Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2399/2022 ~ М-2467/2022 от 02.09.2022

70RS0001-01-2022-003976-44

№ 2-2399/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 октября 2022 года Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи А.С. Лонь

при секретаре С.С. Мартыновой,

помощник судьи А.Ф. Питашева,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Томска, действующего в интересах Мунгалова АН, к Департаменту здравоохранения Томской области о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственного препарата, компенсации морального вреда,

с участием:

представителя процессуального истца – старшего помощника прокурора Черновой А.В.,

представителя ответчика – Черновой И.А., действующей на основании доверенности от 04.10.2022, сроком действия один год,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района г.Томска, действующий в интересах Мунгалова А.Н. (далее – процессуальный истец), обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения Томской области (далее – ответчик) о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственного препарата, компенсации морального вреда. В обоснование иска указано, что Мунгалов А.Н., /________/ г.р., является инвалидом второй группы. Согласно информации, представленной Областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Медико-санитарная часть /________/», Мунгалову А.Н. к лечению рекомендовано принимать по 1 таблетке 2 раза в день препарата «Апиксабан 2,5 мг» на постоянной основе. /________/ Мунгалов А.Н. обратился в филиал УМП «Томскфармация» «Аптека /________/» с рецептом серии 691440 /________/ на получение лекарственного препарата «Апиксабан», таблетки, покрытые пленочной оболочкой 2,5 мг /________/. В связи с отсутствием указанного лекарственного препарата в аптеке Мунгалов А.Н. был поставлен на отсроченное обслуживание. По истечению 10 рабочих дней с даты обращения в филиал УМП «Томскфармация» «Аптека /________/» лекарственный препарат Мунгалову А.Н. не был предоставлен, /________/ указанный препарат был приобретен Мунгаловым А.Н. самостоятельно за счет собственных средств. На основании изложенного, просит взыскать с Департамента здравоохранения /________/ в пользу Мунгалова А.Н. денежные средства в размере 2375 рублей, затраченные на приобретение лекарственного препарата «Апиксабан» (таблетки покрытые пленочной оболочкой 2,5 мг /________/), назначенного на основании рецепта серии /________/ /________/; компенсацию морального вреда в размере 8000 рублей.

Представитель процессуального истца Чернова А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, дала пояснения в рамках искового заявления.

Материальный истец Мунгалов А.Н., будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.

Представитель ответчика – Департамента здравоохранения Томской области Чернова И.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, не оспаривая фактических обстоятельств дела.

Выслушав представителя ответчика, изучив письменные доказательства, определив в соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) рассмотреть дело в отсутствие стороны истца, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

В силу положений п. «ж» п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав; полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья определяются Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ).

Статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ) определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды.

В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинским изделиям по рецептам на медицинские изделия.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинский организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей – инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2, и порядки формирования таких перечней (ч. 2 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ).

Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатно оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено ч.2 ст. 19 Федерального закона №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

Согласно п.1 ч.3 ст. 80 Федерального закона №323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов была утверждена постановлением Правительства РФ от 07.12.2019 №1610.

Федеральной программой, в частности, установлены: перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

Частью 4 ст. 9 3акона Томской области № 2-03 определено, что финансирование расходов на лечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан, указанных с настоящей статье, осуществляется за счет средств областного бюджета в пределах средств, предусмотренных 3аконом Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

В соответствии с п. 6 Порядка бесплатного обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области, утвержденного постановлением Администрации Томской области 11.04.2018 N2 161а (далее - Порядок) отпуск лекарственных препаратов осуществляется аптечными организациями, территориально прикрепленными к медицинским организациям, в которых граждане получают амбулаторную помощь, в соответствии с правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В соответствии с п. 4, 8 и 11 ч. 1 ст. 6 3акона Томской области № 2-03 уполномоченный исполнительный орган государственной власти в сфере организации лекарственного обеспечения населения Томской области организует обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан Российской Федерации, местом жительства которых является Томская область, за счет средств областного бюджета в соответствии с действующим Законодательством, а также участвует в определении объема расходов на лекарственное обеспечение населения Томской области и определяет перечень медицинских и аптечных организаций, участвующих в реализации льготного лекарственного обеспечения на территории Томской области.

Кроме того, Департамент здравоохранения Томской области исполняет функции по организации обеспечения лекарственным препаратами и выступает государственным заказчиком в сфере здравоохранения (п.10 Порядка).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами.

Пунктом 2.7 Порядка предусмотрено, что в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, аптечное учреждение организует его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.

Порядок обеспечения лекарственными средствами при их отсутствии в аптечном учреждении на момент обращения гражданина предусмотрен Методическими рекомендациями «Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг», одобренными Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации 10.07.2006.

В силу п. 1.16 Методических рекомендаций в случае отсутствия необходимых лекарственных средств в аптечном учреждении рецепт ставится на учет для гарантированного обеспечения и регистрируется в журнале.

Все обращения аптечных учреждений по неудовлетворенному спросу регистрируются, обрабатываются и анализируются фармацевтической организацией, осуществляющей поставку лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения.

В случае отсутствия лекарственного средства в фармацевтической организации, осуществляющей поставку лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения, информация об отсутствующих лекарственных средствах в течение одного дня передается в фармацевтическую организацию, которая организует поставку лекарственных средств на территорию субъекта Российской Федерации в течение 10 дней с момента регистрации рецепта в аптечном учреждении. Информация о возможности поставки необходимого лекарственного средства направляется в аптечное учреждение (пункт 1.17 Методических рекомендаций).

В случае отсутствия в фармацевтической организации оптовой торговли необходимого лекарственного средства фармацевтическая организация оптовой торговли обеспечивает закупку и поставку лекарственного средства в аптечное учреждение в течение 6 рабочих дней.

В судебном заседании установлено, следует из материалов дела, что Мунгалов А.Н. является инвалидом второй группы, что подтверждается справкой серии МСЭ-2019 /________/.

Согласно информации, представленной Областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Медико-санитарная часть №2», Мунгалову А.Н. к лечению рекомендовано принимать по 1 таблетке 2 раза в день препарата «Апиксабан 2,5 мг» на постоянной основе.

/________/ Мунгалов А.Н. обратился в филиал УМП «Томскфармация» «Аптека /________/» с рецептом серии /________/ на получение лекарственного препарата «Апиксабан», таблетки, покрытые пленочной оболочкой 2,5 мг /________/, в связи с отсутствием указанного лекарственного препарата в аптеке Мунгалов А.Н. был поставлен на отсроченное обслуживание.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение N 1).

В силу п. 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся в том числе организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.

Согласно п. 1 Положения о Департаменте здравоохранения Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 13.09.2010 №56 (далее - Положение), департамент здравоохранения Томской области является исполнительным органом государственной власти Томской области (далее - Орган), входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области и финансируемым за счет средств областного бюджета.

В соответствии с п. 2 Положения целью деятельности Органа является улучшение демографической ситуации путем обеспечения доступной и качественной медицинской и лекарственной помощи населению Томской области.

Согласно п. 10 Положения Департамент здравоохранения Томской области исполняет функции по организации обеспечения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами организаций здравоохранения, находящихся в ведении Томской области; выступает государственным заказчиком в сфере здравоохранения, организации лекарственного обеспечения (в части обеспечения лекарственными препаратами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение льготных лекарственных препаратов) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для нужд учреждений здравоохранения Томской области, подведомственных Органу, в том числе в рамках реализации мероприятий, предусмотренных региональным проектом "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)" в пределах выделяемых бюджетных средств.

Таким образом, на Департамент здравоохранения Томской области возложена обязанность по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями граждан, имеющих право на их получение.

При обращении Мунгалова А.Н. в филиал УМП «Томскфармация» «Аптека №58» с указанным рецептом, в связи с отсутствием медицинского изделия в аптеке рецепт поставлен на отсроченное обслуживание.

В судебном заседании установлено, сторонами не отрицалось, что Мунгалов А.Н. нуждается в регулярном и своевременном приеме лекарственного препарата, отсутствие препарата ставит под угрозу его жизнь и здоровье, в связи с чем /________/ Мунгалов А.Н. самостоятельно приобрел препарат стоимостью 2375 рублей, что подтверждается кассовым чеком от 29.06.2022, место расчета: Аптека «Мой доктор».

Согласно сведениям, представленным Департаментом здравоохранения Томской области, Мунгалову А.Н. лекарственный препарат с МНН «Апиксабан» был отпущен только 08 и 11 августа 2022 года, что отражено в реестре рецептов льготного отпуска по федеральной льготе.

Закупочные мероприятия лекарственных препаратов для целей льготного лекарственного обеспечения Департамент здравоохранения Томской области осуществляет в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно заявкам медицинских организаций.

Из приведенных выше нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Организация такого обеспечения на территории субъекта Российской Федерации – Томской области относится к компетенции Департамента здравоохранения Томской области, который должен предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению медицинскими препаратами льготной категории граждан. Непринятие этих мер вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, касающихся обеспечения названных лиц необходимыми им медицинскими препаратами, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания лицам медицинской помощи, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод гражданина и человека в Российской Федерации (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).

Среди таких способов защиты гражданских прав статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) называет возмещение убытков.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет производить для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Таким образом, если гражданин, имеющий право на получение государственной социальной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами, не был ими обеспечен своевременно и в полном объеме и данное обстоятельство привело к необходимости оплаты гражданином либо членом его семьи стоимости этих медицинских изделий за счет собственных средств или средств его семьи, то потраченные средства, подтвержденные документально, должны быть возмещены за счет государственного органа, не исполнившего должным образом возложенные на него задачи по организации лекарственного обеспечения населения, на основании статьи 15 ГК РФ как убытки, причиненные лицу, право которого было нарушено.

На основании изложенного следует, что требование истца о взыскании с Департамента здравоохранения /________/ в пользу Мунгалова А.Н. денежных средств в размере 2375 рублей, затраченных на приобретение лекарственного препарата «Апиксабан» (таблетки покрытые пленочной оболочкой 2,5 мг /________/), назначенного на основании рецепта серии /________/ /________/ подлежит удовлетворению.

Разрешая требование о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 12 ГК РФ установлено, что защита гражданских прав осуществляется путем компенсации морального вреда.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В судебном заседании установлено, что Мунгаловым А.Н. причинены нравственные страдания в результате бездействия ответчика и нарушения права истца на охрану здоровья.

Исходя из характера причиненныхМунгалову А.Н. нравственных страданий, длительности нарушения прав истца, обстоятельств причинения вреда, степени вины ответчика, продолжительности бездействия, требований разумности и справедливости, суд считает возможным определить размер денежной компенсации морального вреда в сумме 2000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Томска, действующего в интересах Мунгалова АН, к Департаменту здравоохранения Томской области о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственного препарата, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с Департамента здравоохранения Томской области за счет средств казны Томской области в пользу Мунгалова АН денежные средства, затраченные на приобретение лекарственного препарата, в размере 2375 (двух тысяч трехсот семидесяти пяти) рублей, а также компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей, а всего 4375 (четыре тысячи триста семьдесят пять) рублей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Томска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья (подпись) А.С. Лонь

Мотивированный текст решения изготовлен 18.10.2022.

Верно.

Судья А.С. Лонь

Секретарь С.С. Мартынова

2-2399/2022 ~ М-2467/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Мунгалов Александр Николаевич
Прокурор Октябрьского района г. Томска
Ответчики
Департамент здравоохранения Томской области
Другие
Чернова Ирина Александровна
Чернова Анастасия Валериевна
Суд
Кировский районный суд г. Томска
Судья
Лонь А.С.
Дело на странице суда
kirovsky--tms.sudrf.ru
02.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.09.2022Передача материалов судье
09.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.09.2022Подготовка дела (собеседование)
22.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.10.2022Судебное заседание
18.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее