Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-201/2023 ~ М-176/2023 от 27.03.2023

Дело № 2- 201/2023 копия

УИД59RS0032-01-2023-000230-36              

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Очерский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего Козловой В.А.,

при секретаре судебного заседания Шардаковой В.А.,

    рассмотрев 11 мая 2023 года в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-201/2023 по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к Администрации Очерского городского округа Пермского края

о прекращении нарушений санитарного законодательства и защите прав потребителей,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее – Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю) обратилось в суд с иском, с учетом уточненных требований к Администрации Очерского городского округа Пермского края, просит признать действия ответчика к Администрации Очерского городского округа Пермского края, выразившиеся в оказании услуг по водоснабжению с нарушением санитарного законодательства, противоправными в отношении граждан проживающих в д. Бурдино, Очерского городского округа Пермского края,

возложить на Администрацию Очерского городского округа Пермского края обязанность устранить нарушение санитарного законодательства в срок до 31.12.2025, а именно:

- получить положительное санитарно – эпидемиологическое заключение о соответствии разработанного проекта зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения скважины № 1755, расположенной по адресу: д. Бурдино, Очерского городского округа Пермского края в срок до 30.09.2025,

- получить положительное санитарно – эпидемиологическое заключение на использование водного объекта скважины № 1755, расположенной по адресу: д. Бурдино, Очерского городского округа Пермского края в срок до 31.12.2025.

Обязать Администрацию Очерского городского округа Пермского края довести до сведения потребителей решение суда в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации или иным способом.

В обоснование требований указано, что в целях проведения актуализации данных о водных объектах (источниках) используемых для питьевого и хозяйственного водоснабжения населения и юридических лиц на территории Очерского городского округа Пермского края, Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю, была запрошена информация, согласно которой установлено, что ООО «Сантехсервис» оказывает услуги по водоснабжению населения в д. Бурдино и д. Верх - Речки, Очерского городского округа Пермского края на основании договора аренды муниципального имущества № 30-2022 от 02.06.2022. Собственником водозаборных скважин является Администрация Очерского городского округа Пермского края. Источник водоснабжения в д. Бурдино и в д. Верх - Речки, Очерского городского округа Пермского края состоит из водопровода, скважины № 1755, которые расположены д. Бурдино, Очерского городского округа Пермского края и переданы ООО «Сантехсервис» согласно приложению № 1 к договору аренды муниципального имущества № 30-2022 от 02.06.2022. Переданное имущество используется для добычи подземных вод и обеспечения населения д. Бурдино и д. Верх - Речки, Очерского городского округа Пермского края услугами центрального питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения.

Согласно реестров санитарно – эпидемиологических заключений размещенных на официальном сайте Управления, информация о выдаче положительных санитарно – эпидемиологических заключений на проектную документацию о соответствии проекта организации зон санитарной охраны водозабора подземных вод хозяйственно – питьевого назначения для водоснабжения водозаборной скважины № 1755 в д. Бурдино и д. Верх - Речки, Очерского городского округа Пермского края, отсутствует. Информация о выдаче положительных санитарно – эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта скважины № 1755 в д. Бурдино и д. Верх - Речки, Очерского городского округа Пермского края, отсутствует.

Таким образом, водоснабжение населения д. Бурдино и д. Верх - Речки, Очерского городского округа Пермского края осуществляется из водоисточников, не имеющих положительные санитарно – эпидемиологические заключения на проектную документацию о соответствии проекта организации зон санитарной охраны водозабора подземных вод хозяйственно – питьевого назначения для водоснабжения и о качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следовательно, не соблюдаются требования ст.11, 18, 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 г.; ч.1 ст.10, ч.3 ст.23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» №416 от 07.12.2011 г., СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Представитель Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Спирина С.Ю. в судебное заседание не явилась, о дате и времени заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в её отсутствие, настаивает на удовлетворении и уточненных требований.

Представитель администрации Очерского городского округа Пермского края Каменских Е.П. в судебное заседание не явилась, уведомлена, просила рассмотреть дело в её отсутствие. В письменных пояснениях к иску указала, что согласно ст.52 Федерального закона №131-ФЗ, формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом №131-ФЗ, а также, принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ. Просила установить срок для исполнения требований истца до 31.12.2025 года включительно, учитывая объемы и сроки исполнения заявленных обязательств, возложенных на органы местного самоуправления.

Представитель третьего лица ООО «Сантехсервис» в судебное заседание не явился, уведомлен, возражений не представил.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что приказом Роспотребнадзора от 09.07.2012 №713 утверждено Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, на основании которого осуществляет свою деятельность Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю (л.д. 6 -11).

Согласно договора аренды муниципального имущества от 02.06.2022 №30-2022, Управление земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Очерского городского округа, выступающего от имени собственника муниципального имущества – муниципального образования «Очерский городской округ» (Арендодатель) передал, а ООО «Сантехсервис» (Арендатор) принял в аренду объекты водоснабжения, расположенные на территории п.Павловский, д.Верещагино, п.Подсобное хозяйство, д.Бурдино, д.Верх-Речки Очерского городского округа, согласно Приложению № 1 к настоящему договору. Срок аренды установлен на период с 01.07.2022 по 30.07.2022 с дальнейшей пролонгацией договора на период разработки концессионной документации и проведения конкурсных процедур (п.1.2. Договора). Имущество предоставлено Арендатору для обеспечения населения питьевой водой, обслуживания объектов водоснабжения, подключения новых абонентов к сетям водоснабжения, выдачи технических условий, а также иных целей, не противоречащих назначению имущества (п.1.3. Договора) (л.д. 17-19).

Согласно Приложению № 1 к настоящему договору источник водоснабжения в д. Бурдино и д. Верх - Речки, Очерского городского округа Пермского края состоит артезианской скважины № 1755 с кадастровым номером 59:31:0000000:110 и водопроводной сети, протяженностью 2037 м с кадастровым номером 59:31:0000000:1893, которые расположены в д. Бурдино, Очерского городского округа Пермского края и переданные ООО «Сантехсервис» по договору аренды муниципального имущества от 02.06.2022 года № 30-2022 (л.д. 20).

Переданное имущество используется для добычи подземных вод и обеспечения населения д. Бурдино и д. Верх - Речки, Очерского городского округа Пермского края услугами центрального питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Согласно реестров санитарно – эпидемиологических заключений размещенных на официальном сайте Управления, информация о выдаче положительных санитарно – эпидемиологических заключений на проектную документацию о соответствии проекта организации зон санитарной охраны водозабора подземных вод хозяйственно – питьевого назначения для водоснабжения водозаборной скважины № 1755 в д. Бурдино, Очерского городского округа Пермского края, отсутствует.

Информация о выдаче положительных санитарно – эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта скважины № 1755 в д. Бурдино, Очерского городского округа Пермского края, отсутствует.

Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии со статьей 43 Водного кодекса Российской Федерации, для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно- эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения.

Санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены в Санитарных правилах и нормах «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110- 02».

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 1.3 СанПиН 2.1.4.1110- 02). ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения (пункт 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Санитарные мероприятия должны выполняться в пределах второго и третьей поясов ЗСО - владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения (подпункт "б" пункта 1.15 СанПиН 2.1.4.111002).

В соответствии ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ - юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг; осуществлять гигиеническое обучение работников.

Согласно ч.1, ч.3 ст.18 названного Федерального закона №52-ФЗ, водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

На основании п.3.6.,3.7. Общих требований по профилактике инфекционных и паразитарных болезней, санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13, в целях предупреждения биологического и химического загрязнения источников водопользования устанавливаются зоны санитарной охраны. Разрешение на использование водного объекта допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Данные нарушения также указывают на нарушение требований ч.3 ст.23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», а именно осуществление забора воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения из водных объектов скважин, ведется из не разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.10 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Соответственно, при осуществлении эксплуатации централизованных систем холодного водоснабжения расположенных в д. Бурдино, Очерского городского округа Пермского края должны приниматься меры по обеспечению безопасности названных систем, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращения возникновения аварийных ситуаций, снижения риска и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций, снижения последствий аварийных ситуаций.

Согласно п.1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

В силу п.1.11. СанПиН 2.1.4.1110-02, проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. Пунктом 1.13 названных правил установлено, что проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ организация водоснабжения населения относится к вопросам местного значения муниципального района.

Исходя из изложенного нормативно-правового регулирования, обязанности по разработке проектов зон санитарной охраны, получению санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, установлению в соответствии с Земельным и Водным кодексами Российской Федерации ограничения в использовании земельных участков, расположенных в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, лежат на муниципальном образовании Очерский городской округ, исполнительно-распорядительным органом которого является администрация Очерского городского округа Пермского края, осуществляющая полномочия собственника в отношении них, независимо от того, кому и на каком основании переданы данные объекты в пользование и владение.

Таким образом, администрация Очерского городского округа Пермского края при осуществлении деятельности по распределении воды неопределенному кругу потребителей д. Бурдино и д. Верх - Речки, Очерского городского округа Пермского края, допущено нарушение вышеназванного законодательства.

Из представленных документов следует, что водоснабжение населения д. Бурдино и д. Верх - Речки, Очерского городского округа Пермского края осуществляется из водоисточников, не имеющих положительные санитарно-эпидемиологические заключения на проектную документацию о соответствии проекта организации зон санитарной охраны водозабора подземных вод хозяйственнопитьевого назначения для водоснабжения и о качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следовательно, не соблюдены требования ст.11, ст.18. ст.39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г.; ч. 1., ст. 10, ч. 3, ст. 23 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» № 416 от 07.12.2011 г., СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Администрация Очерского городского округа Пермского края не разработан проект организации зон санитарной охраны участка водозабора подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (скважины) расположенной в д. Бурдино, Очерского городского округа Пермского края с наличием заключения органов Роспотребнадзора, что не соответствует требованиям п.1.13. СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», допускает использование водных объектов (скважин) водозабора подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения д. Бурдино и д. Верх - Речки, Очерского городского округа Пермского края без наличия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов п. Павловский Очерского городского округа.

Из вышеизложенного следует, что иск Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю к ответчику Администрации Очерского городского округа Пермского края подлежит удовлетворению.

При этом, в соответствии с ч.1 ч.2 ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

По мнению суда, срок до 31.12.2025 является разумным сроком для разработки проектов организации зон санитарной охраны участка водозабора и получении санитарно-эпидемиологических заключений.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю удовлетворить частично.

Признать действия ответчика к Администрации Очерского городского округа Пермского края, выразившиеся в оказании услуг по водоснабжению с нарушением санитарного законодательства, противоправными в отношении граждан проживающих в д. Бурдино и д. Верх - Речки, Очерского городского округа Пермского края.

Возложить на Администрацию Очерского городского округа Пермского края обязанность устранить нарушение санитарного законодательства в срок до 31.12.2025, а именно:

- получить положительное санитарно – эпидемиологическое заключение о соответствии разработанного проекта зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения скважины № 1755, расположенной по адресу: д. Бурдино, Очерского городского округа Пермского края в срок до 31.12.2025,

- получить положительное санитарно – эпидемиологическое заключение на использование водного объекта скважины № 1755, расположенной по адресу: д. Бурдино, Очерского городского округа Пермского края в срок до 31.12.2025.

Обязать Администрацию Очерского городского округа Пермского края довести до сведения потребителей решение суда в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации или иным способом.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Очерский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья

Копия верна: судья                 В.А. Козлова

2-201/2023 ~ М-176/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермксому краю
Ответчики
ООО "Сантехсервис"
Другие
Администрация Очерского городского округа
Суд
Очерский районный суд Пермского края
Судья
Козлова Вера Алексеевна
Дело на странице суда
ocher--perm.sudrf.ru
27.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.03.2023Передача материалов судье
29.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.04.2023Судебное заседание
11.05.2023Судебное заседание
12.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.07.2023Дело оформлено
07.07.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее