в действующей номенклатурой должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 02.05.2023 N 205н, само по себе не может являться основанием для ограничения и лишения истца права на получение мер социальной поддержки медицинским работникам.
Из сообщения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ (изложенного в письменном отзыве) следует, что с ДД.ММ.ГГГГ, реестр сведений для осуществления специальной социальной выплаты ФИО1, в адрес Отделения не поступал, соответственно выплаты не производились (л.д. л.д.).
Доводы ответчика и представителя третьего лица отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Ивановской области, а также заслушанного в судебном заседании свидетеля ФИО3, о том, что ответчик по занимаемой должности непосредственно не задействована в оказании медицинских услуг, не осуществляя первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара в рамках программы обязательного медицинского страхования, не могут служить основанием для отказа в иске, поскольку все предусмотренные постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2022 г. N 2568 условия для назначения ФИО1 специальной социальной выплаты соблюдены.
Кроме того, ни положениями Постановления N 2568, ни Разъяснениями по порядку его применения не установлены иные критерии, в зависимости от осуществления такими работниками трудовой деятельности по оказанию медицинских услуг, в рамках программы обязательного медицинского страхования. Названное условие отнесено Постановлением N 2568 именно к медицинскому учреждению.
Из пункта 2 Постановления N 2568 не следует каких-либо дополнительных условий для получения специальной социальной выплаты медицинскими работниками центральных районных, районных и участковых больниц, при условии, что сама медицинская организация входит в государственную и муниципальную систему здравоохранения и участвует в реализации программ обязательного медицинского страхования (базовой либо территориальных).
Более того, медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг (п. п. 3 и 9 ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 323-ФЗ).
Таким образом понятие медицинской помощи не идентично понятию медицинских услуг.
Вопреки положениям Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 года N 2568, ФИО1 работодателем в соответствующий реестр работников включена не была, и, соответственно, сведения в отношении нее для осуществления соответствующей выплаты в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования РФ не направлены, тем самым, без каких-либо предусмотренных положениями действующего законодательства оснований работник был лишен гарантированных государством мер социальной поддержки.
При таких обстоятельствах, по мнению суда, ответчиком нарушено гарантированное медицинскому работнику государством право на получение мер социальной поддержки, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что заявленные истцом требования о возложении на работодателя обязанности по включению истца в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, и направлению соответствующих сведений в Фонд пенсионного и социального страхования, являются законными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, паспорт гражданина РФ <данные изъяты>,
к Областному бюджетному учреждению здравоохранения «Южская центральная районная больница», <данные изъяты>, - удовлетворить.
Обязать Областное бюджетное учреждение здравоохранения «Южская центральная районная больница» включить ФИО1 в реестр медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года N 2568 "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования" с 01 марта 2024 года, и направить данный реестр в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области для осуществления выплат.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Палехский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий Л.В. Пятых
Мотивированное решение изготовлено 14 августа 2024 года