56RS0018-01-2023-011201-47
№2-1063/2024 (2-9375/2023)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 февраля 2024 года г. Оренбург
Ленинский районный суд г. Оренбурга
в составе председательствующего судьи Плясуновой А.А.,
при секретаре Колесниковой Е.Е.,
с участием помощника прокурора Буглаковой К.Е.,
представителя ответчика Нетрусова П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Оренбурга действующего в интересах Елина Александра Петровича, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец прокурор г. Оренбурга обратился в суд в защиту интересов Елина А.П., указав, что согласно рекомендациям индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида N от ... Елину А.П. рекомендованы ТСР:
- 6-04-05 костыли подмышечные с устройством противоскольжения;
- 6-11-02 поручни (перила) для самоподнимания прямые (линейные);
- 7-01-01 кресло-коляска с ручным приводом комнатная (для инвалидов и детей-инвалидов);
- 7-05-01 кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (для инвалидов и детей-инвалидов);
-12-01-02 ортопедические брюки;
- 23-01-02 кресло-стул с санитарным оснащением (без колес).
На основании заявления Елина А.П. от ... посредством электронного сертификата (активирован ...) обеспечен ... креслом-коляской с ручным приводом комнатной и креслом –коляской с ручным приводом прогулочной (обеспечение ТСР до ...).
По заявлению от ... Елин А.П. обеспечен ... креслом-стулом с санитарным основанием (без колес) (обеспечение ТСР до ...).
До настоящего времени Елин А.П. не обеспечен костылями подмышечными с устройством противоскольжения, поручнями (перилами) для самоподнимания прямыми (линейными), ортопедическими брюками, согласно заявлению от ....
В результате длительного непредоставления ОСФР по Оренбургской области Елину А.П. технических средств реабилитации не созданы необходимые и гарантированные законом комфортные условия существования инвалида, чем причинены нравственные и физические страдания.
Просит суд взыскать с отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области в пользу Елина А.П. компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей ввиду бездействие отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области, выраженное в длительном не обеспечении Елина А.П. ... г.рождения, инвалида ..., техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или аббилитации инвалида.
Представитель истца помощник прокурора г. Оренбурга Буглакова К.Е. в судебном заседании исковые требования поддержала, указала, что Елин А.П. был обеспечен техническими средствами реабилитации, но с нарушениями сроков.
Елин А.П. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации Нетрусов П.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, указала, что Елин А.П. обеспечен техническими средствами реабилитации, в связи с чем требования о компенсации морального вреда полагала не подлежащими удовлетворению.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения явившихся участников процесса, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида – комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (части 1, 3 и 14 статьи 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
В силу части 2 статьи 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее – Правила).
В абз. 2 п. 2 Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом«а» п. 3 Правил установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абз. 1 п. 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий личность инвалида, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида, а также документ, подтверждающий его полномочия, программа реабилитации (заключение).
В силу п. 5 Правил Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Судом установлено, что Елин А.П. является инвалидом второй группы по общему заболеванию, бессрочно, состоит на учете в отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области для обеспечения техническими средствами реабилитации.
В соответствии с ИПРА инвалида N от ..., Елин А.П. нуждается в получении:
- 6-04-05 костыли подмышечные с устройством противоскольжения;
- 6-11-02 поручни (перила) для самоподнимания прямые (линейные);
- 7-01-01 кресло-коляска с ручным приводом комнатная (для инвалидов и детей-инвалидов);
- 7-05-01 кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (для инвалидов и детей-инвалидов);
-12-01-02 ортопедические брюки;
- 23-01-02 кресло-стул с санитарным оснащением (без колес).
... Елин А.П. обратился к ответчику для обеспечения техническими средствами реабилитации, был поставлен на учет для обеспечения техническими средствами реабилитации.
Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор города Оренбурга указал, что Елин А.П. не обеспечен техническими средствами реабилитации: костылями подмышечными с устройством противоскольжения, поручнями (перилами) для самоподнимания прямыми (линейными), ортопедическими брюками.
Вместе с тем судом установлено, что в рамках заключенного государственного контракта N от ... Елину А.П. ... было выдано (выслано) направление N на получение костылей подмышечных с устройством противоскольжения, ... Елин А.П. был обеспечен данным ТСР.
... в рамках заключенного государственного контракта N Елину А.П. ... было выдано (выслано) направление N на получение поручней (перил) для самоподнимания прямых (линейных), ... Елин А.П. был обеспечен данным ТСР.
В части обеспечения Елина А.П. ортопедическими брюками был заключен государственный контракт N от ..., в рамках которого Елину А.П. было выдано (выслано) направление N.
Согласно условиям вышеуказанного государственного контракта исполнитель осуществляет выполнение работ, предусмотренных контрактом, по обеспечению получателя изделием в течение 30 календарных дней с даты обращения получателя за изделием, при предъявлении им направлений, согласно направленных заказчиком реестров направлений.
В связи с ограниченным сроком выполнения работ (по ... включительно) исполнителем контракта ортопедические брюки Елину А.П. не были изготовлены.
По результатам проведенной закупки ... был заключен государственный контракт N на выполнение работ по обеспечению специальной одежды в 2024 году. Елин А.П. был включен в реестр получателей, обеспеченных направлениями.
Поскольку истец в установленный законом срок не был обеспечения техническими средствами реабилитации, суд приходит к выводу, что истцу, являющемуся инвалидом, были причинены нравственные и физические страдания, поскольку отсутствие рекомендованных средств реабилитации неизбежно влечет ограничение жизнедеятельности инвалида, создавая при этом дополнительные препятствия для его социальной адаптации. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое, в том числе, в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
При решении вопроса о моральном вреде, суд обоснованно исходил из требований статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность являются нематериальными благами, принадлежащими гражданину от рождения или в силу закона. Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Пунктом 3 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
В соответствии со статьей 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации определены случаи, когда компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Из изложенного следует, что моральный вред – это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. К числу таких нематериальных благ относится жизнь, здоровье (состояние физического, психического и социального благополучия человека), семейные и родственные связи. В случае причинения гражданину морального вреда (физических или нравственных страданий) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Право на компенсацию морального вреда возникает при наличии предусмотренных законом оснований и условий ответственности за причинение вреда, а именно физических или нравственных страданий потерпевшего, то есть морального вреда как последствия нарушения личных неимущественных прав или посягательства на иные нематериальные блага, неправомерного действия (бездействия) причинителя вреда, причинной связи между неправомерными действиями и моральным вредом, вины причинителя вреда.
При этом несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
Поскольку, предусматривая в качестве способа защиты нематериальных благ компенсацию морального вреда, закон (статьи 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) устанавливает лишь общие принципы для определения размера такой компенсации, суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 ГК РФ, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд исходит из фактических обстоятельств дела, срока и причины несвоевременного обеспечения истца техническими средствами реабилитации, наличия у него инвалидности, степени и длительности нравственных страданий, нуждаемости в технических средствах реабилитации, степени вины ответчика, не исполнившего возложенную законом обязанность, что повлекло нарушение прав инвалида, гарантированных Конституцией Российской Федерации, приходит к выводу о взыскании компенсации морального вреда в размере 20 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Оренбурга действующего в интересах Елина Александра Петровича, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области о компенсации морального вреда – удовлетворить частично.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области в пользу Елина Александра Петровича компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
В удовлетворении остальной части требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 08 февраля 2024 года
Судья: Плясунова А.А.