Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-104/2022 от 16.02.2022

КОПИЯ

УИД: 89RS0005-01-2022-000968-39

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

"21" марта 2022 г.          город Ноябрьск

Судья Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Авдеенко Ю.О.,

с участием:

должностного лица Шарафеева И.В.,

рассмотрев жалобу начальника отдела природопользования и охраны окружающей среды общества с ограниченной ответственностью "Новатэк-Юрхаровнефтегаз" Шарафеева ИВ на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 03.02.2022 № 03/4-862/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 03.02.2022 начальник отдела природопользования и охраны окружающей среды общества с ограниченной ответственностью "Новатэк-Юрхаровнефтегаз" (далее – ООО "Новатэк-Юрхаровнефтегаз", общество, юридическое лицо) Шарафеев И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

В жалобе, поданной в Ноябрьский городской суд, Шарафеев И.В. просит об отмене постановления и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указывая на то, что заявка об актуализации сведений об объекте НВОС -П была направлена правопредшественником юридического лица ООО "Новатэк-Юрхаровнефтегаз" - АО "Новатэк-Пур", которому и было отказано в оказании государственной услуги. Кроме того, к моменту окончания проверки обществом совершены действия в отношении указанного объекта путем направления соответствующей заявки 22.09.2021 , по результатам рассмотрения которой выдано свидетельством об актуализации сведений об объекте НВОС.

При рассмотрении дела Шарафеев И.В. жалобу поддержал, ссылаясь на указанные в ней доводы, также дополнил, что в АО "Новатэк-Пур" в дату, которая указана как дата совершения административного правонарушения – 25.05.2021, он не работал, должностные обязанности в данном обществе не исполнял, следовательно, вмененное ему правонарушение не совершал. В ходе проведения проверки им была подана заявка об актуализации сведений об объекте НВОС которая была принята, о чем выдано соответствующее свидетельство.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, прихожу к следующему.

Статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, определяет и регулирует Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды).

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора (статья 69 Закона об охране окружающей среды).

В соответствии со статьей 69.2 Закона об охране окружающей среды объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (часть 1).

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (часть 2).

Сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС), подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:

о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;

об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;

об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

Актуализация учетных сведений об объекте НВОС осуществляется в порядке, предусмотренном Законом № 7-ФЗ, Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572 (далее - Правила).

Документы, подтверждающие необходимость актуализации сведений об объекте НВОС, подаются в тот территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором был поставлен на государственный учет указанный объект НВОС.

Пунктом 17 Правил предусмотрены основания для включения объектов в государственный реестр, которым является заявка, оформленная по установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации форме и содержащая сведения для внесения в государственный реестр, указанные в подпунктах "а" - "и", "м", "н" и "п" пункта 5 настоящих Правил, которая направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Таким образом, проверка представления в заявке данных, предусмотренных в подпунктах "а" - "и", "м", "н" и "п" пункта 5 Правил, обязательна.

Основанием для отказа в постановке на государственный учет объектов является отсутствие в составе заявки сведений, указанных в пункте 17 настоящих Правил. В указанном случае территориальный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю уведомление с указанием причин отказа в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки (пункт 20 Правил).

Как усматривается из материалов дела, что АО "Новатэк-Пур" реорганизовано в форме присоединения к ООО "Новатэк-Юрхаровнефтегаз", запись о прекращении юридического лица АО "Новатэк-Пур" внесена 20.08.2021.

На основании решения заместителя руководителя Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ -рш в период с 10.09.2021 по 23.09.2021 в отношении объекта НВОС – ..., контролируемого лица ООО "Новатэк-Юрхаровнефтегаз" проведена плановая выездная проверка с целью обеспечения государственного надзора за соблюдением данным обществом требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды. По результатам указанной проверки составлен акт проверки от 23.09.2021 .

В ходе проверки установлено, что для осуществления хозяйственной деятельности ООО "Новатэк-Юрхаровнефтегаз" эксплуатирует объект НВОС – ... расположенный по адресу: <адрес>, который поставлен на учет объектов НВОС, код объекта П. Ранее указанный объект эксплуатировался АО "Новатэк-Пур", которым 25.05.2021 была направлена заявка () по актуализации сведений об объекте НВОС в реестре, по результатам рассмотрения которой в актуализации сведений об объекте было отказано. Основанием к тому явилось то, что заявка заполнена не в соответствии с пунктом 17 Правил, а именно, отсутствовала дата государственной регистрации юридического лица; неверно указан тип стационарных источников для неорганизованных источников выбросов; отсутствовало наименование технологических процессов, применяемых технологий, в результате которых осуществляются выбросы; отсутствовали документы, подтверждающие изменение объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; отсутствовали подтверждающие документы о необходимости актуализации сведений об объекте НВОС, содержащиеся в федеральном государственном реестре в соответствии с пунктом 17 Административного регламента, утвержденного приказом Росприроднадзора от 06.02.2020 , а именно документы, подтверждающие замену юридического лица или индивидуального предпринимателя.

В процессе проверки должностным лицом Росприроднадзора сделан вывод о сокрытии должностным лицом ООО "Новатэк-Юрхаровнефтегаз" (правопреемником АО "Новатэк-Пур") Шарафеевым И.В. полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы при подаче заявки об актуализации сведений об объекте НВОС.

Выявленные нарушения явились основанием для составления в отношении должностного лица Шарафеева И.В. протокола по делу об административном правонарушении от 21.12.2021 и привлечения его к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного штрафа в размере 3 000 рублей.

Между тем с данными выводами должностного лица нельзя по следующим основаниям.

В соответствии с положениями части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При этом должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения подлежит привлечению к административной ответственности в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (часть 1 статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно примечанию в данной статье Кодекса под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Применительно к приведенному положению закона при привлечении к административной ответственности должностного лица надлежит выяснить относимость обязанностей, невыполнение или ненадлежащее выполнение которых образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена в Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, к конкретному должностному лицу на момент совершения правонарушения.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат в том числе: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Как следует из материалов дела, Шарафеев И.В. ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в ООО "Новатэк-Юрхаровнефтегаз" в соответствии с приказом -к, где работал на момент проведения проверки.

Таким образом, Шарафеев И.В. не исполнял организационно-распорядительные или административно-хозяйственные полномочия в АО "Новатэк-Пур" на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения его к административной ответственности (25.05.2021), следовательно, не может являться должностным лицом, к которому по смыслу положений статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может быть применена административная ответственность.

В рассматриваемом случае у должностного лица не имелось оснований для вывода о виновности Шарафеева И.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление, вынесенное в отношении Шарафеева И.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса в связи с отсутствием в деянии названного лица состава вменяемого административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальник отдела природопользования и охраны окружающей среды общества с ограниченной ответственностью "Новатэк-Юрхаровнефтегаз" Шарафеева ИВ отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья: (подпись)

...

12-104/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Шарафеев Игорь Вячеславович
Суд
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Авдеенко Юлия Олеговна
Статьи

ст.8.5 КоАП РФ

Дело на сайте суда
noyabrsky--ynao.sudrf.ru
16.02.2022Материалы переданы в производство судье
21.03.2022Судебное заседание
28.03.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
01.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.04.2022Направленная копия решения (определения) ВЕРНУЛАСЬ с отметкой о НЕВОЗМОЖНОСТИ ВРУЧЕНИЯ (п. 29.1 Пост. Пленума ВС от 19.12.2013 № 40)
21.04.2022Вступило в законную силу
27.09.2022Дело оформлено
27.09.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее