ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Богомазова Е.А.
дело № 12-98/2022
поступило 11.03.2022
РЕШЕНИЕ
26 апреля 2022г. г.Улан-Удэ
Судья Верховного Суда Республики Бурятия Матвеева Н.А., при секретаре Федоровой Ю.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Климентьевой М.В. на постановление судьи Советского районного суда г.Улан-Удэ от 12 октября 2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ в отношении Климентьевой ФИО11
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Советского районного суда г.Улан-Удэ от 12 октября 2021 года Климентьева М.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.20.6.1 КоАП РФ, подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000руб.
В жалобе поданной в вышестоящий суд Климентьева М.В. просит постановление судьи районного суда отменить. Одновременно с подачей жалобы заявила ходатайство о восстановлении срока обжалования.
В заседании вышестоящего суда Климентьева М.В. доводы жалобы поддержала.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участвующих лиц, прихожу к следующему.
Заявляя ходатайство о восстановлении срока Климентьева М.В. указывает, что она не была извещена надлежащим образом о рассмотрении дела, о назначении штрафа узнала от судебного пристава – исполнителя.
Оценив перечисленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что со стороны Климентьевой М.В. не усматривается явное злоупотребление принадлежащим правом на своевременное обжалование постановления суда, с учетом индивидуальности заявляемых доводов.
С учетом конституционного права каждого на судебную защиту и установленных статьей 24.1 КоАП РФ задач производства по делам об административных правонарушениях, в целях исключения неопределенности в окончательности разрешения дела, суд считает возможным восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу жалобы.
Разрешая жалобу по существу, вышестоящий суд считает необходимым обжалуемое постановление суда отменить.
Частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, - и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ ответственность предусмотрена за совершение действий (бездействие), предусмотренных частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6.3 настоящего Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, и влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
В соответствии с пп. «а.2» п. «а» ст.10 Федерального закона от 21.12.1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство РФ устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 г. №417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (далее - Правила).
При угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается, в частности: осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью; осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации (п.4 Правил).
В силу ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ под ограничительными мероприятиями (карантин) понимаются административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Распоряжением Правительства Республики Бурятия от 07.02.2020 г. № 72-р в целях предупреждения возникновения на территории Республики Бурятия чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением коронавирусной инфекции, и принятия своевременных мер по их ликвидации (минимизации последствий) с 10 февраля 2020 года до стабилизации санитарно-эпидемиологической обстановки, связанной с возможным переносом и распространением коронавирусной инфекции, введен для территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Бурятия режим функционирования «повышенная готовность».
В связи с приведенными нормативными актами в целях недопущения возникновения и распространения инфекции, вызванной новым типом коронавируса (COVID-2019) на территории Республики Бурятия, Главой Республики Бурятия принят Указ от 24.06.2021 № 183, в котором изложен ряд ограничительных мероприятий по нахождению на улицах и в иных общественных местах.
Пунктом 7 этого указа предусмотрено, возобновить с 12 июля 2021 года работу ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания, за исключением случая, указанного в абзаце первом настоящего пункта, при условии:
- окончания работы, оказания услуг не позже 23.00 часов, за исключением предприятий общественного питания, расположенных в коллективных средствах размещения и оказывающих услуги питания для проживающих;
- рассадки за одним столом не более четырех человек (без учета детей);
- соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к организации общественного питания.
Из протокола об административном правонарушении установлено, что в период времени с .... 18.09.2021 года в караоке-бар «<...> по адресу: <...> Клементьева М.В., являясь администратором, осуществила услугу общественного питания.
Эти обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами: протоколом по делу об административном правонарушении, объяснением привлекаемого лица, рапортом сотрудника полиции, трудовым договором между ИП Гавриловой Н.П. и Клементьевой М.В., должностной инструкцией администратора, выпиской из ЕГРИП, протоколом допроса свидетеля Вроновой К.П., протоколом допроса потерпевшей Симаковой Н.А.
Установлено, что Клементьева М.В. согласно трудового договора и должностной инструкции обладает организационно-распорядительными функциями, в том числе по соблюдению мер и предосторожностей, ведение журналов и соблюдение всех правил и норм в период коронавирусной ситуации (п.3.1.14 договора), по контролю за правилами работы предприятия (п.2.16 инструкции).
Кроме того, в материалах дела имеются сведения о привлечении Клементьевой М.В. 15.10.2020 года к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, постановление вступило в законную силу 17.11.2020.
При этом, доводы жалобы о том, что трудовой договор Климентьева М.В. не подписывала, а в должностной инструкции подпись выполнена не ею подлежат отклонению, учитывая, что составленный в отношении нее протокол об административном правонарушении она подписала без каких-либо замечаний.
Доводы об оказании на нее давления, допустимыми доказательствами не подтверждены.
Вместе с тем, при рассмотрении настоящей жалобы вышестоящий суд учитывает следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 17 февраля 2021 года, дан ответ на вопрос, подлежат ли применению положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ при производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 КоАП РФ, в случае отмены правовых норм, устанавливающих правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации (вопрос 22).
Из ответа следует, что отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном соответствующей частью статьи 20.6.1 КоАП РФ, либо отмены состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (пункт 5 части 1 статьи 24.5 данного кодекса).
Новый Указ Главы Республики Бурятия от 03.03.2022 № 44 «О дополнительных мерах по защите населения и территории Республики Бурятия от чрезвычайной ситуации, связанной с возникновением и распространением инфекции, вызванной новым типом коронавируса (COVID-19)» не содержит требование об ограничениях работы ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания, при условии окончания работы, оказания услуг не позже 23.00 часов.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Таким образом, постановление районного суда подлежит отмене в связи с тем, что Указ Главы Республики Бурятия от 24 июня 2021 года № 183 в настоящее время утратил силу на основании Указа Главы Республики Бурятия от 03.03.2022 № 43.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.3, ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Ходатайство Климентьевой ФИО13 о восстановлении срока для подачи жалобы удовлетворить. Восстановить Климентьевой ФИО14 срок для подачи жалобы на постановление судьи от 12 октября 2021г.
Постановление судьи Советского районного суда г.Улан-Удэ от 12 октября 2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ в отношении Климентьевой ФИО12 отменить, производство по делу прекратить на основании п. 5 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Судья Верховного Суда
Республики Бурятия Н.А. Матвеева