№5-113/2022
УИД № 10RS0015-01-2022-000602-60
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
09 июня 2022 года г.Пудож
Судья Пудожского районного суда Республики Карелия Карлова Е.В.,
рассмотрев в Пудожском районном суде РК (г.Пудож, ул.Пушкинад,44) дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.6.1 КоАП РФ, в отношении Шалина Александра Сергеевича, родившегося <данные изъяты>
установил:
Шалин А.С. около 19 час. 30 мин. 12.03.2022, находясь по адресу: г.Пудож, ул.Пионерская, д.3, повторно совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1ст.20.6.1 КоАП РФ, а именно допустил невыполнение правил поведения, при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза чрезвычайной ситуации, установленных Распоряжением Главы Республики Карелия от 12.03.2020 №127-р, а именно в нарушение п.8.4.1 указанного Распоряжения находился в здании в магазина «Магнит», без средств индивидуальной защиты (маски). За совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1ст.20.6.1 КоАП РФ, постановлением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия №5-7151/2021 от 07.10.2021, вступившим в законную силу 09.11.2021, был привлечен к административной ответственности в виде предупреждения. Указанные действия не влекут ответственность, предусмотренную ч.2ст.6.3 КоАП РФ.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Шалин А.С. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещался о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Ответственность по ч.1ст.20.6.1 КоАП РФ наступает за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, и влечет для граждан предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
Часть 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ указывает, что действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6.3. настоящего Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пп.«б» п.6, пп.«в» п.8 ст.4.1, пп.«м» и «у» п.1 ст.11, абз.5 ст.19 Закона № 68-ФЗ, п.1 Распоряжения № 127-р на территории Республики Карелия с 12 марта 2020 года введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия.
В силу п.8.4.1 Распоряжения № 127-р (в редакции, действующей на дату совершения вменяемого деяния) с 12 мая 2020 года введено обязательное использование средств индивидуальной защиты - масок, при этом маска должна закрывать нос, рот и подбородок, в том числе, при посещении торговых центров, магазинов, аптек, медицинских организаций, мест размещения иных организаций независимо от форм собственности, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления (абз.2).
При этом, пунктом 5 Распоряжения Главы Республики Карелия от 07 апреля 2022 года №153-р пункт 8.4.1 Распоряжения Главы Республики Карелия от 12 марта 2020 года №127-р изложен в следующей редакции: «Лицам, находящимся на территории Республики Карелия, обеспечить исполнение постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 года № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом»».
В связи с продолжающимся глобальным распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в целях снижения рисков распространения COVID-19 в Российской Федерации в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом в соответствии со статьей 31, подпунктом 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктом 1 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 года № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом» предписано: лицам, находящимся на территории Российской Федерации, обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.
Положения ч.2 ст.20.6.1 КоАП РФ являются бланкетными и отсылают к правилам поведения, устанавливаемым при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, то есть, применительно к спорным правоотношениям, к правилам поведения, установленным Распоряжением Главы Республики Карелия от 12 марта 2020 года №127-р.
Согласно ч.2 ст.54 Конституции Российской Федерации, ч.2 ст.1.7 КоАП РФ и правовой позиции, содержащейся в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08.12.2015 № 2735-О и от 27.09.2016 № 2017-О, изменение (пересмотр) правил, несоблюдение которых образует объективную сторону административных правонарушений, предусмотренных бланкетными диспозициями законодательства об административных правонарушениях, не может не оказывать влияния и на оценку противоправности соответствующего деяния.
При этом положения ч.2 ст.1.7 КоАП РФ должны подлежать учету при внесении изменений не только в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.12.2015 № 2735-О).
Соответственно, изменение (пересмотр) нормативных актов, устанавливающих правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности бланкетными нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если такое изменение устраняет противоправность совершенного лицом деяния (действий или бездействия), подразумевает наступление последствий, установленных положениями ч.2 ст.1.7 КоАП РФ во взаимосвязи с п.5 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Аналогичный правовой подход вытекает из постановлений Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2018 № 11-АД17-55, от 21.09.2017 № 11-АД17-41, от 14.09.2017 № 11-АД17-26, от 07.06.2017 №58-АД17-4.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вышеуказанные обстоятельства согласно ч.2 ст.26.2 КоАП РФ устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
На основании ст.26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
В подтверждение факта совершения Шалиным А.С. вменяемого административного правонарушения ОМВД России по Пудожскому району представлены протокол об административном правонарушении от 26.05.2022, содержащий пояснения привлекаемого лица; рапорт.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 года № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом» предусмотрена обязанность лиц, находящихся на территории Российской Федерации, обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах. При этом следует учитывать, что по аналогии права, под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (п.6 ст.3 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
При этом из материалов дела, невозможно установить, что помещение магазина «Магнит», расположенного по адресу: РК, г. Пудож, ул. Пионерская, д. 3, относится к месту массового пребывания людей в том его понятии, которое дается в пункте 6 статьи 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», и исходя из изложенного невозможно определить, допущено ли Шалиным А.С. нарушение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, имели место в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом, учитывая, что представление доказательств, подтверждающих факт совершения административного правонарушения лицом, привлекаемым к административной ответственности, возложено на должностное лицо, составляющее протокол.
В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, принимая во внимание, что никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу, судья приходит к выводу, что представленными доказательствами вина Шалина А.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.6.1 КоАП РФ (с учетом п.5 Распоряжения Главы Республики Карелия от 07 апреля 2022 года №153-р), бесспорно не подтверждена, имеются неустранимые сомнения в виновности Шалина А.С. в совершении вменяемого правонарушения.
По сведениям Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия, предоставленным по запросу суда, сезонный подъем заболеваемости ОРВИ и гриппом начинается осенью и заканчивается в марте-апреле в зависимости от циркуляции того или иного вида возбудителя, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19), для которой нет четких периодов сезонности, и подъемы заболеваемости обусловлены циркуляцией новых штаммов возбудителя, что не позволяет применительно к положениям пункта п.8.4.1 Распоряжения Главы Республики Карелия от 12 марта 2020 года №127-р (в редакции Распоряжения Главы Республики Карелия от 07 апреля 2022 года №153-р) сделать вывод о наличии состава инкриминируемого привлекаемому лицу правонарушения.
Таким образом, представленных доказательств недостаточно для установления состава вменяемого Шалину А.С. административного правонарушения. При этом обвинительные доказательства согласно ст.26.11 КоАП РФ не могут иметь заранее установленной силы.
Учитывая положения вышеуказанных норм права и установленные по делу обстоятельства в совокупности, судья полагает, что вина Шалина А.С. во вменяемом правонарушении не доказана, то есть отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.6.1 КоАП РФ.
Положениями п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании изложенного производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.6.1 КоАП РФ, в отношении Шалина А.С. подлежит прекращению в соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Шалина Александра Сергеевича прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пудожский районный суд Республики Карелия в течение 10 суток с момента получения копии постановления.
Вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г.Санкт-Петербург, ул.Садовая, д. 26).
Судья Карлова Е.В.